Насколько безопасны теплые электрические полы в ванной?

Насколько безопасны теплые электрические полы в ванной?

66
0

Добрый день. Я планирую установить теплый электрический пол (материалы под плиточный клей) в душевой. Предполагается, что вода будет стекать на пол и уходить через трап. У нас в доме имеется заземление, а проводка включает в себя заземляющий кабель. Это может вызвать проблемы с безопасностью?

У вас есть свой вопрос по дачным делам? Обратитесь к нашим специалистам и опытным дачникам.
Задать вопрос
Вопрос опубликован в разделах: вопросы, теплый пол, электричество, безопасность, советы, рекомендации
46 комментариев спасибо за вопрос в избранное 43889 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор вопроса:
Дмитрий 26 сентября 2016, 15:11
Сказать спасибо! Вы поблагодарили
Все ответы и комментарии (46)
26 сентября 2016, 16:50

Установить электрический пол в душевой – это рискованно. С точки зрения угрозы удара током и возможного короткого замыкания тоже.
Заметьте, что можно проверить своих знакомых на мудрость. Кто скажет, что это безопасно, с тем стоит дружить поближе.
Вместо этого можно рассмотреть вариант с теплым полом на основе труб. А для его нагрева использовать, например, электрический водонагреватель, который также подойдет для душа.

21 марта 2017, 00:55

Андрей, а как насчет ванн с гидромассажем – небезопасно ли это? В них же под корпусом находится электродвигатель? А как обстоит дело с душевыми кабинами и парогенераторами? Если провод не поврежден (с хорошей изоляцией), в чем риск? Если же кабель сломан, тогда действительно может быть опасно. Но в таком случае теплая подлога не будет работать. И не забывайте о розетках, установленных над кухонной столешницей или встроенных в нее, и о устройствах для утилизации отходов под раковиной, куда также попадает вода…

3 июня 2018, 18:38

НаташаПетрова, душевые кабины и аналогичное оборудование всегда используют ТРАНСФОРМАТОР, и напряжение в этих случаях составляет 12 (двенадцать) Вольт. А не 220. Трансформатор устанавливается в стороне.
У меня, к примеру, в кабинке звукозащитный вентилятор, диодная подсветка, радиоприемник (!) и даже был телефон (кабинка б/у, отремонтированная). Все эти устройства работают на 12-вольтовом напряжении, а трансформатор установлен далеко.
Если же теплый пол на 220 В — то, лучше всего, вас просто ударит током, а в худшем случае последствия будут ужасными. ЭТО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ.

3 июня 2018, 18:47

Наверное, у НП розетки расположены прямо в кухонной мойке )))) Так она там и моет посуду, и заодно подзаряжается, как электрический прислужник из японских мультиков ))) Ха-ха-ха.

3 июня 2018, 19:55

Если НП — это «НаташаПетрова», то у меня в кухонной мойке нет никаких розеток. У меня, в принципе, еще нет кухни, так как идет ремонт и перестройка дома. А что касается розеток в мойках других — они не нужны. А вот измельчитель отходов под раковиной — очень полезное устройство, кстати, оно работает на 220 В. Розетки, расположенные прямо над мойкой и на кухонной столешнице, действительно удобны, и заказчики остаются довольны этим.

3 июня 2018, 22:30

Но вы же понимаете, что если клиента убьет током — то виновным окажетесь именно вы? По той же статье, по которой могут посадить недоученных владельцев сгоревшего ТЦ в Кемерово.
Спорить не хочу, мне лень. Нравится — делайте. Как-то раз по телевизору видел, как мужчина, будучи пьян, решил стащить кабели с высоковольтной линии. Он обрезал их ножницами по металлу, и в итоге его не убило. Его только рука обожглась, и всё. Остался жив.
Давайте все начнем это практиковать, раз хоть кому-то это сходит с рук )))

3 июня 2018, 22:53

Заказчика может убить ток не только от электрического теплого пола в душе. Почему бы тогда вообще свет в квартире не устанавливать, не ставить розетки, чтобы включать телевизор? В конечном итоге, не должны ли мы отказываться от телевизоров, холодильников, стиральных машин и компьютеров – ведь они все используют ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК! Чтобы избежать удара током, строители и заказчики должны соблюдать ПУЭ и СНиПы. А заказчику нужно знать правила безопасной эксплуатации оборудования. Таким образом не будет проблем и у ТЦ как в Кемерово, так и в других местах.

