Кто-нибудь может дать ответ на поставленный вопрос, основываясь на своем опыте или фактах? Возможно ли избавиться от тли в круглогодичной теплице (размером 3х6 м) с использованием озона? Тля активно размножается на укропе и пытается перейти на огурцы. В теплице поддерживается теплая и влажная атмосфера, основное количество растений — зелень. Благодарю за помощь!
Это может быть интересно:
- Какие меры предпринять, чтобы защитить жимолость от серой тли?
- Как эффективно бороться с тлей на розах?
- Какой вредитель опасен для комнатного перца?
Есть вопрос о даче? Задайте его нашим специалистам и опытным садоводам.
Задать вопрос
Вопрос размещен в категориях: вопросы, тля, вредители, борьба, методы, теплицы, озонирование 53 комментария 1 благодарность за вопрос 19119 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор вопроса:
Владимир Огненный 18 декабря 2016, 02:51
Сказать спасибо! Вы выразили благодарность 117
Все ответы и комментарии ( 53 )
18 декабря 2016, 19:09
Здравствуйте! Без сомнений могу сказать — НЕТ. Озон эффективен против бактерий, однако тле он не вредит. Если же озона ввести слишком много, он может обжечь растения, а основная часть тли выживет. Тля является насекомым с медленным обменом, она не дышит так, как теплокровные животные. Пока озон достигнет трахей тли, он успевает распасться на кислород. Хитиновая оболочка тли устойчива к озону. Рекомендую обработать огурцы средствами, такими как Актара или Конфидор. А укроп, пораженный тлей, лучше просто удалить. Если укроп еще небольшой и у вас достаточно времени, можно использовать средство Хостаквик. В теплице размером 3х6 метров вполне возможно эффективно удалить тлю вручную. Альтернативный вариант — приобрести полезных насекомых, таких как наездники вида Афидиус или Лизифлебус, либо хищного клопа Макролофуса. По сути, стоит рассмотреть покупку природных хищников, чтобы сохранить биологическое равновесие. Но это непростая задача. Удачи.
18 декабря 2016, 21:50
Спасибо за подробный ответ с рекомендациями. Вы дали именно ту информацию, которую я искал. Я очень признателен за внимание к моим не совсем профессиональным вопросам. Теперь все стало предельно ясно. Если возможно, хотел бы уточнить по поводу озона: может ли озонирование с использованием бытовых аппаратов принести хоть какую-то пользу растениям в теплице, и если да, то в каком объёме и за какое время? Я знаю, что почти любое вещество может быть как лекарством, так и ядом — вопрос лишь в дозировке. Заранее спасибо!
19 декабря 2016, 22:14
Растениям не нужен избыток кислорода; они выделяют его в больших объемах сами. А атомарный кислород, образующийся при распаде озона, совершенно безразличен для растений!
19 декабря 2016, 10:04
Что еще стоит отметить по вопросу тли. Сельдерей и укроп подвержены атаке сельдерейной бурополосой тли, тогда как огурцы поражает бахчевая (хлопковая) тля. Теоретически, тля с укропа не должна переходить на огурцы. Но это всего лишь теория. Удачи.
19 декабря 2016, 10:39
Теперь о озонаторах. Эта тема была очень актуальна в конце 20 — начале 21 века. В нашем хозяйстве ставили озонатор. Но я оставил отрицательный отзыв по нескольким причинам. Во-первых, озон — это неустойчивая субстанция, которая существует всего несколько секунд, после чего превращается в кислород. Во-вторых, для обработки склада или теплицы нужно количество озона, равное объему помещения, и это занимает довольно продолжительное время. Создать такое количество озона сложно и дорого. В-третьих, гораздо проще и дешевле приобрести медьсодержащие препараты или такие как Акробат или Ридомил, которые защищают растения на более длительный срок — до двух недель. Это мое мнение по поводу озонаторов. Но если он у вас есть, вы можете озонировать пустую часть теплицы и конструкций — это хоть что-то. Однако лучше использовать формалин, серу или медный купорос. Удачи.
19 декабря 2016, 13:06
Мне стало интересно, прочитав вопрос.
У меня в квартире стоят ионизаторы: большой в гостиной, маленький в спальне. Экспериментировала с маленьким на коллегах: если кто-то заболевал и приходил на работу с насморком, я ставила ионизатор рядом с ним. Через 2 часа этот «замученный» коллега говорил, что кашель и насморк прошли, и голова перестала болеть. Этот опыт подтвердил, что ионизатор действительно полезен.
Представляю, какая закаленная тля будет рядом с ионизатором!
