Почему печь дымит: 7 основных причин и методы их решения

Почему печь дымит: 7 основных причин и методы их решения

59
0

С наступлением холодов необходимость в использовании отопительных систем на даче становится постоянной. Однако внезапно возникает проблема — вы разожгли печь или камин, и в комнату хлынул дым. Что стало причиной этого и как можно устранить неисправность?

При хорошей тяге дым и огонь поднимаются вверх, а не заполняют помещение

1. Новая печь

Если ваша печь или камин недавно построены и еще не использовались, то причин появления дыма не так уж много. Одна из основных — это недостаточная высушенность кирпичной кладки. Каждый печник подтвердит, что для полного высыхания ей нужно время — около двух недель. Чтобы ускорить этот процесс, стоит оставить открытыми поддувало и шибер, так воздух будет более активно циркулировать, помогая избавиться от излишней влаги. Чтобы оценить готовность печи к эксплуатации, после получасового горения проверьте заднюю сторону заслонок: если на них нет конденсата, все в порядке. Также обратите внимание на задвижку: там не должно быть влаги.

Новая кирпичная печь должна хорошо высохнуть

2. Ошибки в конструкции печи

Если печь продолжает дымить даже при открытой топочной дверце, стоит задуматься о квалификации печника, который её строил. Основная ошибка неопытных мастеров заключается в недостаточно широком дымоходе. Размер дымохода зависит от мощности отопительного устройства. К примеру, для печи мощностью от 3,5 до 5,2 кВт диаметр дымохода не должен быть менее 189 мм, а площадь сечения (если он квадратный или прямоугольный) — не менее 0,028 м2. В противном случае угарные газы могут выходить не только через трубку, но и через топку. Для устранения такой проблемы может потребоваться разборка дымохода и его повторная укладка, что лучше доверить специалисту — это в итоге будет дешевле, чем построить печь заново.

  • Правильное устройство дымохода для котла на твёрдом топливе
  • Выбор, монтаж и обслуживание дымохода
  • Надёжный дымоход для металлической печи
  • Как самостоятельно прочистить дымоход

Коррекция конструкции печи. Фото с сайта aquagroup.ru

Также важна высота дымохода. По нормам СП 7.13130.2013, она должна составлять не менее 5 м от закладного элемента до верхней части дымохода и минимум 0,5 м над крышей. Иначе восходящий поток будет слишком слабым, что опять же может привести к задымлению.

Иногда дверной проем топочной камеры располагается слишком высоко, верхний край которого оказывается значительно выше входа в дымоотвод. Когда дверца закрыта, продукты горения пытаются выйти через щели между ней и конструкцией, а при открытой топке дым вырывается наружу. Чтобы решить эту проблему, достаточно изменить форму входа в дымоходный колодец. Если это невозможно, можно установить стенку-перемычку так, чтобы она не доходила до верхней границы камеры, ведь таким образом вход в колодец будет выше топочной дверки, и дым станет уходить в нужном направлении.

Схема установки стенки-перемычки. Фото с сайта pechnoedelo.com

3. Обратная тяга

Если печь долго не использовалась, может возникнуть эффект «обратной тяги» — холодный воздух в дымоходе мешает выходу теплого потока, и дым заполняет помещение. Как с этим бороться? Увеличить температуру в дымоходе! Для этого перед закладкой топлива откройте заслонки и бросьте горящую бумагу через прочистное отверстие. Это позволит подогреть дымоотвод, и тяга восстановится. Если же это не сработает, повторите процедуру, но уже бросьте бумагу непосредственно в трубу с крыши. После того как огонь потухнет, положите в топку дрова и посмотрите, куда пойдет дым. Если на улицу — значит, можно закладывать дрова. Для предотвращения обратного потока можно использовать дефлектор, специальное устройство, устанавливаемое сверху на дымоход, создающее зону низкого давления и усиливающее тягу. Кроме того, дефлектор предотвращает воздушные завихрения внутри трубы, защищая дымоход от ветра, который также может вызывать обратный поток газа.

Монтаж дефлектора на дымоход. Фото с сайта refite.ru

4. Горение вне камеры

Иногда из топки начинают вырываться искры, а за ними и дым. Это может происходить, когда процесс горения перемещается в дымоотвод. В большинстве случаев такая проблема решается настройкой тяги. Но порой даже при установившемся сильном потоке печь продолжает дымить и искрить. Попробуйте уменьшить количество дров в топке и провести эксперимент, чтобы выяснить, какое количество топлива оптимально для качественной работы печи.

5. Два агрегата, один дымоход

В некоторых домах устанавливают две печи, подключенные к одному общему дымоходу. Эта идея может быть оправданной, особенно для небольших строений, однако она несет в себе риски. Часто мастера забывают установить разделительную перемычку, которая бы делила дымовые потоки. Это приводит к ухудшению тяги и к «блуждающему» дыму. Чтобы избежать этого, следует модифицировать конструкцию печи, установив перед дымоходом разделительный короб. Однако есть и более дешевый вариант — не использовать обе печи одновременно.