4 июня 2018, 00:46

Кстати, я еще обдумала ваш комментарий: вы сбрасываете все вместе — строителей и владельцев (например, упомянутых «незадачливых хозяев ТЦ» в Кемерово). Не берусь утверждать — не следила за ходом дела, но вы сами отметили — «незадачливых хозяев ТЦ». То есть, строители, возможно, сделали все нормально, а вот владельцы неправильно эксплуатировали: не проверялись сигнализации, не следили за состоянием проводки и т.д. Иначе бы как эти граждане Таджикистана, работавшие в одном из обувных магазинов ТЦ, стали героями, помогая другим найти выход в экстренной ситуации? Скорее всего, арендовавшие это пространство не учли проектные особенности, так и получилась сложная эвакуация.
Поэтому статьи, по которым могут привлечь к ответственности, тоже разные. Например, если в квартире, на ремонте которой я надзор веду, возникнет пожар, потому что владелец (он же мой заказчик) воспользовался неисправным кухонным прибором, то я тоже отвечу, так как именно мой проект предусмотрел установку необходимых точек доступа.

3 июня 2018, 20:00

На самом деле, у них управление электронное на 12, а мотор, как вы говорите, уже 220. Кабель в тёплом полу, находящийся под изоляцией, в случае порыва просто перестанет работать. Теплый электрический пол состоит из двух категорий кабелей: силового и нагревательного. Последний при обрыве ведет себя, как перегоревшая спираль электрической плитки: порелся — не нагревает. К тому же существуют теплые полы на 12 вольт: например, пленочные системы. Эти электрические полы, независимо от расположения, обязательно подключают через автомат и заземление. При правильной установке шансов получить удар током практически нет. А вот при неправильно установленной системе, в том числе фены и утюги, могут подвести.

3 июня 2018, 22:25

Нет… «Мотор» у них именно 12-вольтовый. И вообще все, что связано с водой — подсветки в душевых кабинках, различные вытяжные вентиляторы, лампы в бассейнах — ВСЕГДА работают на низком напряжении.
Иногда исключают насосы для дачных фонтанов, но они не предназначены для пользования с руками или нахождения в емкостях.
Все устройства согласно правилам должны быть низковольтными, когда дело касается плавания и мытья. Тот, кто ими пренебрегает, демонстрирует непрактичность, а тот, кто устанавливает такие системы у других — переступает границу.
Если водяная поверхность и плитка намокнет, это может быть довольно опасно. К тому же, плиты заземлены, а вы воду по полу не заземлите.
В общем, это бесплодное обсуждение, не хотите следовать правилам — делайте, как знаете. Я не собираюсь повторять одно и то же. Технические правила предписывают: всё, что связано с мытьем — низковольтное. А размещение 220 В в тех местах, где может оставаться вода, запрещено. Просто нельзя этого делать.

3 июня 2018, 22:35

На самом деле, понижающий трансформатор присутствует во всей бытовой технике — никому 220 вольт не нужен для утюгов или телевизоров. 220 вольт предназначены для транспортировки электроэнергии на большие расстояния. Паша, как много именно электрических теплых полов вы видели? Я лично не меньше 50, и это только в душах и ванных комнатах. А что касается остальных мест — еще по три десятка — на кухнях, в коридорах, гостиных и т.д. А у вас есть случаи, когда кто-то пострадал от электрического тёплого пола в душах? Я ни разу не слышал. Шансы получить удар током в душе гораздо больше, используя электробритву или фен. Где именно прописаны эти ваши правила? Какой СНиП?

