Какое расстояние необходимо соблюдать при посадке грецких орехов?

Какое расстояние необходимо соблюдать при посадке грецких орехов?

58
0

Позвольте мне кратко изложить свою ситуацию.
Весной я высадил два саженца грецкого ореха, и вот уже наступила зима, а я вдруг осознал, что расстояние между ними довольно маленькое.

Я обсудил это с друзьями, и позиции разделились: одни утверждают, что орехи можно сажать близко друг к другу, другие уверены, что это не лучшая практика.

Я переживаю из-за необходимости пересаживать один из орехов, так как подобная операция может привести к его гибели (у меня уже были негативные примеры).
В то же время, я хочу, чтобы оба дерева росли и развивались благополучно.

Что же мне теперь делать? Заранее спасибо за любые советы.

Это может быть интересным:

  • Как правильно формировать молодой саженец грецкого ореха?
  • Почему на грецком орехе появляются усыхающие ветви?
  • Черные пятна на ядрах грецких орехов: что это может быть?

Если у вас есть свой вопрос по дачному делу, не стесняйтесь задать его нашим специалистам и опытным овощеводам.
Задать вопрос
Вопрос опубликован в рубриках: грецкий орех, посадка, расстояния, обсуждение, вопросы 66 комментариев 2 благодарности за вопрос в избранное 27747 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор вопроса:
Александр Сочивец, Киев 13 января 2019, 16:17
Спасибо! Вы выразили благодарность 12
Все ответы и комментарии ( 66 )
13 января 2019, 17:37

Оптимальное расстояние составляет 5-7 метров. Лично я бы оставил всё как есть, так как орехи плохо переносят пересадку. Кроме того, один из них, как я понимаю, болел, и непонятно, как он переживёт зиму. На стволе не было ли черных потеков?

13 января 2019, 17:49

Оба саженца страдали, но сейчас, по контрасту, выглядели довольно здоровыми и без пятен на стволах. Как вы считаете, могут ли орехи расти так близко друг к другу?

13 января 2019, 17:54

Думаю, что да. У них нет другого выбора! ))

13 января 2019, 18:05

Некоторые люди пишут, что такое соседство может негативно сказаться на их развитии.

13 января 2019, 18:22

Нет, они смогут расти. У нас яблоньки размещены в трех метрах друг от друга и уже 35 лет спокойно живут. Возможно, орехи будут немного наклоняться, но это не критично. А вот обрезка и лечение от грибковых инфекций потребуется чаще, чем в других случаях. Обычно можно сажать их более плотно, и они нормально растут.

22 октября 2020, 13:43

Стандартное минимальное расстояние составляет 15-50 метров.

12 ноября 2021, 21:37

Грецкие орехи хорошо переносят пересадку. Я даже саженцы пяти-летние пересаживал, их высота превышала два метра, а толщина корневой шейки достигала пяти и даже восьми сантиметров.

13 января 2019, 18:10
13 января 2019, 18:12

Большое спасибо)

14 января 2019, 07:49

Катя, меня это сильно удивляет. Я весной заказала саженцы морозостойкого низкорослого грецкого ореха. Поначалу меня беспокоило отсутствие фотографий взрослых деревьев в Подмосковье. Теперь я понимаю, почему. В интернете много пишут о том, что эти орехи не болеют, но похоже, что я сделала ошибку.

14 января 2019, 08:29

Более того, Оля, вероятнее всего, они выростут в кустарниковой форме, так как в нашем регионе слишком холодно, и грецкие часто подмерзают. Лучше сажать маньчжурский или серый варианты. Они лучше переносят зимние холода и толерантны к климатическим условиям.

14 января 2019, 10:28

Катя, спасибо за совет. Поскольку я уже оплатила заказ, посажу саженцы за калиткой в лесу, пусть они там сами выживают, я не собираюсь ухаживать за ними.