У меня такая теория: в нашем организме много бактерий, в общей сложности около 10 килограммов. Большая часть из них нам полезна. Но чем они отличаются?
У меня склонность к точным наукам, поэтому я рассматриваю это с физико-химической точки зрения: бактерии различаются по заряду. Люди с закисленным организмом (мясоеды, сладкоежки) чаще болеют — просто они притягивают к себе патогенные организмы. Напротив, те, кто потребляет в основном сырые овощи, болеют реже. Кислота имеет отрицательный заряд. Соответственно, патогенные организмы — положительно заряженные. Озон даже имеет слегка кислый вкус — тоже может привлекать вредные организмы. Возможно, это не научно обоснованное утверждение.
А как вы думаете, тля имеет положительный заряд?
19 декабря 2016, 15:30
Британских ученых, как сейчас пишут.
Ирина, ты где пробовала озон на вкус?
19 декабря 2016, 16:44
У меня в комнате стоит ионизатор, если понюхать, может показаться, что запах кислый. Мне повезло, что он не слишком интенсивный и не напоминает больницу.
Хотя, возможно, что нужно чаще протирать пыль.
Кстати, когда я писала, думала о тебе с твоими знаниями в химии — знала, что именно так тебя заинтересую!
19 декабря 2016, 17:31
А зачем около меня интересоваться? Я не пропадал.
19 декабря 2016, 19:05
Ясно, ты не пропадал, но твое мнение как химика здесь весьма полезно.
19 декабря 2016, 19:37
19 декабря 2016, 22:16
Ионизаторы и озонаторы — разные устройства, и они производят разные вещества.
21 декабря 2016, 14:07
Возможно, но если близко понюхать, можно уловить запах озона.
Мне удалось его почувствовать, но чтобы ощутить запах, нужно принюхаться. Я не переношу резких звуков, запахов и вкусов.
21 декабря 2016, 14:45
Когда заходишь в рентгенокабинет во время просвечивания (не снимков), там озон чувствуется довольно резко.
Кстати, свежесть воздуха после грозы также из-за присутствия этого газа.
21 декабря 2016, 15:01
Евгений, давайте на «все в порядке»!
Возможно, ионизирование приводит к образованию небольшого количества озона. Так мы оба правы.
Что касается тли, то озон вряд ли сможет с ней справиться. Надо все же работать с бактериями.
21 декабря 2016, 22:35
«Этот самый известный Фишер
Согласился на равенство!» (В. Высоцкий).
Тем не менее, медицинская показания для ионизаторов очень ограничены!
21 декабря 2016, 22:53
Насчет здоровья тли… Может, к озонатору следует добавить еще немного сахара?))
19 декабря 2016, 14:49
Озон — это молекула, состоящая из трех атомов кислорода. Он стремится окислять, то есть сжигать, или же объединиться с другим атомом кислорода, превращаясь в обычный кислород — О2. Озон окисляет все на своем пути — и хороший, и плохой. Например, аналогом озона является перекись водорода, в результате которой образуется вода и атом кислорода. Если капнуть перекись в нос — это вызовет ожог слизистой. Немного информации об озоне. Удачи!
19 декабря 2016, 15:38
Василий, прошу прощения за вмешательство.
Озон — это три атома кислорода, которые распадаются на молекулу кислорода и атом кислорода. При участии атома кислорода в реакциях окисления могут образовываться свободные радикалы; термин «радикал» касается только неполных молекул органических соединений.
Перекись водорода имеет формулу Н2О2 и распадается на молекулу воды и тот же самый атом кислорода.
В промышленной химии озон относится к веществам высокого класса опасности, известными как «экстремально опасные». Он образуется в типографиях, где используются печатные машины, и в кабинетах озонотерапии. В обоих случаях требуется качественная вентиляция, иначе это может вызвать сильный кашель и пересушенность во рту.
Бытовой озонатор не опасен и даже может быть полезен, как правильно заметила Ирина.
19 декабря 2016, 22:21
Производственные проблемы рентгенологов. У них, при передозировке (из-за длительной работы) проявляются симптомы озонового отравления к концу рабочего дня…
19 декабря 2016, 22:23
Да, верно, я забыла упомянуть.
19 декабря 2016, 22:40
Интересно, что газ «озон» получил название от химика Шонбейна, хотя нам в университете говорили, что название происходит от формулы О3… оз-он!
24 декабря 2016, 09:15
Это хороший химический анекдот. Как «ацетон» — это «он», мужчина.
P.S. Не забывайте смотреть структурную формулу.
19 декабря 2016, 16:53
Василий, думаю, что с перекисью также важно учитывать концентрацию.
