Строительные знания: Вся правда о теплоизоляторах

Строительные знания: Вся правда о теплоизоляторах

62
0

Не так давно в рамках нашего строительного раздела разгорелась активная дискуссия о таких материалах, как экструдированный пенополистирол. Один из наших читателей, который хорошо разбирается в дачном строительстве, постарался детально изложить преимущества и недостатки его применения в качестве утеплителя для жилых объектов.

Как выбрать теплоизоляцию для вашего дома

Как вы, возможно, догадываетесь, мне пришлось ответить на несколько непростых вопросов, к примеру: как поведет себя экструдированный пенополистирол под воздействием высоких температур, например, от горячего радиатора? Согласитесь, однозначного ответа на этот вопрос в технических характеристиках не найти – нужны специализированные знания и опыт. Результаты глубокого обсуждения возможностей экструдированного пенополистирола оказались весьма впечатляющими. Стало очевидно, что важно довести эти жизненно важные сведения до дачников, чтобы они могли осознанно выбирать утеплитель для своих домов, учитывая реальные плюсы и минусы этого материала. Не секрет, что конкуренция на рынке иногда выходит за рамки джентльменских правил, из-за чего экструдированному пенополистиролу иногда приписываются неподтвержденные недостатки. Мы не будем повторять домыслы непрофессионалов, а честно и обоснованно расскажем о настоящих характеристиках этого изоляционного материала.

Настоящие характеристики экструдированного пенополистирола

Автор данной статьи не понаслышке знаком с упомянутым материалом. Проверенная информация о его свойствах была получена в Германии во время командировки, где исследовались методы применения экструдированного пенополистирола в строительстве. Также у меня имеется личный опыт использования этого материала для возведения дачных домов в прошлом (фотографии утепления фундамента выполнены во время моей работы на стройке).

Экструдированный пенополистирол – это замечательный утеплитель. Фото автора

Переход к сути

Давайте немного отклонимся от привычного порядка описания строительных материалов, который обычно начинается с их неоспоримых преимуществ, а в конце мелким шрифтом упоминаются об их недостатках. Мы поступим наоборот: начнем с самого problematic свойства и затем перейдем к действительным преимуществам этого материала.

Горючесть

При обсуждении экструдированного пенополистирола всегда звучит вопрос о его горючести. Действительно, некачественные образцы этого материала могут иметь класс горючести Г3 или даже Г4, что выделяет их как легко воспламеняющиеся. Тем не менее, за последние годы химики разработали способ поднять класс горючести до Г1 (слабогорючий), добавляя специальные антипиреновые компоненты. В случае возникновения пожара такой материал не представляет собой серьезную угрозу. Важным условием безопасного использования пенополистирола является, прежде всего, грамотное проектирование построек. Если утеплители расположены в местах, недоступных для огня, например, в фундаменте или при утеплении пола, их горючесть практически не имеет значения.

При укладке полистирольных плит в фундаменте и других конструкциях, их пожароопасные характеристики сводятся к нулю. Фото автора

В целом такие строительные конструкции считаются безопасными, так как полистирольные плиты не используются в открытом виде.

Паропроницаемость

Паропроницаемость экструдированного пенополистирола близка к нулю. Для использования в фундаменте, где необходимо гидроизолировать бетонные конструкции, это является активным преимуществом. Однако, если мы применим его для утепления внешней стороны несущей стены, стена утратит способность «дышать». Тем, кто выбрал загородную жизнь ради свежего воздуха, следует позаботиться о системе вентиляции на стадии проектирования, чтобы не оказаться под полистирольным «колпаком». То есть, паропроницаемость – это хороший или плохой показатель? На это есть грамотный ответ: если применять экструдированный пенополистирол по назначению, то его значение окажется бесценным!

Водопоглощение

Это ключевая характеристика для материалов, используемых ниже нулевой отметки, то есть в земле. Многие теплоизоляторы требуют дополнительной защиты от влаги, но не экструдированный пенополистирол. В зависимости от производителя, его водопоглощение составляет от 0,2 до 0,4% от общего объема (данные технического паспорта). Эти значения взяты из проведенных испытаний по стандарту ГОСТ EN 12087-2011 «Теплоизоляционные изделия, применяемые в строительстве. Методы определения водопоглощения при длительном погружении».

