Правильное удобрение почвы: альтернатива навозу и золе

Правильное удобрение почвы: альтернатива навозу и золе

40
0

Каждый начинающий овощевод задается вопросом, какое удобрение является наиболее подходящим. Это важно, так как на любой вид навоза придется выкладывать деньги, и цена зависит от количества, а не от его качества. В нашем населенном пункте стоимость навозной машины достигла нескольких тысяч рублей, а для садоводов она почти в два раза выше.

Какой навоз выбрать?

На прилавках можно увидеть самосвалы, наполненные различными удобрениями для почвы. Определиться с качеством содержимого довольно сложно: покопаться в грузе невозможно, особенно если он влажный и сжатый. Продавец восхваляет свой товар, рассказывая о его происхождении: будь то конский, коровий или свиной навоз. Но в конце концов, какой же из них лучший? Давайте разберемся.

Конский навоз

  • до 6,9 г азота;
  • до 2,6 г фосфора;
  • до 7,2 г калия.

Таким образом, конский навоз не является лидером по содержанию полезных веществ. Поэтому возникает вопрос, стоит ли особенно заморачиваться, выбирая именно лучший навоз для огорода?

Имеет ли смысл использовать?

На моем участке конский навоз использовался дважды: в первый раз его купили по причине его популярности, а второй раз – потому что другого варианта не предложили. То есть выбор не оставался. Этот навоз обеспечивает растения питательными веществами всего на один сезон, а на второй его эффективность заметно снижается. Кроме того, он обладает большой массой, и после его использования почва кажется слегка уплотненной. Применение свежего навоза строго запрещено. Следовательно, необходима его предварительная заготовка, что означает, что надо выделять довольно много пространства на участке, уменьшая тем самым (примерно на три года) количество использованной земли.

Навозная куча занимает значительное место на огороде. Фото с сайта ogorod.ru

Хотя это не всегда обязательно – все зависит от качества самого навоза. Если он чистый и без растительных включений, то он может храниться до пяти лет, но при этом к моменту использования может оказаться не готовым. Особенно, если он высох – его сложно увлажнить или размочить.

Этот комок навоза был собран из пятилетней кучи. Фото автора

Подстилочный навоз содержит много растительных остатков, так как чаще всего используется солома в качестве подстилки для животных. Чем больше в нем соломы, тем быстрее он разлагается и становится полезным для растений. Обычно его вносят в почву на глаз, хотя избыток питательных веществ, таких как азот, может сделать овощи не съедобными из-за повышенного содержания нитратов. Кроме того, работа с таким навозом требует немалых усилий, что может быть проблематично для женщин.

Избыток навоза может сделать овощи непригодными для употребления. Фото с сайта s1-ssl.dmcdn.net


При разложении навоз выделяет газ метан, который нельзя считать полезным для растений.

Стоит ли использовать золу?

У огородников часто бывает много ботвы от гороха, картошки, помидоров и других овощей. Эти остатки зачастую сжигают, а зола из них разбрасывается по грядкам. Это, кстати, стало достаточно популярным. Многие считают, что зола существенно улучшает плодородие почвы.

Использование золы в удобрении. Фото с сайта premier-agro.ru

Если проанализировать состав золы различных растений, можно прийти к мысли, что чтобы получить достаточное количество удобрения, нужно вырубить все березы. В березовой золе содержится 71 г фосфора и 138 г калия на килограмм, а в золе из ели — 24 г фосфора и 32 г калия.

Для того чтобы вносить березовую золу в почву, нужно истребить все березовые рощи. Фото с сайта izhevsk.doski.ru

Точно так же некоторые начали поджигать поля, чтобы избавиться от остатков соломы. Возможно, цифры сильно смущают земледельцев. Например, в одном килограмме золы из пшеничной соломы содержится 64 г фосфора и 136 г калия, а в самой соломе – всего 1,7 г фосфора и 13,7 г калия. Никто даже не удосужился посчитать, сколько соломы требуется сжечь, чтобы получить один килограмм золы.