3 июня 2018, 22:44

Это уже безумие… Вы нарочно вводите в заблуждение? Как вы заметили, в вопросах, касающихся электричества, это регулируется ПУЭ.
Всё. Стиралка… Вы в стиральной машине, видимо, сами стираетесь и плаваете в воде. И телевизор, очевидно, тоже купается с вами в ванной )))
Боже, как же это забавно. Не следует слишком увлекаться установкой электрических полов повсюду, а потом страдать от последствий. Тем более, до душа даже добрались )))
Я не желаю больше это обсуждать. Уходя с темы, понимаю, что разговор бесполезен.

3 июня 2018, 22:58

Я знаю, что вопросы электричества освещаются в ПУЭ. Я читала, это правда информативно. Но в СНиПах тоже можно найти упоминания об электричестве, это несложно, поищите сами. За время, когда вы принимаете душ, вы, наверное, подберете провода тёплого пола зубами? Вы всегда прекращаете обсуждать, когда вам начинают активно возражать. Почему вы так уперлись в вопрос теплых полов? Это что, опаснейшие электроприборы? Или же их строят не профессионалы? Они точно так же, как и любые другие приборы, имеют сертификацию безопасности от производителя.

15 июня 2019, 08:07

Я точно не помню, о чем здесь шёл спор, и не хочется перечитывать всю ветвь
В общем, я настороженно отношусь к электрическим теплым полам, слухи (хотя это могут быть просто слухи, выдумки или полное заблуждение) о том, что они «фонят» больше, чем мощные серверы, ходят. Одна знакомая сильно увлекалась этими полами, укладывая их повсюду (в доме, на даче и т.д.), а потом у нее родился ребенок с отклонениями в умственном развитии, хотя она не имела зависимостей. Может, дело в плохом кислородоснабжении, ведь она молодая, но очень мерзлая, возможно у нее анемия, или, может, муж сильно выпивал (я его не видела, поэтому не знаю).

Поэтому я склоняюсь к установке теплых полов, используя водяной контур — как это правильно называется. А не электрический кабель.

15 июня 2019, 15:13

Согласна с вами, Паша, в том, что водяные полы более предпочтительны. Но речь шла о безопасности электрических теплых полов, особенно в ванной. На мой взгляд, если рассматривать их как обычные электрические устройства, то они не более опасны, чем любые другие при условии, что они установлены и функционируют корректно. Что касается излучений, возможно, это так, но в этом плане ситуации схожи с использованием любой другой электроники, особенно с учетом сложной проводки, необходимой для современных устройств. Если нашим родителям хватало освещения от одной люстры и пары розеток, то сейчас в квартирах проводка может простираться на десятки и даже сотни метров. Например, вот такая распаечная коробка могла бы быть лишь в одной комнате! Всего в квартире, откуда сделано фото, их было четыре. А что касается врожденных патологий, так это очень сложное дело: даже опытные врачи не всегда могут определить, какие факторы на что влияют.
Распаечная коробка

15 июня 2019, 17:12

Понимаю вас, вспоминая свою практику.
Также не могу сказать, что доверяю электроприборам на все сто процентов. В моей практике были случаи, когда контакты «прилипали». Например, реле насосного оборудования: давление нарастает, пружина не срабатывает, и контакт застревает. Если его почистить, все начинает работать, как надо. Даже новые реле могут вести себя неподобающим образом, особенно в условиях повышенной влажности. У меня такой насос установлен в помещении с повышенной сыростью, неподалеку от ржавеющей батареи. Многие устанавливают полотенцесушители, но мне они не нравятся, так как я постоянно обжигаюсь о них, когда утром умываюсь. Поэтому у меня в туалете, где в прошлом была ванная, просто установлен стандартный радиатор. Он не обжигает, а именно нагревается так, что вверху горячий, а снизу — менее горячий. Ну, не суть важно. В итоге у меня на кухне есть крошечный туалет с унитазом и раковиной, а также бойлер и система водоснабжения, состоящая из реле, баков и фильтров. Так вот, это реле часто заедает; мы чистили контакты и заменяли несколько устройств. В итоге, теперь просто следим за ним, чтобы не произошло залипания, так как в этом случае насос может работать износно.

