Совместимость овощей в тепличных условиях: какие культуры не следует сажать рядом

Совместимость овощей в тепличных условиях: какие культуры не следует сажать рядом

25
0

Эффективное использование пространства для посадок — это актуальная тема не только для огородников с небольшими участками. Каждую весну дачники сталкиваются с данной задачей, стремясь разместить в теплицах как можно больше растений, чтобы не ухудшить качество предполагаемого урожаев.

В одной теплице дачники нередко совмещают различные овощные культуры.

Что же делать, если в условиях нашего климата многие овощи не хотят расти и плодоносить в открытом грунте? А теплица — это не самое дешевое удовольствие. Если есть возможность установить несколько теплиц, это, конечно, облегчает задачу, но что делать, когда на участке лишь одна теплица? Хочется вырастить не только томаты, но и огурцы, перцы, баклажаны и другие теплолюбивые овощи.

Поэтому вопрос о том, какие культуры допускается сажать вместе, возникает довольно часто. Давайте постараемся разобраться и найти на него ответ.

Основные правила совместного выращивания культур

  • Какие растения растут вместе? Совместимость овощей на грядках
  • Что можно посадить на одной грядке? Удобное руководство по совмещению культур в огороде
  • Как сосуществуют разные виды овощей? О совместимости овощных культур

Хорошо, когда в теплице можно выделить зоны для различных культур.

В целом правила такие: можно совмещать растения с одинаковыми или схожими требованиями к условиям роста и ухода, тогда как нецелесообразно сажать культуры одного семейства, так как у них могут возникнуть схожие болезни и вредители.

Кроме того, необходимо учитывать взаимное влияние: некоторые растения способны защищать соседей от болезней или вредителей, в то время как другие могут негативно сказываться на тех, кто растет рядом.

Эти рекомендации актуальны как для теплиц, так и для открытых участков, хотя в теплицах выбор сортов может быть несколько ограничен. Однако, как всегда, имеются особенности.

Соседство огурцов и томатов: можно ли сочетать?

Существует устойчивое мнение, что выращивать эти культуры вместе нельзя. Все объясняется просто: огурцы предпочитают высокую влажность как почвы, так и воздуха, в то время как для помидоров это не совсем благоприятно.

Существует мнение, что совместная посадка огурцов и томатов в теплице — не лучшая идея. Тем не менее, они всё же могут расти вместе!

На практике многие огородники активно игнорируют это правило и при этом получают хорошие урожаи! Чтобы минимизировать возникновение неприятностей, они высаживают огурцы и помидоры на разных грядках и активно мульчируют почву для сохранения влаги. В идеальных условиях для огурцов может быть выделен уголок, который разделяют временной перегородкой из пленки, создавая более подходящие условия для каждой культуры. Тем не менее, многие обходятся и без этого.

Условия, конечно, будут далеки от идеала для обоих видов, но правильный уход (постоянные подкормки, формирование, подвязывание и грамотный полив) сделает их жизнь более комфортной.

  • Почему сажать томаты и огурцы в одной теплице не рекомендуется?
  • Стоит ли выбирать совместные посадки для томатов и огурцов в одной теплице?
  • Я планирую посадить огурцы и томаты в одной теплице. Есть ли рекомендации по этому поводу?
  • Как правильно организовать совместное выращивание огурцов и помидоров?

Картофель Пикассо, 0,02 г Сибирская селекция 36 руб
seedspost.ru
Томат Супербанан, 0,05 г Семена от автора 56 руб
seedspost.ru
Репа Петровская 1, 1 г Кольчуга 22 руб
seedspost.ru
Лук репчатый Мячковский 300, 1 г Кольчуга 22 руб
seedspost.ru

Баклажаны и помидоры: смогут ли стать хорошими соседями?

Несмотря на то что эти растения относятся к одному семейству, их также не рекомендуют высаживать в одной теплице. Причина схожая: они могут страдать от одних и тех же болезней и вредителей, аналогично это касается сладкого перца.

Тем не менее, баклажаны, перцы и томаты могут уживаться в одной теплице, а также и с огурцами.

Более того, при всей родственной связи, их требования к условиям выращивания (температура, освещенность, влажность) демонстрируют определенные различия. Эти отличия не столь отчетливые, как у огурцов и помидоров, что, как мы уже знаем, не является непреодолимым препятствием.