Схема подключения двух печей к дымоходу. 1 — дымоотводные каналы. 2 — разделительный короб. 3 — дымоход. Фото с сайта remstd.ru

6. Трещины и сажа

С течением времени внутренние стенки печи накапливают слой сажи, а кладка начинает трескаться под воздействием тепловых нагрузок, что также может приводить к задымлению. Для удаления сажи можно использовать осиновую древесину: при горении она выделяет высокую температуру, в результате чего отложения разрыхляются и уносятся с дымом. Однако этот метод больше подходит для профилактики, так как если сажа накапливалась на протяжении многих лет, осина уже не решит проблему. Специальные химические препараты тоже не всегда помогут. Наилучший вариант — механическая чистка с использованием инструмента: ядра, скребка и ерша на гибком тросе. Перед началом чистки обязательно откройте все дверцы и заслонки. Поднявшись на крышу, снимите оголовок дымохода и уберите сажу на максимально доступном расстоянии. Затем вставьте ерш и, прокручивая его, продвигайте вниз. Если столкнетесь с препятствием, используйте ядро.

Чистка дымохода. Фото с сайта orchardo.ru

7. Трещины в кладке и дымоходе

Трещины необходимо устранять! Для замазывания трещин можно использовать печной раствор, который сможет приготовить даже ребенок. Смешайте хорошо просеянный песок с обычной глиной в соотношении 2:4, разбейте комки и добавьте немного воды. Консистенция должна напоминать пластилин, поэтому важно не переборщить с водой. Получившуюся массу хорошо замесите, пока она не станет густой и пластичной, а затем плесните немного полиэтилена, чтобы она настоялась 12 часов. После этого повторно замесите смесь.

Приготовление печного раствора

Замазывая трещины, старайтесь закрывать их рукой с обратной стороны, чтобы раствор не попал внутрь печи. Перед обработкой каждой трещины немного смочите её водой. После высыхания раствора проверьте, не треснул ли он, и при необходимости нанесите еще один слой. Если кладка треснула в нескольких местах и начала разрушаться изнутри, целесообразнее будет разобрать её и возвести новую печь.

  • Причины трещин в кирпичной печи
  • Обработка швов и трещин в печи: как действовать снаружи и изнутри
  • Как построить простую печь из 250 кирпичей: пошаговая инструкция
  • Как правильно выбрать печь длительного горения для дачи: нюансы и советы
  • Рекомендации по выбору кирпичной печи для загородного дома
  • Если печь затопили — вам не стоит покидать дом
  • Мини-печка для дачи

40 комментариев 11 благодарностей за статью 14 в избранном 114598 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Serggio АВТОР 7 ДАЧ
Сергей Васильев Москва 15 октября 2019, 12:12
Сказать спасибо! Вы поблагодарили 115
Добавили статью в избранное
Добавить в избранное
Комментарии (40)
15 октября 2019, 14:15

Дымоход должен находиться на 0,5 м выше конька, а не крыши. Если выход трубы расположен в нижней части ската, то её нужно поднять так, чтобы она была хотя бы на полметра выше конька. Это правило является общепринятым для стандартных построек. Если крыша большая, могут быть нюансы, но для обычного дома соблюдение высоты в 0,5 м выше конька или близко расположенных конструкций дымохода является верным.

16 октября 2019, 13:11

Вы правы, но есть и некоторые нюансы. Да, дымоход действительно должен находиться выше конька на 0,5 м, если расстояние до него не превышает 1,5 м (СНиП 2.04.05-91). Если это расстояние больше (например, от 1,5 до 3 м), труба может быть на одном уровне с коньком или даже ниже него. Такие варианты тоже встречаются. Говоря о высоте дымохода над крышей, факты не позволяют оспаривать: она не должна быть ниже 0,5 м для обеспечения хорошей тяги. Если речь идет о плоских крышах, высота трубы также регулируется СП7.13130.2013, упомянутыми в тексте.

16 октября 2019, 16:28

Я абсолютно права. В своём комментарии я упомянула, что размеры крыши влияют на особенности установки дымохода. Не стоит забывать и о принудительном дымоудалении. В большинстве частных домов расстояние между трубой и коньком крыши составляет не более трёх метров, что означает, что дымоход должен быть выше конька на полметра. Вам следовало бы уточнить, что он должен находиться выше любой конструкции, которая находится рядом с трубой в пределах трёх метров. Это может быть не только конёк, но и шахта вентиляции, большая антенна или оборудование для кондиционирования. Все эти элементы могут ухудшить тягу и создать ветровой подпор. Иначе читатель может не понять, почему так важно соблюдать это расстояние, решив, что достаточно просто поднять оголовок дымохода на полметра над уровень крыши.

Последний раз редактировалось 16 октября 2019, 16:33
24 октября 2020, 22:45

«Если печь всё же дымит, даже когда дверка топки открыта, стоит задуматься о профессионализме печника, который её строил.» ©
«Эту работу лучше доверить специалисту, что в конечном итоге окажется дешевле, чем сооружать печь с нуля.» ©
У меня есть некоторые сомнения по поводу того, что профессионал согласится работать с творением неумелого печника, который даже не смог должным образом подобрать диаметр дымохода к своей же печи.
Когда-то мне приходилось разбирать печи, построенные такими мастерами. Так вот, отремонтировать их было невозможно. Если инспектор допускает грубые ошибки при укладке дымохода, то, поверьте, с самой печью он не сможет сделать ничего путного.

Я повидал много разных «шедевров». Колосниковые решётки, вмурованные вверх ногами (. ), огромные топливники с маленькой решеткой, создающие вакуум при горении (что сводит на нет их функции) и швы шириной в сантиметр вместо положенных 3 мм для камина и 5 мм для печи (это максимальные значения, если швы шире — это явный признак халтуры!), кладка печи из обычного, не огнеупорного кирпича, а также узкие выдры и распушки (вместо необходимых 25 см толщины). Иногда печники любили «сэкономить» на этом, что существенно увеличивает вероятность появления проблем, как, например, неверный уклон труб.