19 января 2019, 11:00

Вот мои фотографии ниже. Орехи выглядят здоровыми. Главное — не повредить корень. У меня был случай, когда муравьи подгрызли корень, и дерево упало, хотя оно было живым и с орехами — это было очень обидно.
Несмотря на то, что молодые побеги могут чернеть от заморозков, орех быстро дает новые побеги. Зимние морозы не страшны, так как в это время дерево находится в состоянии покоя.

19 января 2019, 17:37

Спасибо, это заставляет надеяться, хоть и не сильно — у меня низина. А не подскажете, какой у вас сорт? Они действительно очень разные.

19 января 2019, 18:50

Мой дедушка привез с Украины около 50 лет назад просто побег с уличного ореха. Я не уверена, что на тот момент там были сортовые деревья. Когда я был в Ейске с семьей, я замечала, что орехи растут вдоль улиц, как березы. Нормальные орехи, и внутри похожи на те, что продаются на рынке.
В низине — даже лучше, потому что меньше вероятность, что мороз их повредит, а шансы на выворотка бурей тоже снижаются.

19 января 2019, 19:09

Наверное, у вас очень удачный клон оказался, это просто удивительно. Я же заказала какой-то гибридный низкорослый. Внизине у нас всегда на несколько градусов холоднее, чем в соседнем селе на возвышенности.

19 января 2019, 22:46

Всё будет в порядке, если они доедут в целости… Им не так страшна низина, как пересадка. Тем, кому я раздавала саженцы, часто не удаётся выжить — выкопанные саженцы живут от одного до двух дней, а потом погибают. Лучше пересаживать, как только земля оттает, до распускания почек. Мой орех просыпается раньше всех плодов в саду. Главное — не повредить центральный корень.

27 января 2019, 11:31

У нас в Ясной Поляне один мичуринец разводил разные сорта для продажи, и они у нас прекрасно растут.

27 января 2019, 12:02

Здорово. Теперь я знаю, куда обратиться, если мне понадобятся орехи. Влад, вы случайно не посадили в своем саду орех для белок?

28 января 2019, 00:32

Как говорится, «сапожник без сапог». Мой старший друг привез много растений из Польши, в том числе орехи, но так и не посадил их себе. В садовом центре у него два ореха остались и выросли до пяти метров. Теперь я уже третий год собираюсь взять орехи для белок… правда, чистить их от кожуры занимает много времени.

28 января 2019, 09:20

Вы случайно не посадили лесной орех для белок?

28 января 2019, 15:26

Да, у нас есть лес вдоль прудов, в основном из орешника.

Сапожнику снова не повезло…

28 января 2019, 15:40

Какой у вас красивый сумах! Он никогда не радовал меня красными листьями, значит, у вас климат теплее. Это «приличное растение» персик? У кого растет такая красота?

28 января 2019, 16:07

Извините, у меня не получается загружать фото с описанием, что-то идет не так.
Так вот, персик тоже не доехал до нашего сада, как и грецкий орех и краснолистный фундук. Они застряли в садовом центре. Я так понимаю, он оставляет их там для доращивания и потом жалко перевозить уже подросшие.

Его садик теперь обсажен экзотическими соснами и елями.

28 января 2019, 16:42
Обалдеть. Какие красивые ели. А грецкий орех тоже хорош — для меня пока это только мечта.
28 января 2019, 16:26

Сумах у нас растет как сорняк, а краснеет он не каждый год. В этом году он был хорош, а чаще всего бывает просто ржавым.

28 января 2019, 16:48

Я люблю сумах, но он очень агрессивен и часто подмерзает у меня. Но пока расставаться с ним не собираюсь. В позапрошлом году его вырубили под ноль, и он быстро отрос от корней.

28 января 2019, 17:12

Наверное, у сумаха есть множество сортов. Наши из Польши совершенно не подмерзают. У нас есть поляны с зарослями, и одиночные деревья тоже начали размножаться вдоль берегов.

28 января 2019, 17:18
У меня тоже из Польши, просто у вас климат теплее, чем у меня.
29 января 2019, 02:05

Может, у вас другой сорт, или у вас он растет кустом после обмерзания. У нас все уходят в деревья… Ну а то, что климат у вас явно лучше, думаю неоспоримо.

