Время летит, а рассада петуний стремительно растет. Совсем недавно я делилась информацией о пикировке, а теперь нужно подумать о «переезде» уже подросших сеянцев в горшочки — некоторые из них готовы к переезду в более просторные контейнеры.
Некоторым уже стоит выбрать более удобные условия для роста.
Хотя все растения находятся в одинаковых условиях — с следует одинаковым поливом, температурой, освещением и влажностью, их развитие имеет заметные различия. Одни сеянцы формируют компактные и крепкие кустики, тогда как другие вытягиваются вверх.
Рассада петуний стремительно развивается.
На растения с длинными тонкими побегами и листьями на удлиненных черешках иногда грустно смотреть — возникает чувство, что они выглядят слабыми и хилыми… Даже зная, что это всего лишь особенность сорта, я каждый год все равно беспокоюсь, глядя на вытянутые стебельки. А можно ли как-то исправить ситуацию?
Кажется, что они растут при совершенно разных условиях.
Трудно изменить заложенное природой — те свойства, которые имеются в семени, так или иначе проявятся. Но мы можем приложить усилия, чтобы помочь таким растениям.
Различия явные даже без увеличительного стекла. Рассаду одного возраста можно сравнить.
Кустовые сорта петуний особенно радуют — они развиваются красиво, и без лишних усилий с моей стороны формируют боковые побеги.
У кустовых сортов боковые побеги развиваются без дополнительных манипуляций. Просто приходит их время.
С ампельными сортами, к сожалению, ситуация обстоит иначе. Чтобы получить красивую петунию, а не уныло свисающую стебель, нужно приложить усилия. Однако прежде чем начинать формирование, я обычно пересаживаю такие растения.
Вот тут-то и предстоит приложить усилия.
Если петунии еще находятся в таблетках, нужно пересадить их в горшки. Если они уже в горшках, то осторожно пересаживаем их в более вместительные емкости. Важно, чтобы растение было чуть погружено в грунт при пересадке — это поможет ему устойчиво закрепиться и развить корешки. А дальше посмотрим, как будет развиваться ситуация.
Полную пересадку с углублением нужно провести.
Если на рассаде уже появилось 4-6 настоящих листьев, и явно видно, что она чрезмерно вытянулась, я не ограничиваюсь пересадкой — прищипываю верхушку растения. Вскоре у него начнут развиваться боковые побеги. Если же петуния выглядит крепкой, пусть и высокой, можно не торопиться с формированием.
Некоторым из них необходимо просто «срезать верхушку», чтобы они стали крепче.
Что делать, если истощение не связано с особенностями сорта, а возникло из-за неблагоприятных условий? В этом случае, на мой взгляд, прищипывание не поможет — изменения в условиях просто необходимы.
Добавление света и уменьшение тепла позволит быстро укрепить рассаду. В тот момент, когда весной я выставляю петунии в парник или на теплицу, различия между растениями, которые были дома и теми, кто находился на улице, становятся заметными уже через несколько дней: у тех, что перенесены на улицу, стебли начинают утолщаться, а листья становятся более яркими и сочными.
Но не будем забегать вперед… Мы обсудим условия для рассады позже — сейчас давайте поделимся мнениями о формировании петуний. Как вы это делаете? В какие сроки? Буду рада вашему опыту и наблюдениям!
Это может быть интересно:
- Как с помощью петуний преобразить дачу в цветущий сад
- Чем могут быть поражены гвоздика и петуния? Это заболевание листьев?
- 4 шага к успешной рассаде петуний
Запись размещена в разделах: петунии, рассада, выращивание, формирование, личный опыт читателей.
41 комментарий 20 благодарностей за запись 7 в избранном 50070 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
Марина Ярославская обл. 3 апреля 2018, 19:35
Сказать спасибо! Вы поблагодарили 41070
Добавили запись в избранное
Добавить в избранное
Комментарии (41)
3 апреля 2018, 19:56
Мне до такой красоты далеко.
