Выращивание рассады в улитках: анализируем компактный метод

Выращивание рассады в улитках: анализируем компактный метод

58
0

Многим садоводам весной знакома одна и та же проблема — рассады слишком много, а свободного места на подоконниках катастрофически не хватает. Один из самых эффективных способов, чтобы с этим справиться, — это использование улиток для компактного размещения рассады. В этом материале я поделюсь подробностями этого метода, так как считаю его удобным и практичным, и вдохновляю всех попробовать его.

Компактный метод для размещения рассады

Необходимые материалы

Существует множество вариантов для создания улиток, однако на мой взгляд, наиболее подходящим материалом является подложка, используемая под ламинат. В идеале — это нефольгированный пенополиэтилен (изолон) или 2-миллиметровый пенополипропилен. Такой материал подходит для наших нужд по нескольким причинам: он прочный, хорошо сохраняет форму и тепло, а также позволяет вырастить растения до самого высаживания в открытый грунт. К тому же, его стоимость невысока — в строительных магазинах рулоны можно приобрести за 100 рублей.

Подложка для ламината — идеальный выбор для улиток

Процесс создания улитки

Оптимальная высота улитки составляет 15 см. Это подходит для томатов, перцев и баклажанов. Можно сделать и меньшую, если вы изначально планируете пикировку. Низкая улитка (примерно 10 см) идеально подойдет для маленьких семян (например, земляника или некоторые цветы). Я использую два метода изготовления.

Метод с бумагой

Этот способ зарекомендовал себя очень хорошо. Сначала отрезаем полосу подложки, а сверху раскладываем туалетную бумагу в несколько слоев или лучше — сложенные бумажные полотенца. На стороне, где улитка будет стоять в поддоне, оставляем припуск бумаги, который будет впитывать влагу. Верхний край выравниваем или оставляем бумагу на 1-2 мм ниже подложки.

Размещаем бумажный слой на подложке

Следующим шагом раскладываем семена, отступая 0,5-1 см от верхнего края бумажной полосы. Если растения будут расти до высадки в грунт (томаты, перцы, баклажаны), необходимо оставить расстояние между семенами 3-4 см. Если планируете дальнейшую пикировку, семена можно располагать чаще. После этого весь бумажный слой смачиваем, используя не просто воду, а раствор стимулятора, например, «Эпин» или НВ-101.

Семена кладем и смачиваем

На семена укладываем узкую полоску тонкой бумаги — оптимально подойдет туалетная. Повторно смачиваем, чтобы зафиксировать семена на месте.

Укладываем бумагу и снова смачиваем

После этого скручиваем улитку и фиксируем её, например, канцелярскими резинками или бумажным скотчем. Устанавливаем улитку в поддон с водой или слабым раствором стимулятора.

Выбрать нужное средство можно в нашем магазине, ознакомьтесь с предложенной подборкой.

Эпин экстра 1мл 45 руб
Русский Огород
Гуми-К (калийный) Олимпийский (нано-гель) (БашИнком) 83 руб
Агрофирма Поиск
Эпин-Экстра (1х1мл.) (Стимулятор роста) 36 руб
Агрофирма Поиск
Циркон (Регулятор роста), 50 мл, Нэст-М 565 руб
Агрофирма Поиск

Выступающая снизу бумага будет выполнять функцию фитиля, доставляя влагу к семенам. Для сохранения влаги до прорастания семян укрываем улитку полиэтиленовым пакетиком.

После появления всходов улитку разворачиваем и заполняем её грунтом. Он должен быть питательным, рыхлым и влагоемким. Слой почвы следует делать достаточным — 3-4 см. Его насыпают равномерно и уплотняют, затем увлажняют из распылителя, сворачивают улитку и брызгают водой на «грядку».

Не забываем о поливе грунта

Пока растения маленькие, поливать следует сверху из распылителя. Когда рассада подрастет и у неё появятся настоящие листья, можно наливать воду в поддон — это будет нижний полив.