29 января 2019, 08:31

В моей низине всегда холоднее, даже по сравнению с деревней, которая находится на возвышенности, всего в паре километров от меня.

29 января 2019, 12:02

И у нас тоже низина, иногда с телефоном не в каждой комнате можно поговорить, и с интернетом тоже беда, но магнолии у нас выживают.

19 ноября 2021, 02:00

Сумах (подобно вишне, сливе, сирени и т.д.) неплохо восстанавливается от корней, но, в отличие от большинства сиреней, у него действительно слабые корни и не приживаются при пересадке.

19 ноября 2021, 08:54

Нет, Андрей, это не совсем так. Я много раз садила сумах и пересаживала корневые отпрыски, и всегда успешно. Молодой отпрыск зависит от корня материнского куста. Когда его отсаживаешь, его нужно отрезать от «матери». У самого отпрыска корней может совсем не быть — просто голый подземный стволик. И даже такой может прижиться, но требует первоначального усиленного ухода. После пересадки (лучше с землёй) требуется быстро пересадить или в нужное место, или в горшок и там дорастить до появления самостоятельных корней. На фото сумах, отсаженный от материнского куста в июне, в августе уже имеет свои хорошие корни и его можно спокойно перевозить на любое расстояние. Не обращайте внимания на этикетки на горшке — они для другого растения.

19 ноября 2021, 09:57

Я именно это и имею в виду. Корней может не быть совсем, и я сколько не отсаживал такие отводки, ни один не прижился.
Вероятно, у меня не получилось, так как я обычно «сажал и забывал», ничего не делал, кроме редкого полива и мульчирования.

19 ноября 2021, 12:16

Андрей, вы говорите о другом: у вас «хреновые корни», и они не приживаются при пересадке, тем самым вводите людей в заблуждение. Я, выражаясь вашей терминологией, утверждаю, что несмотря на «хреновые корни», сумах прекрасно отсаживается. Так что не пугайте людей, иначе они прочитают ваш комментарий и не будут пересаживать.

19 ноября 2021, 13:51
У хрена, вроде бы, корни, а не корневища.
19 ноября 2021, 15:10
19 ноября 2021, 14:12
Да, следовало бы добавить «у меня» не приживается. Верно.

Сегодня я взглянула в окно на грецкий орех соседа. Его высота составляет около 5 метров, а ширина — примерно 3,5 метра. На расстоянии 1-1,5 метра от него растет рябина. Орех выглядит прекрасно (ттт) и регулярно приносит плоды.

14 января 2019, 19:02

Во-первых, существует множество сортов грецкого ореха, одни из которых способны достигать гигантских размеров, а другие остаются довольно скромными. Во-вторых, рекомендации по расстояниям для посадки различных сортов предназначены для крупных плодовых apiариев на несколько гектаров. Главное их предназначение — это максимизация урожайности с одного гектара. В вашем случае это не столь критично; однако стоит учитывать расстояние до других nearby растений и строений, а не сосредотачиваться только на расстояниях между деревьями. Как минимум, два дерева подарят вам больший урожай, чем одно. У меня, к примеру, два скороплодных дерева растут на расстоянии 2,5 метра друг от друга, и такой вариант был единственно возможным. Я слышала о случаях, когда, не имея места, сажали два ореха в нескольких сантиметрах друг от друга, и они фактически развивались как одно дерево. В дальнейшем, если возникнут трудности, одно из деревьев можно будет удалить через 20 лет.

19 января 2019, 18:58

Кстати, процесс удаления одного дерева может оказаться весьма сложным))) Дело в том, что при срубании оно пустит мощную поросль. Я сама пыталась убрать одно из своих орехов, потому что оно мешало, но ничего не вышло. Я пилила его два года, затем сдалась и оставила. Сейчас это плодоносящее дерево. Пока жив центральный корень, оно будет отрастать. А если пытаться убрать корень, это может повредить соседнему ореху. Поэтому, если уж сажать два дерева, то лучше их оставить вместе.