Зола как средство для раскисления почвы

Существует ошибочное мнение, что древесная зола раскисляет почву. На самом деле, до появления мыла, люди использовали для очищения своей кожи щелочь, получаемую при смешивании золы с горячей водой. В результате образовывалась щелочная среда. Зола в почве также вступает в реакцию с водой, образуя щелочные соединения. В ней содержится много кальция, который быстро растворяется в грунтовых водах и увеличивает уровень pH, иногда до значений 8-10. Это, в свою очередь, вызывает недоступность фосфора и других элементов для растений.

pH почвы поднимается. Фото с сайта boleznisada.ru

Здесь у растений начинается продолжительный период голодания. Огородник теряется в догадках, ведь в почву были внесены необходимые вещества, а урожай отсутствует. А причина проста: растения испытывают нехватку питательных элементов. Со временем почва станет более кислой, сама собой. Но этот процесс может занять целый сезон огорода.

Так стоит ли вмешиваться в естественный баланс природы? Может, проще позволить ей развиваться в своем ритме, а людям лишь помогать, создавая своими руками лучшие удобрения?

Как создать удобрение самостоятельно, лучше навоза

Соседи-фермеры получают от поставщиков зеленую массу (так называемую зеленку) на корм телятам. Она состоит из различных трав: гороховой ботвы, измельченной соломы, люпина и прочих растений.

Гороховая зеленка для кормления телят. Фото с сайта dad-master.ru

То, что скот не успевает съесть, начинает портиться. Это происходит очень быстро: то, что не успели разложить по кормушкам с утра, к вечеру превращается в пекарню. Поэтому мы используем зеленку для мульчирования грядок.

Это куча перегноя из травы, возникшая за одну зиму. Фото автора

Осенью все остатки зеленки мы просто сваливаем трактором к забору. Это произошло примерно в середине октября, когда выпал снег, и он не растаял до весны. Когда пришло тепло, я обнаружила массу дождевых червей внутри этой кучи. Они интенсивно поработали, и теперь данное вещество можно вносить на грядки без опаски.

Грядки разложены травяным перегноем. Фото автора

Таким образом, у меня получился травяной перегной.

Смотрите, какая у травяного перегноя структура. Фото автора

В природе такие кучи не образуются, но всегда присутствует ровный слой опавших листьев и полегшей травы.

Сидераты – отличная альтернатива навозу

Вы можете вырастить сидераты на тех же грядках: убрав урожай редиски, посейте люпин или фацелию. Затем подрежьте растения плоскорезом и оставьте на грядках. Или не трогайте их – мороз сам сделает свое дело. К весне на грядках уже не останется и следа от прошлогодних растений.

Грядка для кабачков, засеянная прошлогодней ботвой. Фото автора

Прошлой осенью на картофельных грядах я посеяла белую горчицу. Она выросла густым ковром! А весной я не могла найти ни одного старого листочка, даже намека на горчичный зеленец.

Автор данного видео делится своим опытом, как можно заменить навоз сидератами:

Это является наилучшим удобрением, которое можно создать своими руками – посеяв сидераты после основного урожая или во время его роста.

  • Фацелия и другие, или Почему я сажаю сидераты
  • Сидераты и плодородие: мифы и правда
  • Горчица как улучшение почвы — секрет хорошего урожая
  • Информация о применении сидератов на дачном участке
  • Видео: как подготовить грядку для клубники с помощью сидератов

152 комментария 72 благодарности за статью 47 в избранном 218327 просмотров

Поделиться ссылкой

Копировать ссылку

Автор статьи:

Вера Бийск 6 октября 2017, 15:46

Выразите благодарность! Вы поблагодарили 9931

Добавили статью в избранное

Добавить в избранное

Комментарии (151)

17 октября 2017, 12:31

Сапропель – отличная замена навозу и золе, если он доступен в вашем районе. При желании, его можно легко добыть. Читайте мой блог: «О добыче сапропеля».
Совет: игнорируйте комментарии «профессионалов». Я много раз занималась добычей сапропеля, и если бы недалеко от моей дачи находилось озеро с сапропелем, я бы не упустила такой шанс.