Метод без бумаги

Для этого метода готовим полосу подложки и сразу насыпаем на неё хороший слой грунта. На стороне, где будет стоять улитка, почва посыпается до уровня основания. На верхней части можно также распределить грунт до края улитки или даже немного не доходя до него — это удобно для семян, которые требуют света для прорастания.

Сыплем грунт прямо на подложку

Можно сразу разложить семена с нужным интервалом и скрутить улитку. Но для новичков лучше сперва сформировать улитку без семян. Уплотняем слой почвы, хорошо поливаем и затем скручиваем улитку, фиксируя её скотчем или резинкой. Устанавливаем улитку вертикально, при необходимости добавляем земли и увлажняем.

Затем располагаем семена на поверхности, следя за нужным интервалом, и аккуратно утапливаем их в землю ручкой или палочкой. Сверху присыпаем рыхлым грунтом.

Сеем семена в улитку

Создаем парниковый эффект: накрываем улитку пакетом или, как делаю я, надеваем бахилу. Это удобно, так как бахила уже имеет резинку. Устанавливаем улитку в поддон, чтобы обеспечить возможность нижнего полива.

Вы можете ознакомиться с полным процессом в моем видео.

Я убеждён, что этот метод выращивания рассады очень практичен. Увы, многие не оценили его, и чаще всего неудачи происходят из-за ошибок, вызываемых неопытностью. Я подготовила специальное видео, в котором рассказываю о распространённых ошибках при создании улиток. Его можно посмотреть на моем канале «Во саду ли, в огороде». Я приглашаю всех посетить мой канал, где вы найдете множество полезных видео о выращивании различных культур, заготовках на зиму и разведении домашней птицы.

  • Где разместить рассаду в квартире: сколько места нужно и как его обеспечить
  • Для чего луку улитки
  • Посевная-2017: заметки по подготовке. Улитки, пеленки, лотки, стаканчики.
  • По снегу, в улитки и горячий метод — что знать дачнику о посеве
  • Посев семян на рассаду в улитках: плюсы и минусы

Статья размещена в рубриках: рассада, рассада в улитках, видео, статьи
81 комментарий 22 благодарности за статью 21 в избранном 77297 просмотров
Поделиться ссылкой
Скопировать ссылку
Автор статьи:
28 февраля 2019, 06:57
Сказать спасибо! Вы поблагодарили 449
Добавили статью в избранное
Добавить в избранное
Комментарии (80)
28 февраля 2019, 19:51

В предыдущей статье упоминалось о вытягивании рассады при загущенной посеве. Рассада вытянулась. Что теперь делать?. Но тут предлагают сеять томаты, перцы и баклажаны в улитки. Ссылка на метод мне не кажется правильной. Данные растения растут с семядольными листьями, и в природных условиях они будут вытягиваться в поисках солнечного света. Но соглашусь, что выращивание лука из чернушки и кукурузы в улитках действительно позволяет сэкономить место, и они развиваются отлично, без лишней конкуренции. Однако перед пересадкой проросших семян томатов, огурцов и других культур такая технология может быть не лучше, чем другие методы. Это всего лишь мое мнение.

9 апреля 2019, 23:45

… да, Максим, я согласен с вами, этот метод стыдно называть однозначно успешным) И заметим, как некоторым «экспертам» так и хочется поделиться своими «идейками».

28 февраля 2019, 20:57

Сама идея использовать подложку для ламината для посадки мне кажется странной. Знаем, что различные виды пластика могут быть небезопасными, особенно если использовать их не по назначению. Например, даже пищевая упаковка может стать опасной, если налить в нее горячие вещества. А здесь вообще непонятно, что.…

28 февраля 2019, 21:19

Это все ерунда. Рекламный трюк, не более. Что полезного может вырасти в грунте толщиной 1-1,5 см? Полностью согласна с мнением Максима и Марии. Обо всем прочем лучше молчать. Это абсолютно противоестественно. Если мест на подоконниках не хватает — просто сделайте стеллажи с освещением. Пеленки, улитки — это всего лишь попытка привлечь внимание. Против природы не попрешь.