Технические параметры экструдированного пенополистирола

Однако большинству дачников, не обладающим глубокими знаниями, трудно представить, что значит 0,4%. Для образного представления: из 1 литра воды, соприкасающейся с плитой теплоизоляции, за месяц в нее впитается всего 4 мл! Это меньше объема чайной ложки! Важно запомнить: экструдированный пенополистирол хорошо справляется без дополнительной гидроизоляции, что также позволяет сэкономить средства.

Теплопроводность

Это – одно из самых сильных достоинств данного материала: теплопроводность при 25±5°C достигает не более 0,032 Вт/(м*К). Это один из лучших показателей в строительной сфере для теплоизоляторов. Например, уровень теплосопротивления 3 см экструдированного пенополистирола равен тому же, что и 56 см кладки из красного кирпича! Есть утеплители с еще лучшими показателями, но большинство из них разрабатываются для космических технологий.

Экструдированный пенополистирол является одним из лучших теплоизоляторов в строительной сфере по теплопроводности.

Пример правильного использования пенополистирола

Сегодня экструдированный пенополистирол ПЕНОПЛЭКС® активно применяется в дачном строительстве. Эта марка на российском рынке встречается чаще всего. Рассмотрим утепление пола в доме на винтовых сваях. Конструкция строится над вентилируемым подпольем, то есть с промежутком над уровнем почвы. Половые конструкции устанавливаются на балки, чаще всего деревянные. Среди ключевых элементов пола – теплоизоляция, к которой предъявляются высокие требования. Она должна эффективно сохранять тепло и не впитывать влагу, так как влага обладает высокой теплопроводностью; если утеплитель насыщается влагой, то теряет свои теплоизолирующие свойства и может способствовать образованию грибка и плесени.


Паропроницаемость пенополистирола близка к нулю. Фото автора

Естественно, в обилии различных утеплителей нужно выбрать тот, который сочетает два важных качества. Идеальным вариантом являются плиты из экструдированного пенополистирола ПЕНОПЛЭКС®, так как этот материал с низким коэффициентом теплопроводности и практически нулевым водопоглощением обеспечит здоровый микроклимат в нижней части дома на долгие годы. Также стоит отметить такие положительные характеристики, как биостойкость, экологичность и долговечность (как минимум 50 лет безупречной работы!).

Рассмотрим два варианта конструкции пола в доме на винтовых сваях. В обоих случаях поверх лага укладывается черновой пол из дерева. На него равномерным слоем укладываются плиты ПЕНОПЛЭКС®. Затем на утепленный слой укладывается пароизоляция, чаще всего из качественной полиэтиленовой пленки, защищающая утеплитель от водяных паров.

Влажная и сухая стяжка пола

Различия между этими вариантами определяются финишным покрытием пола. Если вы планируете укладывать плитку на цементный раствор, потребуется предварительная цементно-песчаная стяжка. Для паркетных, ламинатных или линолеумных покрытий лучше всего подойдет сухая стяжка из ОСБ-плит или других листовых материалов.

Разные виды финишного покрытия

Мы рассмотрели только один способ правильного применения экструдированного пенополистирола в условиях загородной дачи. На самом деле существует множество вариантов использования данного материала, так как его характеристики действительно уникальны. Будет интересно услышать мнения тех, кто уже оценил его качественные характеристики на практике.