Главное — правильно распределить пространство: высокие томаты нужно размещать так, чтобы они не создавали тень для светолюбивых баклажанов. Хороший уход с учётом потребностей каждой культуры сыграет свою роль. Практика огородников показывает, что помидоры, баклажаны и перцы вполне могут расти рядом в одной теплице.

  • Можно ли сажать баклажаны вместе с помидорами в одной теплице?
  • Как правильно расположить помидоры, перцы и баклажаны в одной теплице?
  • Могу ли я сажать помидоры, сладкий перец и баклажаны одновременно в одной теплице?

Как петуния влияет на томаты?

У большинства владельцев теплиц эти конструкции служат не только для молодняка овощных культур. Весной свободные участки заполняются рассадой морозостойких цветков, среди которых присутствуют и петунии. Здесь кажется, что нет никаких проблем: петуния также принадлежит к семейству пасленовых, и они не пересекаются в процессе роста. Однако это не так.

Соседство с петунией оказывается очень неблагоприятным для томатов.

Как выяснил наш эксперт Василий, петунии могут переносить вирусы, опасные для томатов. На сами петунии это не сказывается, и определить источник инфекции по внешнему виду не получается. Но в случае наличия вируса, он останется в теплице, ставя помидоры под угрозу. Вирусные заболевания томатов не поддаются лечению, и это создает серьезные риски.

Таким образом, выращивание петуний в теплице, где растут томаты, однозначно не рекомендуется. Однако каждый решает, стоит ли соблюдать это правило. Признаюсь, сама не раз нарушала его: относится к мне, несмотря на осознание рисков, я все равно сажала петунии в теплицу этой весной, просто некуда больше их было поместить.

Правила для гармоничного соседства

В итоге получается, что «если нельзя, но очень хочется, то можно». Главное — понимать, почему некоторые соседи в теплице являются нежелательными и как использовать эту информацию, чтобы оставаться внутри границ, не причиняя вреда растениям. Так помидоры, огурцы, баклажаны и перцы смогут расти по соседству и, если не образуют дружбы, то хотя бы не будут враждовать.

Также, чтобы избежать потерь, можно сажать «под ноги» к высоким овощам зелень (базилик, петрушку, кинзу и т. д.), сеять салат и редис для получения раннего урожая, выращивать лук на перо. Подробности можно узнать из статьи «Хорошие соседи: как совмещать разные культуры в одной теплице».

А как вы организуете пространство в своей теплице? Какие овощи растут у вас вместе и насколько вы удовлетворены результатами? Есть ли у вас негативный опыт совместного выращивания растений в тепличных условиях? Поделитесь своим мнением!

  • Какую теплицу лучше всего выбрать для сладкого перца: к помидорам или огурцам?
  • Что можно успешно сажать в теплице с огурцами?

Статья размещена в разделах: теплицы, совместимость растений, статьи, посадка, совмещенные посадки
29 комментариев 20 спасибо за статью 1 в избранном 68360 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Марина Ярославская обл. 22 апреля 2021, 12:35
Сказать спасибо! Вы поблагодарили 41070
Добавили статью в избранное
Добавить в избранное
Комментарии (28)
22 апреля 2021, 14:13

Марина, это действительно актуальная тема… Стремление вырастить все сразу — это моя жизненная позиция!)))
Начинала я с одной довольно большой теплицы (по тем временам для меня) размером 3 на 8 метров. В ней сочетала томаты, перцы, баклажаны и огурцы. Не забывала также и про базилик вдоль стенок теплицы. Уходом за растениями на тот момент я почти ничего не знала, поэтому часто оставалась без урожая из-за болезней. Но, несмотря на трудности, урожая хватало, чтобы накормить семью и сделать заготовки.
На данный момент я уже расселила овощи по своим домикам) Вместе с томатами высаживаю базилик (внизу), могу добавить несколько кустиков бархатцев, а к огурцам даю «партнерство» жгучим перцам.
Ранней весной в теплице сажаю рассаду капусты, редиску, зелень и лук на перо. Так к моменту основных посадок успеваю всё выкопать и пересадить или собрать урожай)