Были и другие случаи, когда автомат отключения перегревался при небольшой нагрузке — он становился теплым, но не слишком заметным, а затем, со временем, нагревался сильнее и начинал плавиться, при этом кнопка «прилипала», и единственный способ его отключить — это отключение общего питания, после чего нужно заменить автомат. Это могло быть вызвано перегрузкой или, возможно, коротким замыканием, в результате чего автомат плавился и не отключался, даже если кнопку пытались нажимать — все внутри паять намертво.

Поэтому полностью полагаться на всевозможные автоматы, в том числе УЗО, я не могу. Они не идеальны, и рисковать не стоит. Если вдруг там что-то закиснет или припаяться от нагрузки — будет уже поздно.

Вот такое у меня мнение на этот счет.

15 июня 2019, 17:39

Да, я говорю: «они не более опасны, чем любые другие электрические приборы, если они исправны и правильно установлены». Это также относится не только к электрическим устройствам, но и к другим вещам — для обеспечения безопасности прибор должен находиться в исправном состоянии (то есть контакты не должны залипать), и подключение также должно быть исправным.

14 июня 2019, 21:45

Для чего было придумано УЗО?

15 июня 2019, 08:11

УЗО не защитит от мелкого «покусывания». Помню, у нас был старый, ржавый бойлер, подключенный к щитку с УЗО, и заземление попало под угрозу (во время ремонта соседнего помещения), поэтому когда заземления не стало, вода из крана и сам кран в раковине сильно «били» электричеством — было очень неприятно. При этом УЗО не отключалось. Если бы оно функционировало, тоже не факт, что это было бы приятно.

В конце концов, этот старый бойлер все-таки проржавел и начал течь, и я заменил его на новый.

18 июня 2019, 08:52

На санузлы устанавливают УЗО на 10 мА. Оно мгновенно отключает при малейшей утечке. У вас, скорее всего, было УЗО на 30 мА и выше. Или, в худшем случае, оно вообще не работало.

18 июня 2019, 20:45

Там просто от сырости контакты закисли и слиплись!

21 ноября 2019, 11:32

Когда снимаешь с себя синтетическую одежду, разряд может составлять несколько тысяч вольт, но ток в этом случае незначителен. Даже замкнув батарейку, она разогреется до красна. Может возникнуть ожог, так как ток будет максимальным, а напряжение — минимальным.
Если будет 1-2 ампера, но 12В, ты все равно ощутите неприятный шок.
На самом деле УЗО было придумано не просто так — оно должно отключать подачу напряжения при утечке, но установка его на 30 мА является необходимым условием.

3 июня 2018, 18:45

Электрический теплый пол по своей сути вреден для здоровья. Он излучает, и ходить по ним все равно, что находиться в серверной или в трансформаторной будке. Правильные теплые полы всегда делают с помощью труб с теплоносителем, а не с помощью кабелей.
Кабели используются не из хорошей жизни и не для хороших людей. Можно заработать себе рак или родить детей с отклонениями. Это очень серьезно.
А в душевой это совершенно недопустимо — в таких местах 220 В размещать нельзя. Исключением может быть лишь греющий кабель на трубе, но там люди не сидят.
Надеюсь, что ТС просто начнет ощущать неприятные покусывания током и отключит это устройство до того, как произойдет что-то ужасное. Это действительно тревожно, как в фильмах, когда кто-то пытается утопить себя с помощью электрических приборов.

3 июня 2018, 19:49

Я считаю, что в современных квартирах, помимо электрических теплых полов, есть много других вредных веществ, в том числе и электрических. Это касается не только приборов, но и проводов, прокладываемых по стенам, которые могут составлять 200-500 метров на квартиру. И это к тому же только часть розеток и выключателей. Разве это не потенциально вредная сеть?
Что же касается 220 В в ванной: гидромассажные ванны, душевые кабины с парогенераторами — никто не ощущает электрического удара, если всё сделано правильно.
Но что касается теплых полов, я тоже согласна — лучше использовать водяные полы, то есть с теплоносителем.