1 марта 2019, 12:50
Татьяна, я проращиваю кукурузу в улитке из туалетной бумаги. Результаты неплохие. А вот с томатами…
1 марта 2019, 17:15

Максим, как корневая система томатов будет развиваться в таком ограниченном грунте? Она станет плоской, как блин. Это явно не лучший вариант для них.

1 марта 2019, 17:16
Так и есть! Я о кукурузе писал, результат действительно отменный!
2 марта 2019, 09:35
Кукурузу ни разу не сажала. Возможно, у нее стержневая корневая система. Поэтому и результаты разные.
2 марта 2019, 19:51
Таня, у кукурузы как раз мочковатая корневая система. А вот у помидоров — стержневая.
6 марта 2019, 16:43
Татьяна, посмотрите это видео.
2 марта 2019, 11:11

Извините, не подскажете, где найти информацию о кукурузе? 🙂 Я не обнаружила этого в вашем архиве. Может, пропустила?

2 марта 2019, 13:53
Наташа, я сам не публиковал! Вдохновило вот это видео.
2 марта 2019, 18:10
Ух ты, здорово! Большое спасибо за ссылку!
6 марта 2019, 14:51
Максим, когда вы начинаете проращивать кукурузу?
6 марта 2019, 16:39
Юлия, примерно за 5-7 дней до высадки. Сажаем проросшие семена в конце апреля — начале мая.
6 марта 2019, 17:05

Максим, огромнейшее спасибо! Попробую это сделать. В этом году я купила несколько пачек сверхраннеспелой кукурузы, планирую подсадить её рядом с огурцами)
А в улитки посеяла перец. Он довольно худенький и вытянулся. Прекрасно, что я также посадила его в таблетки.
Кстати, о перце. Я помню, что вы где-то обсуждали эту тему: тот, который не замачивала, а просто в теплые таблетки — взошёл через 4-5 дней, а замоченный — только на 20-й день) Я уже думала, что выброшу его.

6 марта 2019, 17:55

Юлия, вам спасибо! Согласен, именно раннеспелые сорта! Срок роста 60-70 дней! Мы обычно садим кукурузу сорта Спирит — её также использует компания Бондюэль для своих известных консервов.
Что касается перца, я уже писал о его выращивании. Начало можно найти здесь.

7 февраля 2022, 10:10

Я сею кукурузу в большую улитку с землёй (на 2.5 литра) в начале мая в теплице. Она растёт там до первых чисел июня, когда уже не угрожают заморозки) Я живу на Урале, у нас всё возможно.

9 апреля 2019, 23:47
10 апреля 2019, 00:56

… против природы как раз и выступают такие «оригиналы»)))… и при этом очень успешно сбивают с толку, заполняя собой «полезное» пространство нашего семидачья…

28 февраля 2019, 21:57
Татьяна, полностью с вами согласна! Полная глупость! А сколько грязи вокруг.
28 февраля 2019, 22:42

Я удачно подошла к теме из-за бессонной ночи))
Лук, в том числе чернушка и порей, пробовала вырастить в улитках — полная ерунда, корни переплетались, зелень желтела;
разница между химией, из которой делают ёмкости для рассады и химией, из которой делают подложки для ламината, мне не известна, но не думаю, что стаканчики/поддонцы для рассады изготавливаются из пищевого пластика;
в третий раз буду пробовать заниматься цветочной рассадой однолетников в «улитках», растут прекрасно, высаживать — одно удовольствие.

28 февраля 2019, 22:53

Наталья, какие именно цветы вы выращиваете? Если нет фото, можете показать в этом сезоне, как они выглядят перед высадкой? Просто интересно.

28 февраля 2019, 22:58

Елена, в конце марта и начале апреля сею все цветы; астры, флоксы, георгины, бархатцы, как высокие, так и низкие, и даже низкорослые циннии. Главное — не держать расаду более 40 дней после появления всходов, и обязательно подсыпать земли. Фото сделаю и покажу — и без всходов, и когда взойдут, и перед высадкой в грунт))

9 апреля 2019, 11:03

Наталья, уточните, что вы имеете в виду под «даже» цинниями и почему именно низкорослыми?
(Я хочу попробовать улитку для посева семян цветов, включая бархатцы и разные сорта цинний).
С нетерпением жду вашего ответа.