17 октября 2017, 14:49

У нас рядом с домом есть небольшое озеро. Можно просто зачерпнуть со дна ила, например, ситом или дуршлагом, и использовать это на огород? А не забьет ли он землю, не превратит её в цемент? Я помню, что если быстро не помыть сито, потом отмыть его от ила – настоящая проблема.

17 октября 2017, 19:15

Свежий сапропель можно использовать как замену цементу. Но чтобы его именно так использовать, его нужно предварительно заморозить…
Я разбавлял свежий сапропель водой и поливал клубнику — результат был впечатляющим, клубника буквально ожила.
«Кашу маслом не испортишь» — это не тот случай. Чрезмерное количество может снизить урожай, как продемонстрировал на своем участке бывший директор мебельной фабрики из Владимира…

19 октября 2017, 12:27

Светлана, будьте осторожны с донными отложениями в Брянской области. Чернобыльский шлейф воздействовал на множество районов, и эта радиоактивная пыль постепенно попадала в водоемы с дождем. В стоячей воде озер ей некуда деться. Брянск, вроде бы, не пострадал, но восточнее и западнее место загрязнения есть.

19 октября 2017, 14:39

Благодарю за информацию, об этом действительно не задумывалась. Мы уже привыкли к существующей радиации. Брянск, к счастью, миновала эта беда — если бы там произошло ухудшение, государству пришлось бы раскошелиться на дотации. К тому же большинство измерительных приборов, фиксирующих уровень радиации, вышли из строя, а в лабораториях все тесты и пробники внезапно стали непригодными (соседка работала в лаборатории, где исследуется погода и уровень загрязнения воздуха).
В прошлом году я проходила тестирование на Дальнем Востоке, и стрелка прибора по радиации зашкалила в красную зону. Тестировщица была в сильном шоке — она не знала, что я из Брянска, и никогда не сталкивалась с подобным результатом.
Кстати, кажется, что теперь нашу чернобыльскую зону полностью аннулировали — где-то там Мираторг начал разводить своих коров и другое скотоводство. В итоге люди остались без дотаций и пособий, на которые могли рассчитывать.

19 октября 2017, 15:57

Светлана, мои близкие живут в Смоленской области, недалеко от города Вязьма (в 200 км от Москвы). После Чернобыля в их совхозе государство перестало закупать лен и картошку, началась массовая выбраковка коров из-за болезни — лейкоз. Те же проблемы наблюдались и у частников, приходилось сдавать животных. Но о загрязнении никто официально не упоминал, и никаких дотаций не давали.

31 октября 2019, 14:42

Лейкоз у коров не вызван Чернобылем. Не вводите людей в заблуждение.

1 ноября 2019, 14:58

Конечно, это не он, а радиация. Просто совпадение, что именно после этой страшной аварии коровы начали болеть…

19 октября 2017, 14:56

Это подтверждается и нашим известным озером Карачай, куда в годы построения Маяка сразу после войны сбрасывали радиоактивные отходы.

18 октября 2017, 10:31

Вера, я читаю ваши статьи не в первый раз, и вы часто пишете, что навоз лучше заменить сидератами. Судя из вашего текста, вам повезло с фермерами-соседями, которые охотно отдают вам зелень, а вам это в помощь. У меня, например, таких соседей нет, и на своем участке (6 соток) травы тоже не так много, поэтому я вынуждена использовать навоз (либо покупаю, либо собираю на конюшне) и перегной из компостной кучи (которую вы тоже не особенно хвалите). Сидераты у меня тоже есть, но они — это лишь капля в море. Из одной вашей статьи видно, что вы раньше держали две коровы и использовали навоз: «У меня было 2 коровы».
Органические удобрения: выбираем полезные для почвы.