3 июня 2018, 22:35

Ох… Вы меня выбили из колеи. У гидромассажных ванн установлены трансформаторы. Гидромассаж не работает при напряжении 220 В, это очевидно! В душевых кабинах 12 В. Перестаньте троллить, уже надоели. Что мне нужно сделать, спуститься вниз с чердака и показать вам там, в душевой кабинке, панели?! Говорю, 12 В и точка. Это стандарт, ни одна кабинка не пройдет сертификацию, если в ней будет 220 В — ее просто не разрешат продавать, и производитель будет за это наказан.

3 июня 2018, 22:37

Или вы говорите о каком-то гидромассажном устройстве, купленном в «магазине на диване», сомнительного качества, которое подключается к ванной? Лучше не использовать и не покупать подобные вещи.

3 июня 2018, 23:01

О чем вы? Я никогда таких не видела — а вы пробовали? Я вообще-то, когда говорила о гидромассажных ваннах, имела в виду «Джакузи». Это именно бренд ванн с гидромассажем, который, насколько я знаю, был одним из первых.

3 июня 2018, 22:46

Паша, про трансформаторы и бытовую технику я уже писала. Если хотите, расскажите мне о вашем опыте. Например, смотрите инструкцию к ванной — вот первая попавшаяся, прошу прощения, что она такая. В главе «Спецификация продукта» указаны характеристики для струйного насоса и нагревателя: «Струйный насос: 0.9HP / 220-240 V / 50 Hz
Производительность водоструйного насоса: 460 галлонов/час (1,741 л/час)
Мощность нагревателя: 2,200 W/220-240 V / 50 Hz». Вот так. Где тут 12 В? А 220-240 В я вижу.

4 июня 2018, 10:32

Я просто не люблю тратить свое время на споры с людьми, которые не понимают элементарных вещей. Честно, мне это утомительно. Но раз уж так сложилось:
Второй пункт вашей инструкции, дословно:
Внимание
«Элементы с токоведущими частями, кроме работающих при низком напряжении (не более 12 В), должны быть недоступны людям, находящимся в бассейне». ©
То есть, объясняю для тех, кто не в курсе: гидромассажный насос располагается вне бассейна. Это всасывающий насос (да-да, всасывающий, не перепутайте!), а в самом бассейне лишь его труба. Данный насос не находится под водой, в отличие от ваших предположений о подключении электропола на 220 В, не плавает рядом с человеком, как, например, дренажный насос, предназначенный для колодцев, где люди не проводят время. И даже в случае чего, вода не может пополнить насос сверху, поскольку он находится на расстоянии, и, скорее всего, в пластиковом корпусе, а контакт с водой у него осуществляется только через лопасти или другие детали.
Таким же образом обстоит дело и с ТЭНом в раковине: его клеммы расположены либо сбоку, либо сверху, но не под баком с водой — это невозможно, так как бак может протечь. Говоря просто, вода будет течь мимо клемм вниз, а не попадет на них, как вы собираетесь подключить электропол.
Что касается электропола, то вода просто-напросто будет литься на него, на 220 В, и, поверьте, в этом случае вы станете проводником, вместе с водой.
Клеммы подключения находятся внизу только у бойлеров, но там есть резьба, исключающая утечку. Протечка бойлера может произойти лишь при его полной поломке, но вода на полу душевой — это обычная повседневная ситуация.
Поэтому, считаю, что на этом разговор уместно завершить.