9 апреля 2019, 11:13

pavelsudnik,
высокорослые циннии пробовала в улитках — они слишком длинные, стебли переплетались, бархатцы уже закрутила,
астры тоже,
всё обычно, как у всех. Фото будет позже, ближе к высадке.
Зачем я заворачиваю однолетние георгины в пелёнки? Корни не сохранились, поэтому сеяла новые,
в пеленках из файлов они будут расти до высадки.

9 апреля 2019, 13:26

Спасибо за быстрый ответ.
Так я вас правильно понял, что рассаду цветов в возрасте до 40 дней можно сразу сажать в грунт, минуя фазу с пелёнками, если погода позволяет?

9 апреля 2019, 14:02

если погода подойдет и земля прогреется — это будет просто замечательно))
и, конечно, это не всегда в точности в днях))
Я, если вижу, что не укладываюсь в сроки, над шестым листом прищипываю все цветы подряд,
они после этой операции немного замедляют развитие))
в смысле не тянутся вверх, а начинают расширяться))

9 апреля 2019, 15:07
Спасибо. Ваш совет полезен и подбодрил. Хорошего дня.
4 мая 2021, 12:46

Елена, надеюсь не забыть сфотографировать, в этом году в улитках у меня сухоцветы и бархатцы,
в пелёнках однолетние георгины и циннии,
до высадки ещё далеко.

4 мая 2021, 13:22

Елена, я заглянула в теплицу, тут немного тесно, на ночь прикрыто, но только что сделала фото))

4 мая 2021, 19:47

Наталья, рассада выглядит свежо и зелёно. Но я не вижу, чтобы это экономило место. Вот георгины в плошке стоят, и столько же места они бы занимали и в обычной плошке! А время, потраченное на их уход, для меня важно.

5 мая 2021, 05:00

Елена, скоро георгинам понадобится добавлять земли, а как бы я справилась с этим в общей плошке?
Корни у них переплетаются, а здесь я просто разверну пелёнку, добавлю, и они нормально доживут до высадки в открытый грунт.
Да и корни при высадке из общей плошки травмируются, а в пелёнке развернула и сразу в лунку.

Время на их уход, конечно, нужно, но при высадке в открытый грунт время практически не тратится.

28 февраля 2019, 23:01
И интересно, как именно выглядит перед высадкой.
4 мая 2021, 19:28
Торжественно обещаю показать как перед высадкой, так и во время высадки))
4 мая 2021, 19:38
5 мая 2021, 05:00
28 февраля 2019, 23:07

Смотрится прекрасно, я разворачиваю «улитку» на клумбе, и все цветы, как на ладони)) Культурненько по одному и вперёд, я за час с небольшим пересадила из улиток 300 корней астр)) Многие не верили, что огурцы можно сажать в скорлупках от яиц))

28 февраля 2019, 23:27

Верю, но мне не понятно преимущество такого метода, особенно для огурцов в скорлупках. Зачем это?! А чтобы разложить семена астр в эти улитки, сколько времени это займет? Уж точно больше, чем посеять в обычную ёмкость.

28 февраля 2019, 23:35

Елена, дело не в времени на посадку, а в том, что на окнах недостаточно места для рассады))
Недавно я сидела с зубочисткой и раскладывала семена вербены по бороздкам в контейнере, и так же быстро буду раскладывать семена по «улитке»))

1 марта 2019, 16:53
Наталья, вы серьёзно о огурцах в скорлупках?
2 марта 2019, 06:29

Максим, более чем. А что вас удивляет?

На днях буду пересаживать больший экземпляр в горшок, посеяла 06.02, в удачное время по Лунному календарю, и он активно растёт)))

2 марта 2019, 13:57

Невероятно! Наталья, вот это и есть издевательство, о котором вы писали в другом обсуждении. И напоследок. Огурец не любит пересадок, а если без них не обойтись, то необходимы высокие стаканы объёмом 500 мл и более. У огурца стержневая корневая система, а здесь она закручивается в три вилюшки. Удачи!