3 апреля 2018, 20:30
Вера, я уже давно нашла способ выращивать петунии в три, а иногда даже в четыре этапа. Первыми идут кустовые махровые (они на фото вверху). Эти сорта не вытягиваются, растут компактно, не создают проблем. Такой подход дает возможность им зацвести значительно раньше, что радует, особенно с учетом короткого лета. Далее следуют простые сорта, которые заполняют клумбы. Они растут в то время, когда мне некогда уделять им много внимания, так как я занимаюсь другой рассадой. Эти растения весьма неприхотливы. А в третьей волне я выращиваю новые гибриды, и тут я немного ошиблась: не ожидала, что среди них будет так много «трудников». Надеялась, что они подрастут к тому моменту, когда можно будет пересаживать их в теплицу, чтобы не мучить дома. Но, похоже, эти надежды себя не оправдают…
3 апреля 2018, 21:05
Да, это правда. Среди новых гибридов петуний есть много «трудных» экземпляров. Например, петунии от Аэлиты взошли намного быстрее, в более простых условиях — сразу в грунте, без таблеток. Они росли быстрее и не имели никаких грибковых заболеваний. Я их поставила на подоконник.
Не могу высаживать несколько волн — отсутствует место. Обычно к середине марта прощаюсь с мужем, чтобы он установил электричество… Раньше не получается, а в темноте без подсветки удерживать растения очень сложно.
3 апреля 2018, 22:01
Марина, мне интересно, как ведёт себя ваша ампельная петуния. У меня они сразу выпускают боковые побеги. Какие сорта ампельной вы выращиваете? Ампельные я вообще не формирую. А вот махровую грандифлору прищипываю.
4 апреля 2018, 10:43
Елена, думаю, что способность (или ее отсутствие) к активному ветвлению — это больше характеристика каждого конкретного сорта. Уверена, что среди ампельных гибридов есть варианты, которые ведут себя достаточно достойно.
И еще, чем дальше, тем больше у меня сомнений относительно того, что мы действительно покупаем и выращиваем именно то, что написано на пакетиках. Например, на двух фотографиях видно, что выросло из семян петуний ‘Альдерман’. Они были посеяны одновременно, в одинаковых условиях. Тем не менее, один экземпляр растет компактно, а другой не очень… Как можно сделать выводы в таком случае?
Посеяна как ‘Альдерман’
И эта — тоже ‘Альдерман’, из того же пакетика…
4 апреля 2018, 11:01
Вот что производители пишут об этом сорте:
«Аэлита», 2013 год: «Этот сорт петунии впечатляет подходящей мощностью ветвления и цветением. <...> Это быстрорастущее растение обильно покрыто цветами, почти полностью скрывающими длинные побеги».
«Артикул», 2015 год: «Великолепный однолетник. Куст компактный, высотой 30 см. Растения сильно ветвятся и цветут долго (с июня до заморозков). Цветки достаточно крупные (5,5–7 см), сине-фиолетовые».
«Поиск», 2018 год: «Большое количество цветков яркой окраски. Изящные сине-фиолетовые цветы украшают кустик высотой около 30 см. Обычно цветет с июня по сентябрь».
Однако ни разу ‘Альдерман’ у меня не вырос компактным. Обильное цветение — хорошо. Долгое — тоже. Устойчивость к неблагоприятным условиям… Сравнение зависит от условий, конечно. Однако компактный кустик я такого не видел.
Тем не менее, я продолжаю его выращивать. Прищипывание позволяет получить аккуратное растение.
Также в арсенале есть ‘Белый шар’ и ‘Пламя’. А вот на третьем фото внизу — смесь непонятных сортов, включая петунии, которые собраны из своих семян, и семена безымянной смеси из дешевого пакета с распродажи. Они посажены под кустами для создания почвопокровных растений.
18 апреля 2018, 22:57
В прошлом году у меня ‘Альдерман’, ‘Пламя’ и ‘СНЕЖНЫЙ ШАР’ вымахали гораздо больше 30 см. Но я не могу сказать, что они были покрыты цветами. Цвели долго, но вытянулись до 60 см, не сформировались. Жили у меня в ящиках за окном.
19 апреля 2018, 09:25
У меня такие же впечатления. ‘Пламя’, правда, в первый раз сажаю, но по поведению рассады видно, что и от этих растений тоже не стоит ожидать компактности. Однако ‘Снежный шар’ и ‘Альдерман’ радуют своей неприхотливостью и продолжительным цветением. Но от заявленных производителями характеристик, увы, только цвет.
13 апреля 2018, 19:41
Марина, расскажите про цветные палочки. Они помогают не гнить в грунте?