4 июня 2018, 12:06

Паша, мы можем прекратить обсуждение. Но для этого я хочу прояснить, что вы ошибаетесь. Инструкция, которую вы приводите, совершенно верна, но вы, как всегда, неправильно ее интерпретируете в контексте теплых полов. По вашему мнению, получается, что «токоведущие части» теплого пола находятся непосредственно в душевой и доступны человеку. Вы же, надеюсь, не всерьез полагаете, что открытые клеммы и проводники без изоляции разбросаны по всему полу душевой, и вы на этом всем ходите босыми ногами? Вы это написали только для того, чтобы вступить в спор со мной?
Электрический теплый пол и его токопроводящие компоненты так же защищены от человека, как и оборудование для гидромассажа ванны, парогенераторы для душа, двигатели измельчителей мусора, электрические водонагреватели и иные устройства, работающие с током и водой одновременно.
Для вас, Паша, и тех, кто не знаком с конструкцией электрических теплых полов, поясняю: клеммы подключения находятся в монтажной коробке (подрозетнике), и именно там, как и в обычной розетке, происходит соединение «фазы», «ноля» и «земли». Всё закрыто стандартной панелью терморегулятора, с помощью которой осуществляется управление теплым полом. Вы можете разместить это оборудование в любом месте, даже вынести его за пределы ванной, душевой или бассейна, установив на чердаке или в отдельной электрощитовой.
Греющий кабель помещается в пол, и он изолирован — стойкий к химическим воздействиям, включая бетон. В зависимости от конструкции теплого пола, он может находиться в бетонной стяжке, толщиной около трех сантиметров, или же в виде тонких матов, которые укладываются в клеевой шов. На теплый пол затем заливается самовыравнивающий пол на цементной основе (не гипсовой), толщиной, чтобы скрыть кабель.
Сверху применяется гидроизоляция, например, от www.afolin.ru/catalog/categories/11/1/7319. Причем, это делается не только на пол, но и на стены — если ванная небольшая, то вся, если большая, то на стены душевой и по всему периметру — на высоту около полуметра. Это предотвращает попадание воды, если что-то пойдет не так.
И, в конце концов, укладывается плитка, которая также служит гидроизоляцией и не проводит электричество, швы затираются влагостойким раствором. Только потом на весь этот «пирог» льется вода, и ваши босые ноги стоят на всем этом.
Где же в моем объяснении вы видите нарушение указанного вами пункта инструкции? Так что, вода не льется непосредственно на теплый пол, как и не капает на насос или компрессор гидромассажной ванны (чьи клеммы, кстати, расположены не где-то на потолке, а под корпусом ванны). И напомню, что «теплый пол» следует воспринимать как устройство, а не как характеристику температуры пола — тип: пол какой? — красный, пол какой? — теплый.
Кроме того, вся вода в душевой должна стекать в слив. Если она не уходит, а проникает сквозь покрытие в пол к кабельному теплого пола, то в этой душевой, помимо электрического кабеля, должно быть много других проблем, особенно если это многоквартирный дом.
И напоминаю: после укладки теплого пола он проходит тестирование на целостность кабеля и изоляции. Если целостность не нарушена, он заливается и покрывается напольным покрытием. Вы не сможете повредить кабель вашими ногами, поскольку он находится на глубине не менее 15–17 мм, а в некоторых случаях и на глубине 30-40 мм под бетонной стяжкой, слоем плиточного клея и самой плиткой. То есть, теплый пол нельзя механически повредить из-за неосторожности. Единственное, что может произойти, так это перегрев из-за неправильной установки или неполадок, что возможно только через 15–20 лет по гарантии производителя и фактически через 50 лет).
Об автоматических устройствах и УЗО наконец-то стоит упомянуть.
Так что, Паша, либо вы просто не знакомы с вопросом, либо же снова затеяли троллинг.

Последний раз редактировалось 4 июня 2018, 12:43
4 июня 2018, 13:13

И немного о рукомойниках с электроподогревом — несколько фотографий. Извините за вид изделия — у соседки дачницы был такой агрегат, она в этом году провела генеральную уборку и выбросила его. Я специально сходила, забрала и сфотографировала. На втором фото видно, как ТЭН подключен в корпус. Да, Паша, вы правы — клеммы находятся сбоку, и на них вода не попадает. А на последнем фото представлены клеммы внутри пластикового корпуса, в который вода не проникает. Вы будете настаивать на том, что это устройство безопаснее, чем электрические теплые полы, о которых я описала?

Рукомойник с подогревом

Вид внутри — место подключения ТЭНа

Пластиковая коробка с клеммами

15 сентября 2020, 08:45

1) Теплый пол в душевой обязан иметь заземление
2) Кабель должен быть целым и без дефектов
2) Обязательно наличие дифференциального автомата или УЗО на 10 мА
3) Обязательно необходимо применение гидроизоляции
При соблюдении всех этих условий, то теплый пол в душевой — это реально!

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