2 марта 2019, 14:02

Ой, осторожней, Максим, с ярлыками. Это был эксперимент для проверки всхожести семян в разные дни по Лунному календарю))
Выбросить сеянец жалко, поэтому я буду пересаживать его в горшок, и перед пересадкой обязательно сделаю фото корневой системы специально для вас))
Всегда так сажаю несколько экземпляров для раннего урожая в теплице)) Удачи)))

2 марта 2019, 14:13

Я ярлыки не вешаю! Вспомните свои слова: Зачем измываться над семенем? В прогретой земле, без всяких стимуляторов и прочих ухищрений жизнеспособное семя всегда прорастёт в свой срок, предусмотренный природой.

2 марта 2019, 15:09

Максим, где противоречия в моих высказываниях касательно проращивания семян без замачивания))) Я посеяла огурец в землю, без замачивания семян, он взошёл на 4-й день в рыхлой плодородной земле, где я что-то натворила)))

3 марта 2019, 11:35

«без всяких стимуляторов и прочих ухищрений жизнеспособное семя всегда даст всходы»

Знаете, я наблюдала, как в прошлом и этом году мой муж сажает рассаду. Он не беспокоится ни о химии для земли, ни о семенах. Максимум — прольёт горячей водой, если грунт слишком холодный. И всё — далее они сами. Кто хочет, тот выживает, кто не хочет, — отправляется в помойку. И всё растёт (т-т-т).

Я же для цветов пропаривала грунт, обрабатывала семена, замачивала, применяла стратификацию и скарификацию. И половина не всходит.

2 марта 2019, 15:17

Только что заметила этот топик. Наташа, а ты будешь сажать огурец на окне? Ведь он растёт довольно быстро, в теплицу ему ещё рано. Зачем в скорлупу? Как только я подумаю о том, что нужно аккуратно вскрыть яйцо, подготовить, пробить дренажные дырочки, заполнить землёй, я к такому не готова! Разве что ради розыгрыша! Почему бы не в обычных стаканчиках? Это, на мой взгляд, слишком хлопотно!

2 марта 2019, 15:24

Ирина, не обижайтесь, но я не попугай, чтобы много раз повторять то, что уже написала))
Была тема на сайте «3 необычных способа посева.» и чего там только не было, но сайт потерялся, и на моих фотках в журнале видно и дренажные дырочки, и хорошую земельку, и причины, толкающие меня на такой ранний посев семян))

2 марта 2019, 15:54

Ой, молчу! Пойду спрячусь! Наташа, прошу прощения, я просто не успеваю всё читать, увидела заголовок и не заинтересовалась, не пользуюсь улитками. А вот твоя фотография мне понравилась, такой симпатичный огурчик, летом будет вкусно пахнуть! Вот я и вмешалась. А огурец можно вырастить и на окошке, но он займет достаточно места, который в наши времена очень дефицитный!

2 марта 2019, 16:02
Ириш, да не переживай,
всё хорошо.
2 марта 2019, 15:30

Ирина, мне тоже не совсем понятен и кажется сложным такой метод. Вы правы, по моему мнению, проще посеять семечко в нормальный стакан и потом высадить вместе с комом в землю.

1 марта 2019, 11:03

Я не увидела явной экономии места.
Для эксперимента я связала несколько рулонов из вспененного ПУ (под рукой было) с запасом на слой земли и на то же место поставила квадратные ёмкости из-под овощей. Если у ёмкостей срезать верхний «ободок», то их можно расположить довольно плотно. Так же как и одноразовые стаканчики без ободков принимают почти квадратную форму и вмещают большее количество в поддон.

1 марта 2019, 13:39

Вот, Ксения, вы правы! Пространства столько же и количество растений на квадратный сантиметр тоже такое же, что и в улитках, если держать до пикировки. А без пикировки рассада страдает.