19 января 2019, 21:05

Я и имел в виду, что надо убрать, а не просто спилить или выкорчевывать. Да, орех — это не простое дерево, придется приложить некоторые усилия, и данный процесс называется выкорчевкой.

19 января 2019, 22:39

Чтобы выкопать корень четырехлетнего ореха высотой около полутор метров, мне понадобилось раскопать яму диаметром около метра. Выкорчевка взрослого дерева, если рядом есть другое, — это большое рисковое мероприятие.

29 ноября 2020, 21:37

В предыдущей жизни я высаживал в одну яму по 8-10 орехов по периметру. Через несколько лет оставлял только одно дерево, выбирая его по самому тяжелому ядру плода. Остальные выкорчевывал, углубляясь на 25-35 см и срезая ножовкой. В итоге новая поросль не появлялась.

19 ноября 2021, 02:09

Это агрессивный подход. Я даже не высаживаю так близко на постоянной основе. Несколько сантиметров между орехами — это крайность… На деле, это обернется кустовой посадкой. Да, через 20 лет можно будет одно спилить, но все равно это тяжело. Лучше бы было хотя бы два с половиной метра между ними, тогда они могли бы формироваться вверх.

19 января 2019, 10:43

У меня орехи высокие и раскидистые, они растут в Подольске больше 50 лет. Один старый орех пострадал от грозы. А вот фотографии молодых деревьев, им по 14 лет. В этом году я собрала 15 кг с двух деревьев. Они абсолютно здоровы. Я не укрываю их и не обрабатываю. Думаю, вам следует оставить ваши деревья как есть, так как орехи плохо переносят пересадку. Они будут развиваться в разные стороны. Под ними и между ними можно высаживать только тенелюбивую траву))), у меня под ними хорошо растет мелисса и черемша.

12 ноября 2021, 21:43

Я высаживал грецкие орехи на расстоянии двух-трех метров друг от друга и на чуть более метра от высокорослых деревьев (липы, черешни и т.п.). Все удачно. Они растут вверх. В другом случае нет шансов. Но густота посадок — это не лучший вариант. Иногда мне приходилось сажать так близко из-за нехватки места, хотя саженцев было много. В этом году я выкопал более ста семян грецких орехов, и еще не все рассадил. Остальные тоже пересажу на весну.

13 ноября 2021, 01:42

При густых плантациях я дожидался их плодоношения и выбирал из нескольких деревьев только самое-самое. А именно, тот, у которого были самые тяжелые ядра плодов.

13 ноября 2021, 12:15

Да, я видел ваш комментарий об этом.
Но это скорее подвид мини-школы, а не густая посадка. Густая посадка — это как у меня: вишни и сливы расположены в ряд в метре друг от друга, как в полноценном питомнике, а вокруг них растут кусты сирени, снежноягодника, форзиции и прочие.

14 ноября 2021, 18:37

Если ваши деревья посажены так близко, это негативно сказывается. Они будут конкурировать за питательные вещества, а не плодоносить.
Если же у вас колоновидные деревья, то оптимальное междурядье — 40 см. Это очень интересная тема.

14 ноября 2021, 19:06

Это, безусловно, плохо. Такие густые посадки связаны с тем, что на небольшом участке с несколькими сотнями деревьев и кустарников раскинуться сложно. К тому же, от многих вишен и слив идет поросль, и если у нее хорошие корни, я пересаживаю её дальше по участку. Но начиная с прошлого года, места для ее пересадки стало не хватать, поэтому пришлось приобретать новые участки.

Не удивительно, почему урожай такой мал…

У меня тоже есть колоновидные деревья. Их немного, около десятка, в основном яблони.

14 ноября 2021, 19:23

Из колоновидных больше всего впечатляют груши. Их плоды могут достигать 2 кг. Однако у колоновидных деревьев корни поверхностные, и им требуется особая агротехника.
Эти деревья очень компактные. На малой площади можно вырастить множество сортов фруктов.