Источник: Органические удобрения: выбираем полезные для почвы. Если бы у вас сейчас были коровы, продолжали бы вы использовать навоз? А если нет, то куда бы его делали?

21 октября 2017, 22:58

Людмила, почему же никто не ответит? Приверженцы органического земледелия обычно складывают свежий навоз на несколько лет для перегнивания и ежегодно вносят его в почву. Это идеальный способ, он уже не «жжётся», полная польза.
Существуют и другие методы его «заготовки».
Есть еще один вариант — продажа. Это тоже выгодно.

5 ноября 2017, 06:51

При хорошем урожае навоз быстро уходит из почвы, и соседи не снабжают зеленью каждый год.
У меня весь огород зарос травой. Одна знакомая, глядя на мой огород издалека, спросила, где я свои овощи выращиваю, если там всё заросло. Вот как раз в траве и растут. Поверхность грядок свободна от неё, грядки узкие, проходы широкие. На проходах трава растёт, как на газоне — сама себя кормит, я только её скашиваю и оставляю на месте. На грядки сею только сидераты. У меня перцы отлично растут под листьями молодой тыквы. Интересно, прямо скажем.

21 октября 2017, 22:27

Людмила, на такие вопросы вы вряд ли получите ответы.

23 октября 2017, 11:59

Я уже наслушалась о сидератах больше, чем нужно! Но ведь материя не появляется из ничего и не исчезает бесследно. То, что в земле есть, то растения-сидераты превращают в органику, а благодаря почвенным бактериям усваивают азот из атмосферы. Остальные макро- и микроэлементы они получают из земли и возвращают обратно. Вот мы забираем урожай, который составляет около 600 кг, и не можем вернуть «в переработанном виде» в землю, значит, дачникам «выходного дня» всё равно нужно добывать органику с новыми порциями микро- и макроэлементов.
Вере повезло, у неё в Алтайском крае чернозёмы, а на песчаных и суглинистых почвах, где нет плодородного слоя, без посторонней органики на одних сидератах развивать растение — это всё равно, что тянуть Сизифов труд.

23 октября 2017, 19:13

Я думаю, вы не правы. Говорят: «В составе сухого вещества растений 90-95% составляют органические соединения и 5-10% — минеральные соли». В почве достаточно минеральных солей. В крайнем случае, можно добавить золу. А с помощью сидератов и мульчи мы можем получить достаточное количество органики. Летом я посеял кукурузу на сидераты. Когда она выросла на 15-20 см, я её срезал, тяпкой слегка перемешал с почвой и засеял эти же грядки всем, что нашёл (включая подсолнух — у него глубокий корень). Затем эти грядки я замульчировал на несколько дней (до всходов). К морозам снова сидераты подросли на 15-20 см. Почва стала — дернина! Но я не стану её копать на зиму. Завалил её мульчей, чтобы червячкам было весело. Легко представить, какой земля будет весной!