2 марта 2019, 20:08

Несколько лет назад, точнее, в 2017 году, я наткнулась на видео, посвященное методу посева в улитки. Этот метод меня заинтриговал, и я решилась купить целую кучу подложки. Я нарезала её на улитки и засадила семена томатов, перцев, баклажанов и прочих растений, включая цветы. Семена проросли довольно быстро, но неравномерно и в малом количестве (в сравнении с теми, что я посеяла обычным способом), а вскоре стали вытягиваться и падать. При этом в стаканчиках у растений быстрее образовывались и развивались настоящие листья по сравнению с теми, что были посеяны в улитки. Убедившись в этом, я решила прекратить эксперименты и пересадить всю рассаду в стаканчики.

Сеянцы перца через 5 дней

Те же растения через месяц

На фотографии слева внизу видно перцы того же возраста, но выращенные в стаканчиках. Разница очевидна!

3 марта 2019, 10:22

Метод посева в улитки существует довольно давно и использовался еще в советское время, особенно в лесных хозяйствах, для проращивания семян деревьев и укоренения черенков (не только лесхозы прибегали к такому методу). При большом объеме посевов и черенкования эта техника оказалась весьма эффективной и практичной. Я сам никогда не использовал этот способ для посева, но, возможно, когда-нибудь попробую черенкование. Для тех, кто освоил этот метод, он может быть вполне полезен, однако лично для меня он слишком сложен и трудоемок, так как рискую упустить момент, и рассада перерастет.

4 марта 2019, 03:58

В этом году я решила сравнить результаты посева семян баклажанов «Черная луна» в грунт и в «улитку»: через 2 недели отставание растений в «улитке» стало настолько заметным, что я решила прекратить эксперимент.

4 марта 2019, 06:32

И у меня оказался явный результат! Это можно увидеть и на фотографии.

11 марта 2019, 08:53

Все это осталось в прошлом и оказалось весьма бесполезным занятием. Проще заранее подготовить теплую грядку длиной 4 метра и шириной 1 метр еще осенью. Мы укрываем её органическими материалами (листья, солома) и накрываем агроволокном. В феврале на грядке уже нет снега, остались лишь его остатки. Теперь с марта можно начинать сеять семена с любой плотностью. Но стоит помнить, что с одного растения индетерминантных томатов можно получить не менее 10 рассады благодаря пасынкам. Пасынки огурцов также отлично укореняются. Прежде чем жаловаться на нехватку места на подоконниках, изучите специализированную литературу и воспользуйтесь генетическими возможностями растений.
Запомните слова А. В. Суворова: «Воюй не числом, а умением». Посев, конечно, необходимо укрывать пленкой, и строить знаменитый парник «подснежник», а дальше остаётся лишь следовать технологии… Каждый год добавляя по одной теплой грядке и обрамляя её по периметру, мы постепенно переходим к узким грядкам. А когда начнем разводить червей и использовать вермикулит для получения высококачественной рассады, это уже будет мастерство. Тогда я с удовольствием приму вас в свою команду. Вермикулита много не бывает. Мы засыпаем его в пятилитровые емкости и высаживаем ремонтантную землянику нейтрального светового дня. В теплую пору года мы размещаем её у южной стены и используем всю вертикаль, а зимой ставим всё на подоконник и получаем урожай, как если бы ничего и не было…
Все еще впереди. Главное — верить в себя и не бояться. Уверен, у вас все получится. Больше наблюдайте за природными процессами. Эта статья — краткое введение в мир органического земледелия. Переходите к нему, и в течение пары-тройки лет урожай на вашем участке (и качество овощей) увеличится в разы.

11 марта 2019, 11:47

Уважаемый User_2316, прежде чем давать резкие советы, стоит учитывать, в каких регионах живут собеседники. У нас в Сибири даже в феврале, несмотря на все желания, не получится ничего посеять на грядках, ведь снег толщиной до 1-1,5 метра. В апреле его еще не полностью растает. А в июне может вновь выпасть снег.
Как у нас говорят: в июне у нас ЕЩЕ снег, а в августе УЖЕ снег.