22 апреля 2021, 14:33

Ой, мне кажется, что нас таких — с идеей «вырастить все сразу!» — большинство. А площади, на которые можно высаживать, порой бывает недостаточно, вот и приходится подстраивать свои планы
У меня рядом с теплицей всегда имелись парники, но они требовали много времени и сил, поэтому я постоянно стараюсь совмещать растения, чтобы не заниматься парниками.
Сейчас у меня уже две теплицы, но этого все равно мало. В одной растет цветочная рассада, а также редис, зелень и капустная рассада. Планировала пересаживать помидоры, но тут нас неожиданно забросил холод, пришлось отложить пересадку…
В прошлом году в одной теплице как раз росли помидоры с перцами, а в другой — огурцы и зерновая фасоль. Как в этом году распределять — ума не приложу. Перцев вырастила больше, но томатов, наоборот, меньше, чему тоже не рада. Все семена были те же самые, что и в прошлом году! Как мне всё это спланировать, когда количество посадок не совпадает?
Теперь сижу и думаю: как же путешествовать дальше? Необходимо строить еще одну теплицу… Говорю же, недостаточно места!

22 апреля 2021, 21:49

Марина, три теплицы — это маловато для меня))) но осознаю, что сил уже не хватает…
А вот с семенами да, иногда бывают неожиданные сюрпризы(

22 апреля 2021, 18:58

Замечательная статья!
У нас прекрасно растут перцы и огурцы в одной теплице на трех грядках. Перцы находятся по бокам, а огурцы расположены в центре, чтобы ветер мог дуть. И сейчас уже с уверенностью могу сказать, что огурцы не переносят повышенную влажность. Именно из-за этой влажности развивается множество болезней, таких как мучнистая и ложномучнистая роса! Мы неоднократно сажали баклажаны рядом с томатами — отличное соседство. Хотя на баклажанах могут появляться колорадские жуки, но я еще ни разу не замечал, чтобы они переходили на томаты.
Правильный девиз! Если есть желание, то всё возможно!
Марина, спасибо!

22 апреля 2021, 19:54
Какой замечательный туннельчик, тоже хочу попробовать — спасибо, Максимчик!
22 апреля 2021, 20:01
София, это на самом деле теплица!
22 апреля 2021, 21:12

Я поняла, и порадовалась упорядочению, что огурцам там просторно, но вот слева от огурцов будет темновато, надо подумать, что там посадить…

27 апреля 2021, 09:54

Максим, превосходно! Это наглядный пример того, что при правильном подходе и соблюдении агрономии комбинировать различные культуры в теплице вполне реально!
Что касается колорадо — тоже заметила: они атакуют баклажаны, а помидоры (и перцы) остаются нетронутыми, даже если растут рядом. Вероятно, гурманы, однако
Но у меня почему-то огурцы и перцы в поликарбонатной теплице не очень растут. Дело не в соседях — условия им не нравятся. Я сажаю в теплицу под нетканым материалом — там всё супер, растения растут и плодоносят, как вместе, так и по отдельности. А в поликарбонатной теплице лучше всего удаются помидоры. Что касается баклажанов, выводы делать рано — у нас с ними сложные отношения, но в этом году снова буду сажать баклажаны с помидорами.

27 апреля 2021, 12:44

Марина, возможно, огурцы и перцы недовольны грунтом, а минеральные удобрения неэффективны? Мы огурцы сажаем в нейтрализованный торф. Удобрения даю раз в 10-14 дней Кристалоном для огурцов. Перцы — Кристалон Скарлет (томатный).
Может, в теплице слишком холодно? Какой температурный режим?

27 апреля 2021, 16:18

Максим, дело в том, что грунт в обеих теплицах одинаковый, а в поликарбонатной он даже «более питательный» — там три зимы подряд жили куры и активно его удобряли. В теплице под нетканым материалом удобрений меньше, ведь я вношу лишь то, что нужно для грядок. Если бы речь шла о месте огурцов, я бы выбрала поликарбонатную теплицу
Для подкормок использую Гуми-Оми от БашИнком. Разницы между теплицами нет, в обеих растительность хорошая.
Скорее холодно именно под нетканым материалом. А под поликарбонатом жарко, порой летом в вечернее время туда зайти трудно — для меня это слишком.
И вот парадокс: хотя по всем параметрам, казалось бы, условия под укрывным материалом хуже, но там огурцы и перцы растут лучше. Я перестала искать объяснения — просто приняла это как данное. Ну, раз им так нравится — пусть растут там.