13 апреля 2018, 21:41
Ирина, подозреваю, что да, помогают — по крайней мере, плесень, как при использовании зубочисток, вокруг них не появляется. А вообще, это не мой метод — я их нашла в магазине и решила попробовать. Оказалась довольна — теперь отмечаю рассаду такими палочками. Но думаю, что это больше для домашних условий, на грядках они вряд ли выживут.
25 апреля 2018, 10:16
Вы абсолютно правы — ампельная петуния растёт, как паучок, а вот сурфиния образует один стебель. Сурфинию мы выращиваем из черенков, поэтому её необходимо прищипнуть. Кроме того, кустовые петунии тоже прищипываем, иначе они будут расти только одним stеблем.
3 апреля 2018, 22:29
Марина, что такое кустовые петунии? Я раньше никогда не встречала такого термина на пакетиках с семенами. Неужели это какой-то особенный вид? Извините, если вопрос глупый — я не слишком разбираюсь в петуниях. Обычно покупаю семена немахровых петуний высотой около 25-30 см, но почти всегда они вытягиваются до 40-50 см и выше. А кустовые гарантировано низкие?
4 апреля 2018, 16:17
Нина, позвольте, я просто отправлю вам ссылку, чтобы не дублировать информацию, хорошо? Здесь представлена информация о петуниях: кустовых, ампельных и многих других вариантах.
Что касается гарантий, то их нет. Я уже обсуждала это с Еленой, где привела реальные примеры. Из одного пакета семян может получиться рассада с различными характеристиками и поведением. Описания одного и того же сорта могут варьироваться у разных производителей. Так что о каких гарантиях можно говорить? Только накопленный опыт — это действительно важный показатель; так нам когда-то говорили: выбираем, сеем, наблюдаем и сравниваем с тем, что обещал производитель…
5 апреля 2018, 10:57
Марина, большое спасибо за ссылку! Да, безусловно, опыт это самое главное! Я два сезона занималась Альдерманом. Вот как выглядит мой экземпляр — вытянутый. Цвет тоже отличается от того, что на упаковке, скорее, розовый, чем фиолетовый.
Петуния Альдерман. Здесь 5-6 растений.
5 апреля 2018, 11:34
Нина, это действительно наглядный ответ на ваш вопрос о гарантиях. То, что вы видите на фотографии, — это не Альдерман. Что именно производитель насыпал в пакет, пусть остается на его совести… У меня есть не совсем удачная фотография этой петунии, но можно увидеть, как сорт выглядит в начале цветения при формировании. Однако, как ни старайся, потом он все равно вытягивается, сохранить компактность мне не удалось ни разу. Но у Альдермана цвет точно не розовый.
Вот как выглядит сорт ‘Альдерман’
5 апреля 2018, 21:51
Да, это совсем не похоже на мой «Альдерман» )) У вас хотя бы в начале были надежды, а мой сразу стал вытягиваться. Ну что ж, любой опыт полезен)))
25 апреля 2018, 11:25
По одному? Здорово! Такие крепкие, пышные. Это зависит от сорта или от условий, в которых они растут?
25 апреля 2018, 10:23
Альдемаран — это не самый лучший сорт петунии, если быть откровенной. Лучше поискать что-то более достойное.
Это простые кустовые петунии.
Во всех горшках — по ОДНОМУ растению.
3 апреля 2018, 22:32
Ой! У меня от последней фотографии сразу захватило дух. Я никогда не формировала петуньи, не обрезала верхушки. В этом году попробую. Пока выглядят так, совсем малыши, но не вытянулись, наверное, потому что стоят на солнце и в холоде.
Совсем малышки
Вот такие сорта, Хочу сделать каскад.
4 апреля 2018, 16:20
Татьяна, это замечательно, что они пока малыши — до высадки в открытый грунт еще есть время… Хотя, в ваших краях, наверное, потеплее? У нас только-только снег начинает таять… Петуньки у вас крепкие, они подрастут, успеют.
9 апреля 2018, 10:10
Я как раз собираюсь прищипнуть те, которые слишком вытянулись, а на пикобелле уже появилось несколько бутончиков ) И формируется хороший кустик. Эта петуния меня действительно радует. Посадила в первый раз и не могу налюбоваться.
9 апреля 2018, 16:56
Марина! Огромное спасибо за отличный цикл статей о выращивании петуний, все изложено очень подробно. Была бы признательна от тех, кто только начинает осваивать этот процесс.