Я с уверенностью могу утверждать, что, если печник допускает ошибки в одном элементе работы, он точно сделает то же самое и в других местах. Какой-нибудь неопытный молодой специалист может наломать дров из-за недостатка опыта, например, сделав неровную кладку, или неверно пропустив трубу через потолок, и потом ему придётся справляться с перестройкой. Но если это взрослый человек, результаты его работы будут соответственно изобильными везде и всюду. То есть если вы видите, что колосник установлен неправильно или дымоход слишком узкий, не стоит надеяться, что что-то в кладке сделано правильно — это означало бы лишь одно: лучше просто разбирать и переделывать. Использовать дымоход даже при отличных характеристиках — это был бы риск.

Основная причина возникновения дыма заключается в несоответствии размеров топливника и дымохода. Однако есть ещё один немаловажный фактор — пластиковые окна. В наши дни окна из металлопластика со стеклопакетами являются абсолютно герметичными. Когда их ставят без приточной вентиляции (а точнее, приточно-вытяжной), камины и печи начинают дымить, даже если до замены окон работали превосходно. Для нормального горения необходим кислород, а герметичные окна его не позволяют поступать в помещения. Например, для нормальной работы камина (с топкой около 0,09 м³) необходим воздухообмен 100 м³ в час. То есть, если вы заменили окна на пластиковые в комнате с камином или печью, не забудьте обеспечить приток в 100 м³/час, аккумулируясь к воздухообмену, необходимому для людей. Люди тоже нуждаются в кислороде. Так что, возможно, не стоит винить неумелых печников и строителей. Возможно, проблема кроется в проектировщике.

Размер камина (как и зеркала печи) всегда подбирается исходя из габаритов отапливаемого помещения — это знают даже начинающие печники. Конечно, бывают исключения с традиционными русскими печами, но их редко устанавливают, и не стоит забывать о том, что нельзя подобные конструкции ставить в привычные пластиковые окна. Вы вообще представляете себе бревенчатый дом с такими окнами? Это же немыслимо! Наверняка, вам будет вполне достаточно открыть окно, чтобы проверить, нет ли недостатка кислорода, а не просто ждать, когда печь начнёт дымить из-за него. Дым не появится — просто пламя погаснет из-за нехватки кислорода. Дым будет вытягиваться в конструкцию трубы, но не будет уходить по всем щелям в печи. Так что, нормальные печи должны быть исключением, а не различными вариантами с не герметичными элементами.

Печник (любой) обязан устанавливать печь, руководствуясь размерами помещения, и делать это можно либо по таблице, либо по формуле (результаты при этом одинаковы). Чтобы избежать ненужных проблем — проще всего просто найти и купить печную книгу, которые по-прежнему издают строительные вузы. Я не стану пересказывать их содержание.
Иногда печь устанавливается меньшей, чем нужно, но это обычно касается летнего использования. У меня такая печь стояла когда-то на кухне — её мощности не хватало на всё помещение, но было тепло, потому что мы регулярно на ней готовили.

Если печь изначально больше — она не будет дымить, но нагреет настолько, что у вас закружится голова даже при открытых окнах ))) Начнутся крайности — натопите — будет жарко, не натопите — холодно. Исключения могут составлять только настоящие русские печи с высокой теплоёмкостью, которые получится прогреть вручную, отдают тепло постепенно. Но их редко устанавливают, а чаще выбирают стилизованные альтернативы, имитирующие оригинал, что зачастую не может обеспечить качественную теплоёмкость.

Швы шириной 3 мм (для камина) и 5 мм (для печи) — это максимальные значения, так как при больших швах раствор со временем может крошиться. Кроме того, внутри дымохода глина может вылезать из-за рыхлой кладки, и такие проблемы приводят к перекосу стенок и их быстрому заполнению сажей и смолами. Хотя некоторые люди готовы наращивать дымоходы глиной, по моему мнению, это неоправданная мера, если изначально кладка была выполнена с грубыми ошибками. Такие ситуации должны вызывать недовольство к печникам.

Ещё одной распространённой ошибкой является стремление копировать чужой опыт, перенимая практики, которых не существует в нашем климате. Например, строим печи, как в Италии или Испании, где нет суровых зим, при этом прижимая конструкцию вплотную к уличной стене и отведя дымоход на улицу. В дальнейшем работа с такими конструкциями может приводить к образованию конденсата, чему способствуют большие теплопотери, кот. могут в итоге вызвать нагрев бетонной стены и создают риск пожара.

Ситуация требует индивидуального подхода, нужно тщательно проверять каждый случай.