24 октября 2017, 17:00

Я говорю именно о песчаных и лёгких суглинках (извините, не указала — это лёгкие суглинки), где от 80 до 97% песка (оксид кремния), на таких почвах на одних сидератах не обойтись. У нас вообще на 1.5 штыка лопаты серое бедное земля, а дальше начинается мелкий чистый песок и пока мы ничего не внесли — ни опилков с мочевиной, ни торфа, ни перегноя, ни навоза — ничего на ней не росло, даже сорняки были хилые. Стоило удобрить грядки органикой, и урожайность возросла многократно, и площади под посадки снизились.
Придётся решать эту проблему комплексно, а не на одной ноте — навоз или опилки с мочевиной закладываются ранней весной в парник или теплицу на 15-20 см под землю, чтобы почву подогреть, посадить пораньше и получить ранний урожай огурцов и других овощей, когда свежого бурьяна еще нет. Однако бурьян не обязательно кипятить, его можно просто сложить сырым и накрыть плёнкой, и он сам разогреется и начнёт перепревать. Мы начинаем есть огурцы в Иркутске в конце июня, а помидоры красные в начале июня, когда это всё на рынке по 200 рублей за килограмм. Сезон общего сбора начинается в начале августа, тогда цены снижаются, особенно на огурцы, а помидоры держатся на уровне 150-200 рублей. Роль сидерата у меня играет горох, который также участвует в севообороте.
Мульчирую всё опилками толщиной 1-2 см, когда удаётся использовать подстилку от животных, и от вида мульчи не заметила увеличения урожая, но поливать приходится реже, да и почва под ней не слёживается, и не образуется корка после полива (рыхлить после полива не нужно).
Каждый садовод и огородник адаптируется к своим условиям. Наша малина не растёт на заброшенном участке соседа, хотя там «сидератов» — завались, они вырастают каждый год и мульчируют почву, а она укореняется только на наших грядках.

25 октября 2017, 18:04

Я искренне рад за вас! Но, к сожалению, у многих нет возможности использовать навоз, как и у нас. Ваше замечание о том, что «в сыром бурьяне весной ещё нет», невольно напоминает мне о моём горьком опыте. Соседи весной собрали прошлогодний бурьян, и мне его отдали, чтобы я сделал золу. Я собрал достаточно, но вот какая проблема. Я угощал свои томаты золой, но никакой реакции на неё не замечал. Решил сделать внекорневую подкормку из золы. Я залил золу водой, и «отстоял», и в прозрачной воде (не щелоке) увидел. Не удержался, попробовал — просто вода. Получается, ПРОШЛОГОДНИЙ бурьян — ерунда?

26 октября 2017, 12:30

На самом деле, золу варят, чтобы получить щёлок (КОН), а возможно, в течение зимы растворимые соли калия вымылись, остались только соли кальция и магния. Они и составили золу, и недопустимо, чтобы зола попадала под дождь, потому что калий вымывается. В древесной золе калия больше, чем в соломе — поисследуйте. Но, поскольку у меня нет ни времени, ни желания заниматься этим, я закапываю ботву и бурьян (без семян) в грядки, и дождевые червячки делают своё дело быстро, в результате земля становится рыхлее, фосфор с азотом остаются и не улетучиваются в виде оксидов при сжигании. У нас весной на въезде в садоводства стоят машины с навозом, но цены очень высокие (за 15 лет всего два раза купили), мы обходимся опилками с мочевиной, торфом с мелкими ракушками, которое продавцы называют черноземом, и возвращаем свою ботву обратно, добавляя по норме калийные, фосфорные и комплексные удобрения.

7 ноября 2017, 03:49

На вкус пробовать ОПАСНО, можно получить химический ожог рта или даже пищевода. Если нет лакмусовой бумаги, то можно взять ПРОЗРАЧНУЮ маленькую ёмкость, например, стакан, и добавить в исследуемую жидкость чуть-чуть варенья из черной смородины или раздавленную ягодку, в щелочной среде они меняют цвет на синий (бордовый цвет превращается в синий или сероватый).

6 октября 2021, 20:15

Представить это достаточно сложно. Где можно сажать культуры, если все уже занято сидератами? Почему-то на целине никто ничего не сеет, а просто перепахивают и выбирают корни.

5 ноября 2017, 06:54

Ох! Если бы вы видели, какую землю для рассады я привезла вчера. В карьере глины сначала снимают плодородный слой, вот именно с него я пыталась набрать. Это не земля — ужас, пустая, совершенно без структуры. В нашем районе (административном) почвы очень бедные.