  • Эффективный обогрев: практичное и недорогое решение для утепления основания теплицы
  • 6 необычных способов применения утеплителя на даче

Это может быть полезно:

  • Как утеплить внешнюю стену бревенчатого оштукатуренного дома минеральной ватой с последующим штукатурением?
  • Как утеплить бетонный пол: выбираем материалы
  • Утепление загородного дома от А до Я

66 комментариев 19 благодарностей за статью 17 добавлено в избранное 34,477 просмотров

Поделиться ссылкой

Копировать ссылку

Автор статьи:

Олег Санько, Московская обл. 15 октября 2018, 12:05

Сказать спасибо! Вы поблагодарили 9658

Добавили статью в избранное

Добавить в избранное

Комментарии ( 66 )

8 ноября 2019, 09:50

Добрый день, Роман. Нужна ваша помощь в выборе теплоизоляционного материала для пола на первом этаже. Мы живём в Самарской области. Фундамент, цоколь и перекрытия уже готовы. Теперь необходимо определиться с утеплением по пустотным панелям. В интернете наткнулась на таблицу для Самары с рекомендацией по толщине экструзии — 130 мм. Думаю, подложить «Пеноплекс фундамент» толщиной 100 мм, а сверху для дополнительной прочности и тепла — керамзитобетон толщиной 100 мм, с армирующей сеткой сверху. Мне кажется, этого будет достаточно. Кстати, не уточнила, под плитами у нас холодное пространство высотой 1100 мм (это не подвал, так как фундамент свайный и ростверк практически на уровне земли). Также обратила внимание на плиты XPS CARBON ECO, что из них будет лучше? Какие рекомендации можете дать? С уважением, Альбина Буякова.
Пока так.

8 ноября 2019, 10:31

Я утеплил отмостку с использованием пеноплекса, и если бы я раньше его узнал, то сделал бы всё так, как вы описали. О других вариантах ничего не знаю. Но так как я не эксперт, не могу давать советы. То, что я знаю, — это общие вещи. Возможно, Олег Санько сможет пояснить больше, так как у него есть экспертный знак.

8 ноября 2019, 10:36

Снова старость дает о себе знать… Я и хотела спросить Олега, но ваше имя попалось на глаза… Прошу прощения. Придётся писать заново.

3 февраля 2020, 21:50

Добрый вечер, Альбина! Еще раз подтверждаю, что не видел ничего более профессионального и последовательного, чем ваша фотодокументация строительства нулевого цикла и перехода в цоколь на наших страницах.
К тому же, что вы приобрели термоблоки — это просто прекрасно. Догадываюсь, что они из местного завода, верно?

4 февраля 2020, 18:10

Добрый вечер, Олег. Самара находится в 100 км от нас, так что, вероятно, блоки действительно самарские… Слышал мнение, что чебоксарские лучше, но это далеко, да и не факт. Для нашего 1.5-этажного дома прочности должно хватить от любых! Из всего, что я прочитала и услышала, поняла главное: в этих блоках нужно перекрыть любое движение воздуха между ними, как по вертикали, так и горизонтали, и вертикальные стыки тоже нужно герметизировать как снаружи, так и внутри. Мы будем следить за процессом и, возможно, что-то сделаем сами… Обычно не остаёмся в стороне… Сейчас работаю над чертежами… Проект был разработан под кирпич. Чтобы на месте быстрее продвигаться, хочу подготовить примерные раскладки. Конечно, не всё учтёшь…

4 февраля 2020, 21:17

Спасибо, Альбина, что держите меня в курсе своих строительных событий. Признаюсь, мне приятно общаться с таким образованным собеседником. У меня к вам вопрос — на какой материал собираетесь укладывать блоки? На строительный раствор или клеевой состав? Отправляю вам два снимка с последнего объекта, где я частично участвовал, с использованием термоблоков. «Наши» работы (Фото №1) на тот момент учились укладывать для них ещё незнакомые стеновые материалы из поризованной керамики. После 8 или 9 ряда они перешли на клеевой раствор. Да, это блоки длиной 510 мм. На втором фото — внешний вид фасада этого дома после завершения штукатурных работ. Больше дом не утеплялся.
Укладка термоблоков

Коттедж площадью 450 кв. м.

5 февраля 2020, 10:33

Здравствуйте, Олег. Пока не определились с выбором, в голове крутятся оба варианта, также рассматриваем добавление перлита в раствор. (Так говорят.) Недалеко от нас строят коттеджный посёлок с использованием таких блоков. У них есть опыт. В ближайшее время обсудим все нюансы, в том числе и про сетку, чтобы раствор не уходил в пустоты и… и… Этот дом вышел интересным и большим. Мы не планируем что-то подобное.