27 апреля 2021, 16:39

Как-то странно!
У вас есть фотографии вашей поликарбонатной теплицы? Давайте поделимся с Семидачным миром! Может, у вас есть снимки с огурцами и перцами? Кстати, какие сорта или гибриды вы разводите?

27 апреля 2021, 17:12

Максим, пофотографирую в праздники — надеюсь, погода не подведет. Мы с сыном планируем делать крышу для второй (деревянной) теплицы из поликарбоната. Старая фотография займёт время для поиска, да и они не так показательны — я больше растений фотографирую, а не строения.
Что касается сортов и гибридов, я не сильно заморачиваюсь. Огурцы сажаю традиционные — Нежинский, Дальневосточный, Родничок, Зозуля и тому подобные — это то, что вспомнила мгновенно. В прошлом году посадила гибриды от Поиска — Атос F1, Дамский угодник F1, Изумрудная россыпь F1 (этот снова купила — он мне понравился) и что-то из «классики» — кажется, Родничок.
Перцы — тоже в основном из проверенных и неприхотливых: Ласточка, Белозерка, Уральский скороспелый, Черный конь (мой фаворит), ну и каждый год пробую что-то новенькое — что-то привлекает при покупке семян.
С перцами я давно экспериментирую, ищу для них удачное место. На мой взгляд, в поликарбонатной теплице им слишком жарко и сухо. Грунт там рыхлый, удерживает влагу плохо. Помидоры с этим справляются, а перцам не хватает влаги, хоть я их часто поливаю. А вот укрывной материал создаёт для них более подходящий микроклимат.
В прошлом году я сажала огурцы как в теплице под нетканым покрытием, так и в открытом грунте (излишки высадила на грядку). В теплице они плодоносили дольше, но в открытом грунте урожай был не хуже. Мой ребенок уже говорит: «Мама, давай в этом году не сажать огурцы и кабачки — мы еще прошлогодние не доели».

27 апреля 2021, 17:26

Согласен, перцам и огурцам нужна влага, тогда как томаты справляются с недостатком воды легче.
Что касается сортов, Атос мне не понравился.
Марина, давайте под осень я вышлю вам небольшой набор семян перцев и огурцов для эксперимента!

27 апреля 2021, 17:56

Максим, спасибо! ОК, договорились.
Атос меня тоже не впечатлил, не буду его снова сажать. В этом году откладываю на посев проверенные сорта Нежинский и Изумрудная россыпь, а также новинки — Алфавит F1 от Манул и Экспресс F1 от Поиска. Посмотрим…

27 апреля 2021, 18:06

Отлично!
У меня, Марина, склероз юности, напомните, пожалуйста, про нашу договоренность! Будем вместе расти! Как и лук из Карусели, огромный-огромный!

23 апреля 2021, 04:48

Существует мнение, что сажать огурцы и помидоры в одной теплице не стоит. Но они все равно растут! И это относится ко многим соседям.

23 апреля 2021, 21:22

Я — сажаю в теплице под девизом «если очень хочется, то можно»! Основные культуры всегда три — огурцы, перцы, томаты. В прошлом году добавила арбуз (он вырос!). Рядок клубники растет — буду убирать, плохо опыляется, а весной пчел ещё нет, и ягод тоже. Базилик прекрасно рос рядом с перцами. Баклажаны пробовала — не очень удачно, может, сорт такой. С апреля растет зелень, редиска, рассада существует с конца апреля до высадки. Теплица — это, безусловно, находка для дачника!

27 апреля 2021, 09:59

Галина, согласна, в нашем климате без теплицы — как без рук! Я также сажаю зерновую фасоль в теплице. Без укрытия часто не успевает вызреть, даже кустовая, которую хотя бы в парник можно поместить, не говоря уже и о вьющихся сортах. Но с вьющейся вообще сложно. В теплице она отлично соседствует с огурцами, но к концу лета у меня там настоящие джунгли!

23 апреля 2021, 21:48

Галина, у нас тоже так: огурцы, томаты, перцы. И урожай просто отличный у всех культур. Однако перед этими культурами посеваем пару оборотов редиса, крессалата, шпината.

27 апреля 2021, 10:06

Я тоже сажаю все в одну теплицу. Все растет прекрасно и дает хороший урожай. И немного огурчиков (основная масса в открытом грунте), и помидоры, и баклажаны. Баклажаны и перцы пробовала в открытом грунте… урожай, как в теплице, не получала. В прошлом году в этой же теплице вместе с остальными овощами росли люффа и кивано.