Но мои расточки как-то опережают ваш материал.
У меня такой вопрос: при какой температуре грунта можно высаживать их на постоянное место? У нас уже тепло: днем 12-18°, ночью 4-9°. Но ветры довольно сильные.
Комплиментуньи, насколько я знаю, переносят заморозки до -5. Но это больше касается уже взрослых растений?
Я очень хочу начать их пересаживать на дачу. Но если подготовить какое-либо укрытие (пленочный парник), боюсь, что они могут испариться.
Еще один вопрос касается объема кашпо. Можно ли (и нужно ли) в одну емкость для пышных кустиков высаживать несколько растений? Какой опыт у вас в этом плане?
9 апреля 2018, 17:39
Танечка, ваши рассады и должны опережать — это правильно! Наши северные цветы всегда отстают от южных.
С точки зрения рассады, я считаю, что не столько холод угрожает, сколько резкое изменение условий. Петунии довольно устойчивы к холоду, рассаду в парнике можно спокойно держать, даже если температура за окном падает до нуля или чуть ниже (ниже я просто не пробовала). Взрослые растения осенью продолжают цвести даже после первых заморозков. То есть они, например, жила себе дома — солнечного света нет, ветра нет, температура стабильная, выше +20 градусов. А потом мы их — бац, и в грунт. Порою и взрослой рассаде сложно это перенести, поэтому желательно предварительно закаливать. В прошлом году у меня часть рассады погибла, потому что не было возможности перенести ее в теплицу, и высаживала «домашние» растения прямо на улице. А затем погода ухудшилась… И всё.
В парнике, если нет возможности его проветривать, такую рассаду лучше не оставлять, так как она не перенесет такую жару и быстро пересохнет. А разве не получится их закалить на балконе или веранде?
Температура для петуний вполне подходящая, но их нужно к этому постепенно приучать. Иначе стресс будет слишком сильным.
Что касается объема кашпо — считается, что на одну петунию нужно примерно 5 литров почвы. Современные гибриды весьма требовательны к условиям (включая питательные вещества), поэтому я бы не стала сокращать этот объем. Хотя старые ампельные сорта, которые упорно не хотели ветвиться, я и моя подруга высаживали заметно плотнее — просто так было гораздо красивее))
Сейчас я чаще сажаю петунии в грунт, так как не хватает времени на заботу о кашпо — с поливом много хлопот. Если и использую кашпо, то только большие (типа корзин) — там можно сажать множество растений, но объем земли это позволяет. А когда я сажала в горшки, и у меня возникали сомнения по поводу того, не будет ли пустовато (когда сажаешь новый сорт, определиться не всегда просто), я просто добавляла лобелию. Это — беспроигрышный вариант))
9 апреля 2018, 18:35
Марина, большое спасибо за оперативный ответ. Я вынесла их на застекленную лоджию почти две недели тому назад. Но там, если честно, тоже не холодно. Вот сейчас (18:20) солнце уже не светит, а температура 22°. Но ночью, конечно, холоднее, чем на подоконнике. В безветренную погоду я открываю окно на лоджии. Но последние дни дует ветер. Даже при небольшом зазоре он сильно колышет листья. Жаль их.
Я прочитала, что производитель утверждает, что они не боятся ветра. Но у нас порывы достигают 20 м/с. В грунте их может сильно трясти. Не стоит ли соорудить какие-то преграды? Только вот не знаю, из какого материала.
Жалко растении, поэтому сомневаюсь.
Лобелию я тоже немного выращиваю на рассаду, но собиралась посаживать её в «морскую» клумбу… Подумаю.
13 апреля 2018, 17:20
Здравствуйте, я начинающий садовод, но тоже убеждаюсь, что многое зависит от семян. Кто-нибудь пробовал вырастить профессиональные семена петуний Шок Вэйв или Тайдал Вэйв? Есть ли разница?
18 апреля 2018, 20:41
Я каждый год сажаю только профессиональные семена. Шок Вэйв, кажется, не сажала (если и сажала, то не запомнила — значит, не произвело впечатления). А вот Тайдал Вэйв — мой любимец. Получается сплошной ковер. Для такого растения нужен большой объем емкости (50 литров на одно растение). В прошлом году я сажала в горшок, но объема оказалось недостаточно. Вот для сравнения две фотографии: в горшке и в грунте.
В грунте. Забила гацанию.