13 марта 2019, 14:07

Вы совершенно правы насчет различий по регионам. У вас в Сибири снег не тает к апрелю, а у нас в Симферополе, если посадить землянику в емкости, она будет постоянно пересыхать, и вы не сможете ее нормально поливать. Разве что наладить капельный полив, но это уже совсем другая история.

13 марта 2019, 16:10

Мила, а зачем сажать в «улитки» долгоиграющую рассаду? Культуры семейства пасленовых должны находиться в рассаде от 55 до 70 дней, и, конечно, в «улитке» они не смогут полностью развиваться из-за недостатка питания. Я использую «улитки» только для растений, которые будут высажены в грунт через 40 дней после всходов, и не позже.

13 марта 2019, 17:11

На самом деле, я не сажаю растения в улитки. Попробовала один раз, но не понравилось. Больше в такие игры не играю.

3 декабря 2019, 14:57

Я — абсолютный новичок, дачу мы приобрели только в конце марта. Моя дочь (тоже новичок) вырастила рассаду томатов и высадила её. Когда пришло время для пасынкования, она удалила пасынки (хотя их стоило просто прищепить) и выбросила на компостную кучу. Если бы вы знали, сколько кустов помидоров там выросло и каких обильных! А потом, когда основные помидоры уже перестали плодоносить, пасынки дали очень много урожая…

18 марта 2019, 22:30

Я узнала о технологии Юлии три года назад и очень ей благодарна. Зачем оставлять негативные отзывы, если вы сами не пробовали сажать или допустили ошибки? У меня в улитках прекрасно растут: и перцы, и баклажаны, и помидоры, и лук Эксибишен. Важно поливать и сверху, и в поддон, чтобы земля не пересыхала. Просто нужно привыкнуть и понять, как правильно увлажнять растения. У меня в улитке сейчас растет 25 баклажанов, а если бы я их высадила в стаканчики, они бы заняли целый контейнер. И их еще нужно было бы подождать месяц до высадки. Я только добавляю больше земли в улитки — сантиметров 4-5, и растения чувствуют себя комфортно.

19 марта 2019, 09:33

Елена, а вы не пробовали одновременно посеять семена в обычные горшочки с землей? На фото Милы видно отставание рассады в «улитках»; у меня была такая же ситуация (хотя я соблюдала все правила). Я уважаю ваш опыт и просто спрашиваю из личного интереса, у всех ли, кто пробовал оба метода посадки, наблюдается одинаковый результат. Случалось ли кому-нибудь вырастить рассаду в «улитках», которая качественней рассады в горшочках? Или вопрос касается исключительно экономии места, а качество рассады оказывается менее важным?

19 марта 2019, 15:41

Хотела бы поделиться своим мнением. У меня в один год рассада томатов выращивалась тремя способами: в кассетах, в ящик и в трех улитках. И когда в кассетах, особенно в ящике, растения росли как на дрожжах, в улитках, как только у них появлялись два настоящих листика, они замирали на этом этапе. При этом сами листочки по сравнению с обычными были очень маленькими. Они пробыли в этом состоянии около месяца, прежде чем дали ещё пару листиков. В общем, они явно не в форме. В итоге, когда они начали приобретать цвет, он явно был ненормальным, хотя удобрения они получали наравне с остальными. Они к тому моменту уже были списаны с моего учета. Все же я высадила их в открытый грунт, потому что не люблю выбрасывать растущие растения. Корни оказались неплохими. Часть из них погибли, но оставшиеся в итоге сравнялись с остальными. Про урожай не скажу, что он был ничтожен, но и ничего впечатляющего. Я считаю, что использование улиток связано в первую очередь с экономией пространства. Но учтите, что речь идет о томатах, которые весьма устойчивы, а также стоит помнить, что у меня огород под Симферополем, и почти все растения у нас хорошо приживаются, если только их не поразят слизни или другие вредители. А вот про другие климатические условия я не могу ничего сказать.