15 ноября 2018, 21:46

Татьяна, отчасти разделяю вашу точку зрения. Известно, что для повышения уровня гумуса в почвах необходимо применять ряд мероприятий.
Прежде всего, следует каждый год восполнять утраченный гумус, который используется при возделывании сельскохозяйственных растений, путем внесения органических удобрений.
Во-вторых, эти удобрения стоит вносить в верхний слой почвы, который наиболее плодороден.
В-третьих, существуют агрономические техники, которые помогают увеличить содержание гумуса, такие как чередование посевов различных культур.
Четвертым пунктом можно выделить использование сидератов для улучшения почвы.
И, наконец, систематическое разрыхление почвы или мульчирование также способствует повышению уровня гумуса.
Таким образом, использование сидератов является важным компонентом для достижения положительного баланса гумуса.
Однако сидераты не могут полностью заменить навоз; оба эти элемента необходимы. Чаще всего сидераты, выращенные на другом участке, можно использовать вместо навоза.
Буду рад, если кто-то, обладающий более точной информацией, меня поправит.

8 февраля 2019, 09:24

Согласно первому пункту я согласна; второй пункт частично мне удается согласовать, так как на глубину более 25-30 см трудно проникнуть с помощью лопаты или культиватора, однако корни моркови могут достигать 2 метров, а у томатов — 1,5 метра. Что касается третьего пункта, то я не могу согласиться, так как при любом чередовании культур почва теряет необходимые вещества для их роста. Четвертый пункт тоже подразумевает возможность использовать сидераты, которые заготовлены на другом участке… Пятый пункт я принимаю, однако мульчирование является более предпочтительным, так как почва остается рыхлой и не требует постоянного рыхления. Я применяю мульчу как для лука, так и для моркови, благодаря чему корка не образуется после полива, и необходимость рыхлить исчезает (временные затраты на мульчирование в этом случае минимальны, в отличие от многократного рыхления после каждого полива).

5 ноября 2017, 17:30

Наша земля — просто замечательная. Мы вносим перепревший навоз каждый год, добавляем опилки и немного песка. При посадке картошки добавляем золу. Сажаем сидераты, в основном фацелию и горчицу. У нас есть плоскорез Фокина, Стриж и культиватор Нева с множеством различных насадок, а также тележка. Культиватор в основном используем для обработки картофеля. Грядки обрабатываем плоскорезом и Стрижом. Урожай картофеля крупный, особенно радуют белые и желтые сорта, и сорт Василек. Хотя красная картошка привлекает проволочника))))

5 ноября 2017, 20:22

А где можно просто взять землю для рассады? Я же мучаюсь, смешивая компост, торф, старые опилки и немного перегноя. Всё это я просеиваю через специальную сетку. Весной я пропариваю смесь перед посевом семян. Хотя, растения у меня никогда не болели. А в огородничестве мы следуем тому же порядку, как написала Ольга, только у нас земля песчаная.

6 ноября 2017, 17:39

Я тоже размешаю в своих смесях. А после этого она будет готова к посеву в течение месяца. При этом она избавляется от ненужных веществ и возбудителей болезней.