5 февраля 2020, 12:55

Добрый день, Альбина! Я сейчас на службе, а вечером с домашнего компьютера отправлю вам фотографии с нейлоновой сеткой, о которой вы упомянули. Этот дом был спроектирован площадью 450 квадратных метров. К сожалению, хозяин столкнулся со здоровьем, и строительство было приостановлено.

8 ноября 2019, 10:44

Олегу Санько. Прошу прощения, писала вам, а имя Романа попалось на глаза, и вопрос был адресован ему… Чтобы не переписывать всё заново, посмотрите, пожалуйста, моё сообщение выше с фото фундамента. Ещё раз прошу прощения.

8 ноября 2019, 11:44

Добрый день, Альбина! Не стоит извиняться. Честно говоря, не за что.
У меня к вам вопрос: есть ли проект вашего дома, или только этажные планы? Этот вопрос важен. Поскольку у вас не решён узел перекрытия подвала и организация напольного пирога, то в дальнейшем могут возникнуть сложные проблемы. Или проект уже готов, а вы хотите сделать что-то своё?
На фото я наблюдаю тёмные горизонтальные полоски ниже и выше кирпичной кладки. Прошу уточнить, что это? Мне есть предположения, но мне интересно услышать ваш ответ.
Что касается организации вопросов с полами.
В указанной статье приведены два варианта со схемами возможного устройства перекрытия подвала. Не вижу нужды искать что-то третье.
Полностью поддерживаю вашу идею относительно укладки плит экструдированного пенополистирола.
Так как продукция бренда ПЕНОПЛЕКС заполнила все строительные рынки страны, то со временем становится нарицательным именем. Так же, как и слово КСЕРОКС, которым называют любой копировальный аппарат, даже если он выпущен другим производителем. 100 мм под ногами будет вполне достаточно для тёплого пола.
Что касается керамзитобетона, то в данном случае это абсолютно излишне. Выгоду от этого мероприятия получат только производители керамзитобетона.
Теперь о возможностях, которые скрыты от взгляда простых дачников. Рассказываю о достижениях необычного человека. У него перекрытия первого этажа выполнены так же, как и у вас — из пустотных панелей. Чтобы отапливать дом, он частично использует модные ныне (и вполне заслуженно) котлы типа Булейран. Он отапливает его твёрдым топливом, считайте, дровами. По стандартным трубам от котла поднимается тёплый воздух. Так вот, этот человек направил поток горячего воздуха (через отдельные трубопроводы) в отверстия пустотных перекрытий. Таким образом, он создал тёплый пол весьма необычным образом. Если вам будет интересно, могу предоставить ссылку на статью об этом.

8 ноября 2019, 13:16

Разрешите заметить, что торцы плит, особенно когда на них будет опираться конструкция, необходимо по технологии заполнять раствором. И точно никто из создателей плит не предполагал, что внутри будет проходить тёплый влажный воздух в больших объемах. Конечно, если прошло 20 лет и всё в порядке, то можно надеяться, что это безопасно. Но, возможно, стоит позвонить производителю плит и выяснить его мнение по этому поводу. Мне бесплатно рассказали все особенности стандартного использования.
Кроме того, немаловажен и сам факт термического расширения блока при нагревании и охлаждении. Даже если это происходит всего несколько раз в год, поскольку отопление используется периодически.

8 ноября 2019, 14:00

Добрый день, Роман! Всё, что вы написали выше — абсолютно верно, и я полностью согласна с вашими словами. Но…
То, о чём я рассказала Альбине, не укладывается в привычные рамки, определенные ГОСТами. Поскольку речь идет об исключительно одаренной, разносторонней личности. Примерно в 1985 году он получил звание лучшего по специальности в сфере строительства материалов Московской области. В то время он шил жене зимние пальто и модные брючные костюмы. Уверена, вам будет интересно прочитать короткие заметки о его личном доме, который он построил самостоятельно. Кроме использования пневмоколесного крана для установки этих самых пустотних панелей перекрытий.
Как построить коттедж в одиночку: от идеи до реализации
Что касается влажности воздуха от горячей печи, предполагаю, что она близка к минимальной.