Паша, вы вновь вступили в спор со мной, как Портос из фильма «Три мушкетёра», который говорит: «Я дерусь, потому что дерусь».
Разве я не напоминаю о том, что размер топки напрямую влияет на размер дымохода, и это не просто случайность, а результат расчетов по определённым формулам? Все эти параметры в совокупности определяют и длину каналов, и высоту дымохода. В конечном итоге, вся система зависит от объема помещения.
Давайте не будем упоминать печников, которые, как говорилось в мемах, «строили камин или печь у Путина или где-то в Кремле».
Что касается каминов и печей с пластиковыми окнами: кто говорил о землянках? Я сама видела камин, который был установлен и протестирован в центре Санкт-Петербурга, на Суворовском проспекте; он удовлетворил клиента. Однако через полгода заказчик позвонил с жалобой на дымление. Мы выехали, прогрели камин и действительно заметили, что дым идет. Мы обошли все: проверили и топку, и крышу, и даже использовали камеру для осмотра дымохода — всё выглядело нормально. Но дымить он всё равно продолжал. В какой-то момент кто-то открыл окно, и, о чудо, камин заколебался и перестал дымить, а весь дым стал уходить в дымоход. Закрывали окно — снова тот же эффект — камеры горят, а дыма нет. Проблема была в том, что камин устанавливался в начале ремонта, и только спустя полгода дошли до установки окон, в результате чего деревянные окна были заменены на герметичные пластиковые. Вот и получается, что камин не получает достаточного объема воздуха. В помещении не создается вакуум — людям хорошо, а камину – нет. Камин был английского типа с открытой топкой.
Паша, как вы себе представляете процесс заделки глиной внутри дымохода: с помощью маленьких человечков? Или вы имеете в виду, что это делается в процессе монтажа дымохода?
Что касается остальных аспектов, да, стоит адаптировать европейские конструкции под наши условия, утепляя короб дымохода, если вам нравится такой дизайн. Каждый случай требует индивидуального подхода.

К слову, изначально размер камина был подобран неверно. Если он хорошо работает в условиях открытых окон, а при закрытых начинает дымить, то обвинять пластиковые окна – это, знаете ли, не очень разумно. С таким же успехом его можно было бы установить на улице, как для пионерского костра.

По сути, кто-то произвел некачественный расчет камина, не удосужившись провести корректные параметры (или хотя бы примерные расчеты), и теперь владельцы должны страдать из-за изменения окон? Как это мило.

И вы даже меня к этому причислили, будто я тоже считаю, что пластиковые окна виноваты. Хотя, честно говоря, я давно не занимаюсь строительством, более 15 лет, но всё равно обидно, когда к очевидной халюре меня почему-то приписывают. Нет, спасибо, увольте от такого.

Короче, я бы на это посмотрел с выражением… Ну, примерно вот так. ))

Паша, я тоже не особо дорожу своей строительной репутацией в настоящий момент, потому что она мне не приносит особой пользы, так же как не помогает доить коз.
Тем не менее, вы не правы. Тот, кто якобы ошибся в проектировании данного камина, никакой ошибки не совершал (я — проектировщик, имейте в виду).
Как раз размер был верно подобран с учётом объёма помещения и других факторов. Однако в идеале (теоретически) для сжигания килограмма топлива требуется примерно 3.7 м³ воздуха. Вы не будете спорить с тем, что для горения необходим кислород?
«3.7. РАСЧЕТ ГОРЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО ТОПЛИВА.

Основной расчет заключается в определении объема воздуха, необходимого для полноценного сгорания топлива и образующихся при этом газов, а также температуры и энтальпии дымовых газов. Расчет для твердого и жидкого топлива осуществляется по соотношениям масс вовлеченных веществ, а для газообразного – по их объемным соотношениям.
Для полного сгорания 1 кг углерода (С) необходимо 1.866 м³ кислорода (О₂), что приводит к образованию 1.866 м³ углекислого газа (СО₂) и выделению 34 МДж (34000 кДж) тепла: С + О₂ = СО₂ + Q.» (В.М. Фокин. Теплогенерирующие установки систем теплоснабжения. М., Издательство Машиностроение-1, 2006).

«Если объем подаваемого в топку воздуха меньше оптимального, происходит недостаточное сгорание топлива. В результате не вся энергия, содержащаяся в топливе, полностью выделяется, что приводит к снижению КПД, а также несгоревшие летучие вещества оседают на стенках печи в виде сажи. Сажа, обладая низкой теплопроводностью, снижает полезную теплоотдачу печей. Кроме того, осадок сажи сужает сечения дымоходов, ухудшает тягу и создает угрозу возгорания, так как сажа является горючим веществом.» (К.Мякель, «Печи и камины», Стройиздат 1987)

На практике получается почти 10 кубических метров воздуха на каждый сжигаемый килограмм. И это касается устройств с герметичной дверцей. Для каминов с открытой топкой или с обыкновенной чугунной фурнитурой (которая не плотно закрывается) расход воздуха может достигать 100 кубометров на один килограмм.
Тем не менее, это также зависит от сезона: разница температур внутри и снаружи помещений, влажность воздуха, атмосферное давление и другие факторы.
Фактически, ознакомьтесь с нормативами воздухообмена для различных помещений, рассчитываемыми на число людей или объем пространства и его назначение. Например, в помещениях с газовыми плитами также много информации о приточных и вытяжных системах. Владельцам пластиковых окон, даже если они не являются одновременно владельцами печей и каминов, также стоит подумать о приточно-вытяжной системе, поскольку им тоже необходим кислород.
В этом конкретном случае (упомянутом примере) старые окна обеспечивали нужный приток воздуха. Кстати, это были не проблемные деревянные окна, а обычные конструкции, которые ставили до появления стеклопакетов. Новые герметичные окна — нет. В чем ваша問題, не понимаю.