16 ноября 2018, 11:23

Вера,
Во-первых, для создания положительного гумусного баланса стоит использовать как сидераты, так и навоз, под органическими удобрениями подразумеваются только перепревший навоз с соломой, который подготовили по соответствующим технологическим нормам, разработанным специалистами из ГДР.
Во-вторых, сидераты имеют как преимущества, так и недостатки, среди которых:
— некоторые сидеральные растения могут иметь общих вредителей и возбудителей болезней, особенно это касается капустных (например, блошка, кила, бактериоз), бобовых (долгоносик, тля) и овса (общие с корнеплодными нематоды);
— если задержаться с заделкой сидератов в почву, некоторые из них успевают дать семена и засорить участок;
— при запоздании с заделкой зеленой массы, необходимо вносить дополнительные азотные удобрения;
— универсальных сидератов не существует, так как они зависят от кислотности и гранулометрического состава почвы;
— также отсутствуют универсальные сидераты по срокам посева и ухода;
— сидераты являются растениями и требуют полива и дополнительных удобрений;
— имеются дополнительные затраты на подготовку почвы и закупку семян;
— зам noticeable положительный эффект может проявиться только через несколько лет.
В-третьих, распространено мнение, что улучшение состояния земли с помощью сидератов — самый простой способ, что является ошибкой. Даже дипломированные агрономы не обладают полным знанием всех технологических процессов выращивания сидератов. Кроме того, для разных культур подходят различные сидераты.
Кстати, в 1988 году в институте органических удобрений была разработана научно-производственная система «Сидераты», которая объединяла 21 хозяйство Владимирской области и занималась внедрением технологий их возделывания, хотя в этих хозяйствах работали дипломированные агрономы.
Я горячо поддерживаю использование сидератов, но не следует упрощать проблему.

26 декабря 2017, 16:38

Как же здесь интересно! Все полученные сведения необходимо анализировать как следует. Я несколько раз сажала горчицу на свободную землю. В одном случае я слишком затянула с покосом, и она долго разлагалась, а в другом — покосили, когда она была зеленой. Когда она была сочной, вокруг нее паслись целые полчища блошек. Когда горчица была скошена, они решили перекусить капустой. В ту осень мы капусту не ели. Так что все нужно делать с умом, основываясь на практическом опыте.

20 ноября 2018, 11:47

Ирина, исходя из личного опыта, могу посоветовать сеять горчицу сразу после уборки, осенью. Таким образом, она успевает вырасти. Например, на Урале, после снятия чеснока в августе, горчица может вырасти до 20 см, прежде чем я начну перекапывать эту грядку. А если горчицу сеять весной, то получаются ситуации, как у вас. Весной лучше предпочесть фацелию, так как она обладает универсальными свойствами. Еще существует мнение, что если каждый год сеять горчицу весной, то блошки исчезнут. Хотя это долгий процесс. Сама я не пробовала, предпочитаю осеннее использование. Сейчас, когда кто-то научился зарабатывать на всем, на рынке представлено множество сидератов, так что из чего выбирать.

14 ноября 2018, 20:03

Ситуация: в магазины завезли сахарную свёклу и говорят покупателям: купите свёклу и сделайте сахар сами. Проблема с навозом аналогична: садоводы и огородники покупают некачественные удобрения на основе навоза — сырье для их производства, поскольку на большинстве сельхозпредприятий не могут изготовить высококачественные органические удобрения из-за отсутствия технологий. Государство выделяло огромные средства на научные исследования, но технологий не оказалось.
Следовательно, садоводы и огородники многим рискуют, так как их попытки сделать высококачественные органические удобрения из навозной продукции часто являются безуспешными. К сожалению, привлечь к ответственности за вред здоровью в подобных ситуациях невозможно.
Ещё один вывод: чиновники начнут принимать меры только тогда, когда расходы на лечение населения превышают затраты, необходимые для устранения причин заболеваний, вызванных некачественными органическими удобрениями — на разработку технологий.

20 ноября 2018, 12:17

Этой осенью я стала свидетелем следующей истории. Знакомые приобретали 5 тонн перегноя. Подойдя к этой куче, я была поражена: она издавала резкий запах свежего навоза, вокруг летал рой зеленых мух, и над кучей образовался облачный пар. Мой удивленный вопрос о том, что это не перегной, вызвал недовольство. Оказалось, что это была куча навоза, собранная с пастбища без соломы, а не из коровника. Платить деньги за некомпостированный навоз как за перегной для меня осталось загадкой! Люди не понимают разницы между навозом и перегноем, их больше интересует, как из этого получить большой урожай, не обращая внимание на причины этого. Учитывая, что овощи растут из азота, они тем не менее утверждают, что выращивают экологически чистую продукцию и критикуют минеральные удобрения. Лично я предпочитаю овощи, выращенные с использованием качественной химии, чем с бабушкиного навоза. Мы все еще остаемся неосведомленными в этих вопросах, при этом сами уверены в своей правоте. К сожалению!