27 апреля 2021, 10:11

Наташа, какого размера ваша теплица? У меня часто бывает проблема с «поселенцами» из-за нехватки места. Не удается вырастить ровно столько рассады, сколько нужно: мало посеешь — часть не взойдет, как назло; много посеешь — всходит все и «колосится», словно дразнится. А потом излишки я стараюсь раздать «в хорошие руки». И места в теплице катастрофически не хватает! Даже в двух теплицах.

27 апреля 2021, 10:34

Марина, у меня было две теплицы. Два года назад поставили одну (3 на 8). Огурцов сажаю 3-4 штучки… остальные — в открытом грунте, перца 12 штук, баклажан 10 шт, остальное — помидоры… ну и немного экзотики. Перца и баклажанов мне вполне достаточно. Консервацию из них теперь не делаю… ну, может, по паре баночек… а всё остальное идет в заморозку. Все эти овощи до сих пор лежат в морозильнике (и брокколи, и помидоры). Я стараюсь сажать ровно столько рассады, сколько нужно, но всё равно бывают приличные излишки. Сначала все раздавала, а моя соседка всегда продавала москвичам, которых за последнее время стало много в нашем СНТ. И советовала мне с этим: говорит, земля у тебя покупная, недешевая, семена тоже, так почему бы и нет? Местным дачникам не смогла, а однажды выставила на Авито, и вот уже четвёртый год у меня есть постоянные клиенты, которые просят посадить для них. В итоге получается, что земля окупается, и труд тоже)). В прошлом году томаты раздавали ведрами… некоторые сорта долго не хранятся, а людям было очень приятно. Поэтому стараюсь совсем сокращать посадки этих овощей, так как много всего не съедается, а у нас небольшая семья. Вот вчера отдала последние тыквы, кабачки и белокочанную капусту… ну и куда нам столько??

27 апреля 2021, 11:55

Во, та же проблема! На зиму я только огурцы солю. Также готовлю заготовки для борща и рассольника (в рассольник кабачки вместо огурцов использую). Остальные консервации делать тоже перестала — все в заморозку. В прошлом году купила новую сушилку и попробовала сушить овощи — понравилось. Но это хорошо для помидоров и перца, а вот сушеные баклажаны как-то не представляю. Огурцы с кабачками — тем более…
Что касается продажи рассады, тоже начинаю задумываться. В этом году много рассады перца и баклажанов, а в теплице растет рассада капусты — поздняя, на целое поле хватит, куда мне столько! А сеять в нужном количестве — не угадаешь: два сорта (ранней) этой весной вообще не всходили, один дал единичные побеги. А поздняя, на которую я особо не надеялась, взошла лесом. Лотерея…

27 апреля 2021, 12:02

И у меня капусты всегда много разного сорта. Обычно я её всю раздаю соседям. Вот только тащить её в город, а здесь просто выкопал и отдал.

27 апреля 2021, 12:15

Мои соседи предпочитают держаться подальше от капусты. Рассаду томатов и перца довольно легко распродать, петунии и баклажаны — это уже настоящая проблема, а вот с капустой никто не хочет даже связываться… Подумаю о том, чтобы разместить объявление — пусть желающие приезжают из поселка самими.

27 апреля 2021, 12:20

Марина, безусловно, стоит дать объявление… уверена, что у тебя всё отлично разойдется. У меня на Авито, к примеру, особенно активно скупают баклажаны (уже продала 40 штук), а перец будут брать ближе к 10 мая, томаты тоже уже начали расходиться. Хотя люди понимают, какая погода сейчас (за окном снежок), так что в этом году, вероятно, не будут спешить с покупками.

28 апреля 2021, 11:01

Огурцы, конечно, требуют влажности, но я согласна с Максимом, что избыточная влага может привести к грибковым заболеваниям. Поэтому из двух вариантов следует выбирать тот, который менее рискованный.

28 апреля 2021, 11:35

Я тоже с этим согласна — в теплице под мульчей огурцы страдали от грибков, два сезона я занималась их выращиванием без мульчи, и это были надежные, проверенные сорта.
Убедившись в этом, я приняла решение продолжать выращивать огурцы без использования мульчи, получая при этом достойный урожай, который радовал меня как дачницу.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