14 ноября 2021, 19:33

Совершенно верно. Их преимущества заключаются в том, что на небольшом участке можно высадить до полусотни сортов, и бабушке, если она одна, легче собирать урожай, чем с обычных деревьев. Обрезка им также не требуется. На этом список плюсов колоновидных и других слаборослых форм заканчивается.

15 ноября 2021, 01:23

Еще одно преимущество колоновидных деревьев — это их поверхностные корни. Эти деревья не боятся высокого уровня грунтовых вод. У травы корни залегают глубже.
Это актуально для северо-западного региона.
Им не нужно копать ямы для посадки.

Но мы немного отвлеклись.
Что касается грецких орехов — необходимо сажать минимум два дерева на расстоянии 15-50 метров.
Это культурные растения, требующие заботы. И через несколько лет вы сможете собирать по 15-20 ведер плодов с каждого дерева.
Орех вырос во взрослое дерево, имеющее высоту 15 метров и ширину кроны 20 метров.

15 ноября 2021, 11:03

Это преимущество наблюдается там, где высокий уровень грунтовых вод. Но в засушливых регионах (как Курская область, Белгород и др.) это может означать, что деревья будут страдать от нехватки влаги в сухой период, который может продолжаться с середины весны до поздней осени.

На фотографии великолепный орех. Он раскидистый, потому что ничто ему не мешает, хотя рядом есть дом и другие деревья, но они находятся не менее чем в десяти метрах от него.
В густонасаженных участках, где расстояние между деревьями составляет около трех метров, я полагаю, что чтобы получать больше света, орех (как и сосна, другие светолюбивые виды) будет стремиться вверх, а боковые ветви разрастаться не будут. Я видел молодые грецкие орехи рядом с другими деревьями, они вытянулись вверх, их крона компактная, и они заметно выше окружающих яблонь и прочих деревьев. На высоте они начинают более активно разрастаться.
Если бы были большие усадьбы, проблем с расстоянием не было бы. Зачем сажать близко, если места хватает? Однако на небольших участках (10-20 соток), а у многих и того меньше, выдержать такое расстояние не всегда возможно. Я встречал участки, где на нем даже по 4 ореха растет. Но по сравнению с моими 10 сотками, где расстояние между орехами — три метра (или даже меньше), это совсем не то.

16 ноября 2021, 00:13

Меня тоже радует посадка деревьев. В своей предыдущей жизни я постепенно расширял садовый участок до 55 соток.
Но теперь это в прошлом, так как участок расположен в зоне боевых действий (под Луганском). В октябре я побывал там. Дерево на фотографии интересно тем, что выросло из плода очень крупного ореха (в раскрытую ладонь помещались только два плода). Ему 10 лет. Первые годы наземная часть была подвержена морозам. С 2014 года — никакого ухода.
И удивительно, что остались живыми самшит, магнолия и колоновидные деревья.

16 ноября 2021, 20:34

Приятно слышать! К сожалению, такие обстоятельства могут все испортить…
У многих участки, к сожалению, забрасываются, а также дома в деревнях… Печально это все…

17 ноября 2021, 06:52

Начав новую жизнь, мы решили больше не брать на себя заботу о садовом участке.
Теперь просто в городской черте выращиваю орехи и дубы.
В октябре, однако, я не удержалась и привезла из Луганска акацию розовую. Может, приживется.

23 ноября 2021, 21:07

Добрый день! Я читала на сайте save24.me/insurance, что орех нужно пересаживать три раза, чтобы он хорошо плодоносил. Мы именно так и поступали. Ждем результатов. Орехи еще не завязались.

26 ноября 2021, 13:23

Оставляю ссылку, надеюсь, что она допустима. Там есть ответ на ваше предложение о «улучшении плодоношения».

26 ноября 2021, 22:10

Какой смысл читать болтовню какого-то некомпетентного инкогнито?

27 ноября 2021, 12:23

Могли бы лучше изложить свои мысли, «компетентно» объяснив этот бред, вместо того, чтобы переходить на оскорбления. Судя по реакции, это была ваша версия о трех пересадках.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