20 ноября 2018, 18:30

Во-первых, содержание коров на глубокой, постоянной соломенной подстилке последний раз я видел примерно в 1955 году. Это применялось на колхозных фермах с объемом поголовья до 50 голов. Если где-то это и есть, мне это неизвестно.
Во-вторых, это обычные отходы животноводства, из которых можно получить нормальные органические удобрения, прокомпостировав их вручную с соломой или торфом. Как это сделать? Я уже неоднократно отвечал на этот вопрос. Но следующий вопрос: где взять солому? Обычно ее измельчают во время уборки зерновых. Торф можно достать, если есть соответствующие средства. На данный момент единственное решение — прокомпостировать с почвой, которую также можно приобрести. Понятно, что качество будет значительно хуже.
В-третьих, напомню, что всемирная организация здравоохранения заявляет, что навоз является источником множества заболеваний как животных, так и людей, и правила техники безопасности разрабатываются с учетом этого. Вывод: люди предпочитают учиться на своих ошибках. Им в этом плане нет препятствий.
Кстати, стелить овсяную солому для коров опасно: они могут предпочесть её вместо сена с гнильцой.

21 ноября 2018, 10:25

В деревнях коров держат только на глубокой, несменяемой соломенной подстилке. Что касается заболеваний, может, имеет смысл чаще мыть руки и не есть с земли. Есть элементы элементарной гигиены и обращения с навозом. И я не думаю, что стоит совсем отказываться от навоза.

21 ноября 2018, 17:36

Ирина, я искренне радуюсь за людей, которые живут в вашей деревне. Это, прежде всего.
Во-вторых, хоть можно 33 раза помыть руки, это вряд ли решит вопрос лишнего «геморроя» — проблема заключается в другом.… Не могу не согласиться, что полужидкий навоз может быть полезен, но исключительно в сельскохозяйственных предприятиях — для удобрения кормовых культур.
В-третьих, производство соломы становится всё более затратным из-за увеличения расходов на механизацию, удобрения и пестициды, поэтому гораздо более разумно возвращать солому непосредственно в грунт как удобрение. Это — общеизвестные факты. При социализме ситуация была иной — существовали убыточные сельхозорганизации, которым государство компенсировало любые убытки.
В-четвёртых, для содержания коров в деревне на глубокой подстилке и получения качественных органических удобрений необходимы не только солома, но и теплое помещение. В нашем крае такое помещение называлось «мышиником» и встречалось довольно редко. Солому стелили, чтобы избежать примерзания хвостов коров к навозу.

21 ноября 2018, 22:04

Я впервые увидела солому у коров всего несколько лет назад на Дальнем Востоке — это действительно меня поразило. С детства в разных деревнях я наблюдала, как в хлеву использовали опилки, которые каждый вечер заменяли на свежие.

22 ноября 2018, 11:38

Светлана, вы видели коров, содержащихся на косметической подстилке. Это совсем не то же самое, что содержание на глубокой несменяемой подстилке — две совершенно различные ситуации.
Я понимаю, что от навоза с опилками может быть польза, но это проявится только в долгосрочной перспективе, что я убедился на опыте в институте органических удобрений.
В то, что большинство людей использует солому в качестве подстилки, я не верю — в наше время сложно найти таких людей, которые продадут солому по себестоимости, нанося себе убытки — даже по себестоимости население не будет приобретать солому.

22 ноября 2018, 13:36

Солома в тюках все равно гниет на полях, и у меня есть подозрение, что мои деревенские родственники не приобретают её, а просто берут без разрешения. Или мы говорим о разных странах?

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