Новорожденным детям капают перекись на пупок, чтобы уничтожить микробы и улучшить заживление.
Когда после операции у моей собаки рана не заживала, делали инъекции с озоном (без деталей — это делал ветеринар), но, к сожалению, начали лечение слишком поздно, рана так и не зажила.
21 декабря 2016, 11:46
Недавно смотрела передачу по телевизору, где эту тему обсуждали. Они рассмотрели вопрос с научной точки зрения и пришли к однозначному выводу «нет». Я хорошо запомнила этот ответ.
21 декабря 2016, 12:47
Спасибо всем, кто откликнулся! Теперь полная ясность. Как говорится: «Один ум — хорошо, а много умов — лучше.»
21 декабря 2016, 22:51
Тлю размножают муравьи. Я бы внимательно осмотрел местность вокруг теплицы на наличие муравейников и постарался бы перенести их на расстояние, а также повыращивал бы божьих коровок!
22 декабря 2016, 00:38
Благодарю за рекомендацию по поводу муравьев, но, к сожалению, сейчас вокруг теплицы лежит снег толщиной от полуметра до метра. Поэтому мне вряд ли удастся переселить муравьев, так как сложно понять, где они находятся. Вполне возможно, через полгода это станет реальным, и я еще раз благодарю за поддержку. Кстати, где-то я наткнулся на мнение, что это не совсем правда – муравьи занимаются разведением тли. Смысл этого мифа, похоже, передается из одного источника в другой без должной проверки. Может быть, кто-то сможет ответить на мой, возможно, наивный вопрос: «Действительно ли муравьи разводят тлю? Если это так, то как именно?» Извините за дополнительные вопросы и заранее благодарен за возможные ответы.
22 декабря 2016, 08:52
Владимир Огненный, могу заверить, что муравьи действительно занимаются разведением тли и употребляют её сладкие выделения — это не выдумка! Тля производит пищу для муравьев, что объясняет их внимание к ней. Садоводы, имеющие определенный опыт, могут это подтвердить, наблюдая своими глазами. Летнее время — отличный период для таких наблюдений, особенно на смородине, где наличие тли часто сопровождается черными садовыми муравьями. Вы сможете заметить, как они переносят тлю с кустов, зараженных ею, на те, что ещё не колонизированы.
24 декабря 2016, 01:15
Спасибо, я непременно буду следить за этим явлением. Приятно слышать от вас, Александра14 и user_2316 (пожалуйста, смотрите следующий диалог) такую полезную информацию. Кажется, это только начало множества вопросов.
23 декабря 2016, 02:03
Спасибо, что акцентировали внимание на взаимосвязи муравьев и тли. Что касается их разведения:
1. Мы это проходили в школе, но не помню в каком классе.
2. Я видел подробные съемки по телевизору.
3. Наблюдал за этим процессом на своем участке.
Интересно, как упоминают мифы о том, что муравьи не имеют к тле никакого отношения… У меня ещё остался забавный случай: местный огородник, обладающий многолетним опытом, уверял меня, что муравьи наоборот истребляют тлю (может, это была шутка, или он хотел сказать, что просто уничтожают разных вредителей). Сегодня, я полагаю, что некий баланс муравьев может быть полезен для участка, однако если их становится слишком много, имеет смысл переносить их подальше в лес. Однако, возможно, и немного тли тоже окажется полезным, например, для борьбы со сорняками.
24 декабря 2016, 00:36
Спасибо, Александр, за подробное объяснение! Я верю! Но… действительно ли они переносят тлю? К сожалению, за 35 лет, что я занимаюсь дачным хозяйством, мне ни разу не довелось этого увидеть… Видимо, я недостаточно внимателен. Я замечал, как они питаются выделениями тли и активно передвигаются рядом с ней, но чтобы они относили её к себе на спину — такого не замечал. Интересно, какие ещё методы они используют в своем «скотоводстве»? Обязательно понаблюдаю за этим летом. Спасибо за ваш ответ!
24 декабря 2016, 01:01
Владимир, спасибо за дополнение! Но, пожалуйста, внимательнее читайте сообщения. Я тоже не видел, как они переносили, но то, что они активно взаимодействуют и занимаются чем-то похожим, явно на поверхности, и как-то избегал удостоверяться в их «интимной» жизни. Хотя, возможно, этим летом я тоже соблазнюсь подглядеть за этим процессом.
24 декабря 2016, 01:22
Мне кажется, что муравьи имеют природные инстинкты и не занимаются ничем «близким» или интимным, кроме как поеданию сладких выделений тли, находясь рядом со своими товарищами. Все же они не люди!