28 марта 2023, 19:32

Последний опыт 2023 года. Еще раз пытаюсь повторить прошлый эксперимент, но в другой вариации. На этот раз я посеяла в улитки по модернизированному методу — использовала пеленки для животных. Специально для проверки, без особых надежд на получение полноценной рассады, я высадила проклюнувшиеся семена томатов 09.02.23. Прилагаю фото от 28.03.23.
Как говорится, лучше один раз увидеть… Вот они, бедные, стоят с февраля, выпустили по настоящим листочкам, и никакого прогресса. Ситуация не меняется. Грунт использован такой же, как для остальной рассады, которую я обычно применяю. Как люди добиваются таких зарослей, как на многих видео и фотографиях, для меня загадка. Что делается не так? Все по инструкции.

20 марта 2019, 00:13

Да, я одновременно посадила те же замоченные семена в стаканчики. Однако в стаканчиках у меня они маленькие и хиленькие. Прямо полная противоположность, завтра сделаю фотографии и покажу свой перец в стаканчиках и в улитке. Вопрос не только в экономии места: у меня замечательные подоконники, на которых много рассады можно разместить. Однако в улитках она развивается гораздо лучше, чем в стаканчиках. Мне кажется, в «улитках» ей теплее и подложка лучше удерживает влагу: если полить слишком много, вода уходит не только вниз, но и впитывается в саму подложку. А если подложка пересыхает, то влага поступает обратно в землю.

3 декабря 2019, 14:26

Да, на фото вашей улитки явно видно, что количество земли между слоями вполне достаточное. Я новичок, но собираюсь выращивать лук именно таким методом.

20 марта 2019, 07:58

Меня немного беспокоит, что эта подложка изготовлена из полистирола. Он не слишком безопасен для человека.
Одно дело — держать в этих улитках цветочную рассаду, а совсем другое — овощную.
Не высказала ли уважаемая Юлия свое мнение о вреде стирола?

20 марта 2019, 08:36

Когда-то я купила кассеты для рассады в «фикс прайсе» — это был настоящий «аромат».
Увы, все пришлось выбросить, поскольку запах был невыносимым.
Не помогало даже мыть их чем только ни — все отправилось на свалку.

Это я к тому, из чего иногда делают тару для рассады.

20 марта 2019, 22:42

Перцы, которые выращиваются в улитках и стаканчиках. Мне больше по душе перцы, растущие в улитках, нежели те, что в стаканчиках, несмотря на то, что кажется, что в стаканчиках у растений больше места. На данный момент их развитие никак не отличается значительно.

21 марта 2019, 11:47

Елена, извините, но что вы имеете в виду, говоря «пока не сильно отличаются»? Это ваш первый опыт с таким способом выращивания? Такое ощущение, что вы проводите какой-то эксперимент и сравниваете растения только по текущему состоянию, не принимая во внимание предыдущий опыт их роста. Также — были ли семена перца посажены одновременно и находились ли они в одинаковых условиях?

21 марта 2019, 23:35

Я занимаюсь этим третий год. Это было ответом на предыдущее сообщение, где утверждали, что растения в улитках хуже растут, чем в стаканчиках. Да, семена идентичные, они были замочены на одном диске и стоят на одном окне. Перцы, которые посажены в улитки, находятся ближе к стеклу и были высажены на неделю раньше.

17 августа 2025, 10:24

Ой, Юлия! Большое спасибо! Можете подсказать мне, где найти видео о том, как сажать перцы или томаты без пикировки, сразу из улитки в открытый грунт? И когда лучше начинать подготавливать улитки, в марте или в апреле?
Не буду спрашивать про световой день, так как планирую организовать дополнительное освещение.
Юлия, пожалуйста, ответьте =)
С уважением, Руслан.
//Ох, похоже, я опять опоздал и сильно задержался. //

17 августа 2025, 18:50

Руслан, вряд ли Юлия вам ответит — она отвечает только на своем канале. Если хотите, мы можем выделить ваш комментарий в отдельный вопрос, но не для Юлии, а для наших садоводов, чтобы они поделились своим опытом.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