Никто не спорит о том, что находиться в полностью закрытом помещении с камином может быть недостаточно кислорода для дыхания. Но, в независимости от содержания воздуха в комнате (много или мало кислорода) — необходима достаточно сильная тяга для камина. Это достигается за счёт гладкости внутренней поверхности трубы и её высоты (в моем случае, камин открытого типа, и дымоход без изгибов, высотой в три с половиной этажа). Не могу сказать, что это обеспечивает хороший КПД — скорее, этот камин потребляет много ресурса и теряет много энергии в трубу. В условиях отсутствия электричества и газа он, конечно, был весьма полезен, особенно зимой, когда в пять вечера на улице ничего не видно, а дома лишь свечи и керосиновые лампы. Он очень органично вписывался в интерьер.
С кислородом действительно — при горении его расходуется много, и надо проветривать. Я вообще не сторонник каминов в нашем климате — где-нибудь в Англии это может быть оправдано, но здесь — совсем другие условия. Уличные морозы сильнее, а камин обладает низкой теплоемкостью. Он быстро нагревает помещение и так же быстро остывает после сгорания топлива, что не очень удобно. Возможно, это удобно лишь в сыром английском климате, где угли тлеют, и в комнате не так влажно, не так сыро и так далее.

Таким образом, даже если кислорода в помещении недостаточно, пламя гаснет, однако дым, будучи горячим, должен уходить в трубу, а не оставаться в комнате. Независимо от состояния окон, это ведь дом, а не космический корабль с герметичными шлюзами, где, как только вытянули, стенки начинают сжиматься внутрь.

Почему же дымит камин? Причин тут множество: может быть, кладка выполнена некачественно и неровно, возможно, труба низкая или дымоход слишком узкий. Также необходимо соблюдать правила по чистке труб, ведь у каминов они быстрее забиваются отходами из-за низкой тяги в сравнении с печами. В любом случае, причин множество, но не стоит обвинять окна. Иначе, извините, получится, что вот хороший камин, но он дымит, потому что нет тяги; давайте откроем окна нараспашку и будем топить улицу, можем поставить вентилятор с лопастями, чтобы усилить приток воздуха, иначе он топит только сам себя. Это уже какие-то временные решения. Изначально где-то произошла ошибка. Хоспади, почистите же вы эту трубу, используйте цепь, гирьку с ершиком, и отправляйтесь на крышу. Вполне вероятно, что проблема сама собой решится на следующий год.

Воздухообмен – это, конечно, прекрасно, никто с этим не спорит. Но это не значит, что если мы закроем помещение, горячий воздух и дым не пройдут через трубу, а останутся в комнате. Боже, газы при нагреве расширяются, горячие поднимаются вверх, холодные – вниз. Вы в курсе вообще?!

Серьезно говорить о КПД камина с открытой топкой может только тот, кто видел такой камин разве что на картинке с Санта Клаусом. 15% — это максимум.
Я знаю о теплых и холодных газах, но тут есть нюанс: газы, словно люди, ищут самые простые пути. Они никому ничего не должны и стремятся туда, где удобнее. Чтобы обеспечить уход газов туда, куда нужно – в трубу, должна присутствовать тяга, то есть разряжение.
Дымоход этого камина очищался, поскольку это правило – в Санкт-Петербурге, по старому фонду нельзя устанавливать камин без акта о нормальном состоянии дымохода, который не должен содержать сажи, трещин или других проблем. Внутреннюю поверхность обработали, потому что дом старый (в центре Санкт-Петербурга, я уже упоминала). Поэтому к качеству дымохода претензий не было. Не стоит думать, что дело в открытых окнах для работы камина. Дело в необходимости обеспечения достаточного количества воздуха. Как осуществить это — открыв окна, оставив щели, используя приточный вентилятор или иными способами — это ваше дело, но воздух должен быть. Вы собираетесь спорить о герметичности стеклопакетов?

Понятно. То есть, вы пытаетесь переложить ответственность за ошибки каминщиков на оконщиков, а если я указываю на это, то вы утверждаете, что я каминов видел только на картинках с Санта-Клаусом. Ну, хорошо (развожу руками, пожимаю плечами и продолжаю).

Паша, у вас закончились доводы? Какой конкретно ляп с камином вы имеете в виду? Особенно примечательно учитывать, что вы даже не видели тот камин, о котором идет речь. Вы можете сказать лишь о необходимости прочистки дымохода, а сами зацикливаетесь на поисках очевидных ошибок. Лучше обратите внимание на требования к воздуху для горения и воздухообмен в помещении. Какого, по вашему мнению, диаметра должно быть отверстие воздуховода для соблюдения нормативов вентиляции при естественном притоке? Вы говорите какие-то несуразицы, будто каминная труба засоряется быстрее, чем у печей, при этом у каминов с прямым дымоходом тяга гораздо ниже. Может, лучше поговорим отдельно о тяге? По поводу Санта Клауса: посмотрите внимательно на мой комментарий и на то, что там написано про КПД. Сомневаетесь, что КПД камина с открытой топкой низкий? Прочтите, там доступно объяснено, почему, когда воздуха недостаточно, начинается дымление, и о тяге. Вот еще что.

27 октября 2020, 03:15

Признайтесь, вы просто не хотите чистить трубу, поэтому и погружаетесь в дебри космических тем.
Но я не буду участвовать в этом водевиле, простите. Честно, мне лень. Пожалуйста, прекратите.