24 декабря 2016, 01:50
Пожалуй, действительно, их выделения можно назвать «вкусными» (извините за вольность в формулировке).
24 декабря 2016, 09:02
Интересная идея — относить муравьев вглубь леса. Сначала я не поняла. У нас муравьи строят подземные города, поэтому с ними трудно справиться — даже кипятком не выбить.
24 декабря 2016, 20:19
Да, подземная структура муравейника часто оказывается более обширной, чем его поверхность.
24 декабря 2016, 20:51
Александр, наши муравьи в садах не образуют кучи. Когда ты видишь скрученные листья, начинаешь искать муравьев. И находишь их, бегущими с яйцами и уходящими в свои норы.
24 декабря 2016, 12:25
Александр, я занимаюсь садом уже более сорока лет, и, к сожалению, так и не заметил ни от муравьев, ни от тли никакой пользы. Необходимо, чтобы удалось уничтожить больше муравьев в начале весны, до их размножения. В противном случае, когда начинаешь борьбу в середине лета, это становится настоящим «тихим ужасом», и уже невозможно победить ни тлю, ни муравьев.
24 декабря 2016, 20:22
Да, пока пользы от тли тоже не заметил… разве что, если она ест сорняки. Однако определенное количество муравьев действительно важно для поддержания санитарии: они едят личинок вредителей и самих вредителей.
24 декабря 2016, 21:25
Те виды муравьев, о которых мы говорим, являются в основном травоядными и падальщиками. Они никого не едят.
23 декабря 2016, 10:24
Зачем эта химическая борьба? Сделайте всё проще. Обработайте растения «Пепси-колой». Вы точно будете приятно удивлены результатом. И этот опыт стоит показать детям.
24 декабря 2016, 00:53
Отличный совет! Он имеет как практическое, так и воспитательное значение! Спасибо! В ближайшие дни я попробую и запишу на видео с макросъемкой. Интересно, сколько дней после обработки «пепси» или «фанты» нельзя есть зелень, такую как салат, свекла, петрушка и т.д. Есть ли рекомендации? У меня есть еще один «ход» на эту тему. Знакомый реставратор очищает старую грязь с медных, бронзовых и латунных изделий исключительно с помощью «Фанты»! Это мнение разделяют и его коллеги! Это дешево и эффективно, а «эффективно» — в буквальном смысле, особенно для живых организмов. Найти лучший растворитель, чем убийственная химия, почти невозможно. Судя по всему, «Пепси» и «Фанта» — это одно и то же, просто стоит задуматься об этом: и для детей, и, что важнее, для взрослых, т.е. родителей, которые «с любовью» покупают своим детям такие и другие отравляющие вещества. Еще раз спасибо за многофункциональный ответ!
24 декабря 2016, 01:03
Может, эти напитки тоже могут использоваться… против мучнистой росы, например?
24 декабря 2016, 09:05
Я использую колу для чистки сантехники. В ней есть ортофосфорная кислота, так же как и в других чистящих средствах. А вот пить — ни за что!
24 декабря 2016, 16:02
В желудке у человека содержится соляная кислота, гораздо более сильный окислитель, чем ортофосфорная кислота. Опытные реставраторы используют различные составы для разных поверхностей, а не полагаются только на один вариант, такой как Фанта.
26 июля 2024, 20:02
Вчера я провел эксперимент с озонацией теплицы на даче. Муравьи и прочая живность так и остались, а вот все растения погибли: огурцы, помидоры, перец. Листья засохли, сворачивались и покрылся белыми пятнами. Жена в слезах, а тещу даже боюсь беспокоить…
26 июля 2024, 20:25
Теперь вам, по всей видимости, придется ехать на рынок за овощами для заготовок… У меня было нечто подобное пару лет назад, когда зашло стадо коз, проломивших стену полиэтиленовой теплицы. Я трижды катался на электричке на рынок, а потом нес домой на плечах коромысло с пакетами с обеих сторон.
Впоследствии мне пришлось укрепить теплицу внутри с помощью деревянного забора из брусьев размером 15х15, который вряд ли даже носорог сможет сломать. И тем не менее, козы все равно мимо проходят и труться боками о теплицу, проверяя, не прогибается ли она.
В тот раз они съели весь перец и почти все баклажаны. Хорошо только то, что не отравились ботвой пасленовых.
Теперь мне опять придется на рынок. Переосаживать рассаду в последний момент, когда август на носу — уже поздно.