Удивительно, какие теории вы ставите на обсуждение… «Недостаток воздуха приводит к дымлению». Ха-ха, получается, действовать так, что только при максимальном горении тяга поддерживается, а если она падает из-за дефицита кислорода — то и возникает дым. Могу представить, как такое «камин» будет чадить, если там просто угольки тлеют… Если это не обычная проблема засора трубы, что в 99% случаев имеет место, тогда это уже проблема самого строительства, вы что…

Хотя… Вам там, случайно, не поставили мини-каміны оптом, и сейчас нужно продать маленькие вместо крупных? Они бы и нашли своих покупателей, многие могут позволить иметь участок не больше 6-12 соток, и не у всех есть возможность установить роскошные камины в своих домах — просто не поместится в комнате…

Вероятно, падение спроса связано с кризисом из-за коронавируса, когда люди стали меньше тратить деньги. Это вполне может вызвать интерес к маленьким каминам, нежели к большим.
Однако, по моему мнению, камины в нашем климате — это скорее прихоть.

27 октября 2020, 08:56

«Признайтесь, вы просто не хотите чистить трубу, поэтому и погружаетесь в дебри космических тем» — Паша, я же прямо написала вам: дымоход был очищен. Профессиональные трубочисты его также отремонтировали (по причине старого фонда, дома дореволюционной постройки), и они предоставили заключение о полной пригодности с подписями и печатями. Поскольку без этого документа в Санкт-Петербурге нельзя устанавливать камины. Очистка и все работы проводились ДО установки камина. А самое первое, что мы сделали, когда заказчик пожаловался на дым — проверили трубу. Второе: уже упоминала. Я не занимаюсь продажей каминов. Ни малых, ни больших. Ни тогда (это давняя история с камином, которая успешно завершилась благодаря устройству вентиляционной системы в квартире), потому что мы занимались установкой каминов, а не продажами. Ни тем более сейчас — я уже седьмой год живу в деревне и занимаюсь козами и огородом, и пишу вам множество букв.

27 октября 2020, 18:56

Итак, квартира отапливается с помощью радиаторов, а камин просто стоит как декоративный элемент, не выполняя функции отопления? Если бы я знала это изначально, то и говорить бы не стала. Непонятно, зачем создана эта бутафория, а я пытаюсь разобраться, почему нарисованный камин не подогревает, смешно.
Абсурд какой-то.

27 октября 2020, 19:32

Да, Паша, у людей в городах действительно есть радиаторы. Но камин вполне рабочий. Не как у папы Карло. С шамотной топкой, дровами, дымоходом, дымом и всем, что положено настоящему камину. И это тоже может быть.

29 октября 2020, 14:28

В Орловской области зимой в старых домах на зимних окнах вообще НЕТ форточек, а печки занимают половину дома. Однажды я был в гостях и хотел открыть форточку ночью… Это было забавное ощущение — не найти форточку в темноте.

29 октября 2020, 19:10

А печи одноэтажные или двухэтажные? Я просто уже давно из любопытства (поскольку это мне неактуально с точки зрения отопления) ищу схемы (хотя бы приблизительные) двухэтажных печей или подобных конструкций «старого образца».
У нас в арендованной квартире в доме, который назывался бараком, была печь, шедшая с первого этажа на второй, и, как мне кажется, у неё было даже два топливника (или может один??) на разных этажах. Просто интересно, как это было организовано.
Печь, к сожалению, уже не использовалась — она была примерно 30-х годов и была заштукатурена, а «лазить» туда было нельзя, так что я так и не смог узнать ее устройство. И печник, который её, как я понимаю, ставил, вероятно, уже полвека как умер.

Эти печи на полдома, они на один этаж или на два? Лично мне сложно представить (на вскидку) двухэтажную печь с двумя режимами — летней и зимней, как это реализовано в плане дымохода.

Там не такие печи были, нет?

26 октября 2020, 17:50

Неубедительно. Современные стеклопакеты могут открываться в широком диапазоне, начиная с зимнего проветривания (тонкая щель) и шире. Думаю, строители и проектировщики это прекрасно понимают.

26 октября 2020, 19:58

Я и не собиралась вас убеждать. Я делюсь тем, что знаю и лично видела. Так как это произошло на моем объекте с моим заказчиком и его камином.
Что касается окон: да, есть микропроветривание. Но, во-первых, металлопластиковые окна могут быть не очень современными, во-вторых, часто экономят на этом, и делают не слишком хорошо, хотя, это не должно быть уж слишком дорого. Иначе запрос в интернете на тему «как избавиться от плесени на откосах и запотевания стекол» не был бы таким популярным.
А строители и проектировщики это, конечно, знают. Но заказчики часто считают, что проектировщик им не нужен, а по поводу строителей — так они (заказчики) сами создают условия на стройке, как будто бы родились там. Один из самых распространённых запросов — «как сделать своими руками».

26 октября 2020, 21:40

Запотевание стекол обычно наблюдается как раз при негерметичных окнах и/или при теплопотерях. Когда из экономии устанавливают одно стекло. У меня, например, в сарае рамы однослойные, так зимой там не только запотевание, но и изморозь, и к середине зимы там налетает столько инея, что хоть счищай, лепи снежки.

Хотя, безусловно, вопросы вентиляции никто не отменял. Но мне почему-то кажется, что действительно «невентиляция» маловероятна, ну не будут же люди сидеть запертыми в помещении, где хоть топор вешай — в конце концов, у их головка заболит.

И ещё… Не стоит каминную «ошибку» перекладывать на вентиляционщиков. Камин может плохо греть, дрова могут плохо разжигаться, неубедительно гореть и так далее. Но дым все равно должен уходить в трубу, а не выходить в комнату. Он все равно теплый и уходит вверх. Более того, если камин не разжигается, он всё равно будет тянуть тепло из комнаты наружу (через трубу), даже если вентиляторы работают. Поэтому, если камин не топят, его задвижка должна быть закрыта.

Речь сейчас идет именно о каминах, а не о печах, стиллизованных под камины, когда топливник задрапирован глухим стеклом и поддувало отделено отдельно.

26 октября 2020, 23:39

Запотевание происходит из-за высокой влажности, в том числе и из-за плохой вентиляции. А про стеклопакеты тоже. Это вызывает головную боль и не только.
Нет там каминного косяка. Есть проблема недостатка притока воздуха. Никаких «косяков» не было, пока приток был нормальным. И он исчез, когда установили вентиляцию — и приточную, и вытяжную.
Спасибо, что рассказали про задвижку. А я, глупая, думаю, откуда же стужа при открытой топке, ведь туда выходит дырочка наружу через крышу.

27 октября 2020, 03:23

Слушайте, почистите вы эту несчастную трубу как следует, полтора года эксплуатации — чудес не будет, тяга снизилась. У вас камин на пределе: сквозняк от вентиляции поддерживает его работу, и при меньшем пламени сразу начинается дымление, это ненормально. Дальше только хуже будет, он и с вентиляцией начнет дымить. Почистите просто, проклятая, трубу.

Неочищенная труба таит в себе риски возгорания смол и сажи. Это довольно опасно, если отложений много, судя по тому, что тяга упала до дымления в комнате — там их, видимо, достаточно. С открытой вентиляцией камин может вспыхнуть, как костер на сильном ветре, но у вас он, видимо, лишь дымит в комнату. Тяга явно недостаточная, а первопричина всегда заключается в несостоявшейся чистке трубы, других возможных причин быть не может, кроме разве что случаев, когда в дымоход упала птица или что-то в этом роде.

27 октября 2020, 09:10

Информацию о прочистке трубы вы можете найти выше. Дымоход был очищен до начала установки, а камин не использовался на протяжении полугода из-за ремонта в квартире. Установку завершили, заказчик все проверил, остался доволен — проблем с дымлением не было, камин хорошо разжигался и нормально работал. Затем в квартире продолжались работы: маляры ремонтировали стены, электрики прокладывали провода, а сантехники устанавливали трубы и плитку. Оконщики заменили окна. Когда заказчик стал жаловаться на дым, наша команда приехала проверить как трубу, так и топку (читайте выше — я упоминала, что использовали камеру, которая была введена в трубу и проверяла её состояние от крыши до третьего этажа). И что вы думаете? ТРУБА БЫЛА ИДЕАЛЬНО ЧИСТА! Серьезно, вы правда считаете, что первой мыслью, которая обошла в голове при жалобах заказчика на дым, была мысль о закупорке трубы? Мы искали какие-то препятствия: гнезда птиц, тряпки. Но ничего не нашли, так что не стоит больше говорить о грязной трубе. Пожалуйста, придумайте что-то еще.

27 октября 2020, 18:46

Скорее всего, ваша труба отсырела, так как не использовалась. Возможно, стоит протопить камин сухим деревом осины, но имейте в виду, что осина может стреляло, как хвойные деревья, и раскаленные щепки могут вылетать на улицу.

Если ваш камин работает только при открытых окнах или двери, из-за создаваемого сквозняка — значит, нужно что-то менять. Возможно, во время принятия работы дымоход был без оголовка, открытым к небу, как в городской котельной, и когда его закрыли, тяга снилась, и он начал дымить. Тогда это уже действительно проблема, возможно, придется значительно поднимать оголовок и увеличивать его выход.

Камины открытого типа — это непростое дело. У них тяга значительно менее эффективна, чем у печей с поддувалом, поэтому необходимо возводить высокую трубу и ловить баланс между недостаточной и слишком широкой трубой, в которой газы могут остыть и начать застаиваться, мешая выходу остальных.

Если же создавать сильный сквозняк, то ваш камин будет греть только улицу; отойдите на полметра, и в комнате станет холодно. Вы пустите морозный воздух, и это может привести к разрушению кирпичной кладки со временем.

Кстати, камин, вероятно, значительно приподнят от уровня пола? Он столь высоким оказался, что воздух сосет прямо из середины комнаты?)

27 октября 2020, 19:29

Да, Паша, всегда ты знаешь все лучше, а остальные просто не в теме.
Труба действительно могла отсыреть. Это было в середине июля, в полностью заселённом пятиэтажном доме. Но это же Питер, там всегда почти сыро.
Мы оголовок вообще не устанавливали, так как дымоходы были одним общим кирпичным коробом, а сверху был штатный «домик». Это старое здание с керамическими или печными каминами. Мы отремонтировали дымоход, полностью восстановили камин и создали почти точную копию прежнего портала, который был покрыт масляной краской.
Конечно, мы просто глупцы, что не поставили оголовок — раньше не знали, что нужно спрашивать советы.
И мы никогда не видели оголовков, тем более различных типов — они располагаются на крыше, как мы их увидим?
Как и открытые камины.
Камин, который мы сделали, был вполне нормальным, но, увы, фото не сохранилось, прошло уже лет 12.
Он выглядел, например, как такой, только был белым и изготовлен из STATUARIO.
P.S. Каминный зал там был около 80 квадратных метров; если будут вопросы, спрашивайте.
Фото было взято из интернета, но я работала в Эксклюзив Стиле.