Везите жену и тещу на рынок, пока у вас есть такая возможность! 😀
26 июля 2024, 21:04
… а коромысло у меня было под рукой. Не у всех оно есть! 🤣🤣🤣
26 июля 2024, 22:03
У меня было, старого советского производства. Правда не сходу. В первый раз, я как умный, набрал килограмм по сорока помидоров и перца, набив большие пакеты, и пошел бодрячком. С Трудовой до такси далеко не скажешь, но только налегке. А с пакетами — совсем иначе: прошелся по станции, спустился… И осознал, что руки начинают болеть, и в целом не удобно тащить. Пришлось сгибать руками в локтях, часть на ладонях, часть ближе к локтям, и в целом тяжеловато. В Лобне было легче, когда только купила пакеты и носился по лестнице, а далее, приехав, продолжила путь…
Короче, там был участок леса, или, как минимум, парк. Заходя в дебри, наткнулся на здоровую палку от березы. Я отломал столько, сколько мне нужно было, навешал пакеты за ручки и пошел к такси. Найдя свободное, бросил пакеты в багажник, а палку оставил в траве подальше. Мы уехали в нужное поселение.
В другой раз уже воспользовался коромыслом. Оно выглядит тонким, но на удивление крепкое, похоже, сделано из лиственницы или дуба. Может и березы, но не уверен.
Идея взять кравчучку была бы отличной, она шикарная, отреставрированная, со сваренным из арматуры низом и красиво покрашенная в синий цвет. Но она у меня цельная — не складывающаяся (не подумал изначально о том, чтобы сделать её складной), поэтому в такси она просто не поместится, только в тамбур электрички. В итоге остался только коромысло, а пакеты на нем вешал на крюки.
Не знаю, может руки у меня слабые, не могу долго тащить больше 1 км, это не очень приятно. Не то чтобы вообще не могу, но мне неудобно, на плечах легче.
Таким образом, да, в тот год я консервировал много, казалось, даже больше, чем в год с урожаем, потому что спонтанно купил овощей на 30 тысяч, а также отец тоже купил, а потом они с матерью поехали и мама тоже приобрела. В общем, много ночей я провел с кастрюлями, готовя лечо. Это очень универсально — перец, лук, томаты, иногда баклажаны туда кубиками. Это идет в мясо, в суп, даже на пиццу вместо соуса. Поэтому этот продукт нам никогда не бывает лишним, хотя я и заготовил много.
Зато хоть настроение поднялось, иначе было бы обидно, что козы сожрали мой перец и баклажаны.
26 июля 2024, 21:30
Дело вовсе не в подготовленных заготовках; обычно за летний сезон всё съедается и раздаётся родственникам. За целый год была потрачена масса усилий на выращивание этих домашних, хрустящих огурчиков и сладких помидорчиков…
А тут я приехал и всё испортил по своей же неосмотрительности. Честно говоря, на душе очень тяжело. Я вновь приобрёл Эпин и сделал обработку растений. Но, увы, сомневаюсь, что смогу что-то сохранить.
Пишу это здесь, чтобы, возможно, мой опыт помог другим в поиске информации. Перед применением я обнаружил в интернете несколько комментариев о том, что этот препарат не причинит вреда растениям, и я даже проверил это на комнатных растениях в квартире, но в теплице всё вышло иначе. Вероятно, повышенная влажность приводит к образованию опасных соединений. В общем, не стоит рисковать; лучше всего проводить эксперименты до момента посева.
26 июля 2024, 21:53
Судя по своему опыту в подобных ситуациях, могу с уверенностью сказать, что не стоит переживать о том, что уже произошло, а лучше заняться тем, что у вас хорошо получается. Если урожай оказался неудачным, я бы на вашем месте отправился на рынок, выбрал бы там свежие фрукты и овощи, закупил бы необходимое количество банок и занялся бы консервированием. Не стоит тратить время на беспокойства о том, что невозможно изменить в данный момент.
Если растения не восстановятся (не спешите их вырывать до последнего момента, всякое может случиться) — значит, это опыт для будущего. В следующую весну вы сможете снова посадить, а в этом сезоне было бы уместно запастись на рынке, выбрать несколько ящиков качественных овощей и спокойно заняться консервированием. Конечно, это не так вкусно, как с собственной грядки, но всё же лучше, чем сидеть и уныло вздыхать из-за неудачи.
Я помню, когда у меня всё почти было съедено, я просто поехал на рынок, закупил необходимые продукты и начал делать заготовки. Если своё не удалось, то хотя бы купленное будет на зиму. К тому же, помню, что некоторую часть семян из купленных перцев я использовал для высадки в последующие годы.
Кроме того, вы, безусловно, молодец, что поделились своим опытом в интернете; многим это поможет избежать ошибок и сберечь их урожай.