28 октября 2020, 00:26

На вашей фотографии кладка совершенно неправильно выполнена. У открытых каминов форма должна быть трапецеидальной (если смотреть сверху), а не квадратной, чтобы тепло направлялось в помещение, а не в трубу. И снова подчеркиваю — у каминов швы не должны превышать 3 мм в ширину, иначе тяга будет значительно хуже. У вас камин, а не простая печь. Могу только удивляться размерам вашего кирпича — он вам как-то не нужен, что ли?

Судя по всему, ваша задача была не создать камин, а лишь его имитацию. Можно было бы с таким же успехом повесить плазменный телевизор или положить ковёр.
На этом заканчиваю, отстаньте, пожалуйста. Я устала от этих советов из 90-х, когда делают камин небрежно и потом закрашивают все итальянским дорогим мрамором или дешевым гипсом — это обсуждать даже не хочется. Мне это совершенно не интересно. Я не ваша целевая аудитория.

Камины, которые действительно обогревают комнаты и имеют функции (например, кухонные, сушильные, функции по улучшению качества воздуха и т.д.) — вот что интересно. А вот те, которые построены чисто для показухи с имитацией каминов, мне абсолютно не важны, если за ними нет реальной пользы.

Продолжайте дальше с вашим шампанским и, пожалуйста, оставьте меня в покое.

28 октября 2020, 09:52

Ну что ж, Паша, я поняла: правильно только у вас, остальные — рукожопые и недоумки. Я и не привязывалась к вам, так что откатите назад комментарии и посмотрите, кто к кому на самом деле прицепился.

28 октября 2020, 15:22

Правильное не у меня, а в любом строительном учебнике или справочнике по печкам и каминам, которые издаются кафедрами строительных учебных заведений. Это доступно в магазинах — достаточно прочитать, их переиздают из года в год, полным-полно стандартных проектов и порядовок.

Но вместо того, чтобы сделать нормальный камин, вы решили создать пустую коробку с трубой, нарушив все возможные правила и испортив конструкцию (где вы видели, чтобы в камине топливник без укосов на краях?)? Удалившись так далеко от здравого смысла и не имея элементарных знаний, вы всё это обложили «дорогими» материалами, а потом удивляетесь, что получили дым в комнате и хотите придумать множество способов решить это несоответствие? Меня удивляет ваша способность адаптировать такой хаос.

28 октября 2020, 16:14

Паша, это всего лишь ВАШЕ мнение. У меня тоже есть своя точка зрения, и мне не нужно ваше разрешение на её выражение. И я «наспамила» не в вашем личном блоге, так что оставьте свои претензии при себе. К тому же тот факт, что вы не читаете комментарии вашего оппонента, но при этом длинно отвечаете, это, конечно, хороший прием в спорах, но не слишком полезный в целом.

С чего вы решили, что на фото тот самый камин, о котором я говорю? Я прикрепила это изображение как пример, как указала в комментарии, чтобы вы не задавали глупых вопросов о высоте топки над полом. Потому что фото оригинала тяжело найти. Это изображение было взято из каталога образцов. Эти мраморные облицовки созданы для примера и не имеют отношения к реальному проекту. А теперь пришел фотограф и отснял их для буклета. То, качество которого вы так горячо обсуждаете, действительно является лишь декорацией в данном конкретном случае, поскольку на этом фото мы просто наклеили шамотный материал на фанеру, чтобы не оставалось дыры. А вы, как опытный печник, написали мне пять тысяч символов в ответ, объясняя ошибки фанерной «топки». Браво, Паша! В следующий раз читающий внимательнее, вам не придется тратить время на написание всей этой чепухи.

28 октября 2020, 16:28

Привет, друзья!
Предлагаю завершить этот круг вашей дискуссии. Все читатели данного обсуждения уже получили достаточную информацию о мнениях по рассматриваемому вопросу.

28 октября 2020, 16:28

Вы меня уже достали, честное слово. Почему вы наотрез не хотите прочитать хотя бы вводную часть любого базового учебника по кладке каминов? Там совершенно доступно и вежливо объясняется, как должны укладываться топливники и зачем именно так. Прямоугольные конструкции не делают ТАК! Многочисленные учебники переиздаются с года в год кафедрами строительных вузов и колледжей, всегда подробно описывают, как должно быть, рисуют схемы и показывают, как проходят печные газы…
Тогда не будет вопросов по дымлению и смешных решений с вентиляционными системами.

Или у вас в голове держится мысль, что полноценный камин будет значительно тяжелее пустого ящика, и места не хватит для него, потому что вам так хочется сделать?

Вы понимаете, к чему это может привести? Хозяева могут разориться из-за нелепостью таких сооружений, либо будут вынуждены обращаться к специалистам. Или уедут за границу, чтобы купить готовое, лишь бы не пользоваться услугами местных мастеров. И так далее.

Почему вы упорно держитесь за свое невежество и фантазии, как будто находитесь в секте сторонников плоской земли? Я не понимаю, в чем тут смысл…

Должен ли я сейчас пойти одолжить у соседа телефон новее, чтобы доказать в видео, что мой камин не дымит? С закрытыми пластиковыми окнами и без вентиляции? Или нужно будет показывать порядок установки, уклоны, задираться в дымоход, как учитель, только при этом еще и распинаться на бесплатной основе о том, как правильные конструкции сделаны? Вам не кажется, что это немыслимо?

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