8 ноября 2019, 14:06

Спасибо за ссылку, прочитаю. Здесь, вероятно, больше речь о тепловом расширении, которое, возможно, превышает расширение прилегающих поверхностей.

8 ноября 2019, 14:40

Что касается проекта дома — я разработала его самостоятельно. Опыт в проектировании колоссальный… с института и до пенсии+. В те давние времена всё было проще — СНиП с изображениями и таблицами… Сейчас много новых материалов, а информации… каждый продавец хвалит свою продукцию… вот и приходится искать знающих специалистов. Касательно керамзитобетона — стяжка всё равно необходима и не менее 50 мм, а тонкая сетка также нужна… с учетом тех 130 мм из рекомендаций, у меня и получилась толщина 100 мм керамзитобетона. Тёмные полоски на фундаменте — это гидроизоляция — мои мужчины перестраховались и сделали её и по ростверку, и по цоколю. Я повторно прочитала статью — всё доступно и понятно. Сомневалась только в толщине утеплителя. За счёт отопления с помощью такого котла… тогда, возможно, перекрытие лучше утеплить снизу… Я, конечно, подскажу сыну эту идею. То, что дрова — это не «очень», конечно, проще открыть кран с газом… А ссылку будет интересно прочитать… Большое спасибо за участие и ваши советы. С уважением, Альбина.

8 ноября 2019, 16:41

Добрый вечер, Альбина! Уважая ваш опыт в строительстве, не комментирую первую половину вашего письма. Зачем одному профессионалу учить другого? Хотя остаюсь при своём мнении — керамзитобетон не обеспечит защиту от холода. Многие наши читатели высоко оценили бы ваши фото всех этапов строительства, если бы вы опубликовали их здесь или в отдельной статье. Разумеется, я догадывался о чёрных «полосках», но то, что вы позаботились о двух уровнях гидрозащиты — это отлично. На какую высоту планируете строить? С интересом буду следить за вашим проектом. Какой стеновой материал планируете использовать? А крыша?

9 ноября 2019, 15:21

Здравствуйте, Олег. Я пыталась отправить сообщение, но что-то пошло не так. Хороший совет всегда будет полезен. Мой сын, который хочет заняться строительством дома, ему 29 лет, стремится сделать все на высшем уровне. А мой муж — ярый противник любых синтетических материалов, включая пенополистирол. Я тоже поддерживаю экологические идеи, но надеюсь, что выделения будут минимальными. Он утверждает совсем другое. Конечно, можно прибегнуть к обычным методам, например, засыпать керамзитом и сделать стяжку, однако меня беспокоит, что 200 мм может не хватить — все-таки подполье может быть довольно холодным. Надо будет сделать расчеты. Что касается нашего дома: у нас фундамент из буронабивных свай и ростверка; 1,5 этажа, стены из блоков «КЕРАКАМ»38 термо, а снаружи — облицовка кирпичом; пока выбрали крышу «ШИНГЛАС». Фотографий у нас очень много, мы все фиксируем для истории… Я выберу подходящие и отправлю вам.

10 ноября 2019, 09:43

Доброе утро, Альбина!
Вчера я «настраивал» керамзит, а только что увидел письмо от Ирины Шкут из Орска.
Что лучше — теплый пол или радиаторы?
Сейчас в Москве 9 часов 42 минуты, а время на ее посте показывает, что она написала это всего 3 часа назад. В тексте упоминается, что ей пришлось убрать керамзит с огорода из подвала.

10 ноября 2019, 11:35

Олег, к тому же, не только над трубками теплого пола был керамзит, но и под черновой стяжкой. Муж просто пережил проваливание по колено в эти шарики. Все это пришлось убирать.

Безобразие под теплыми полами. Бетонные плиты приходилось выковыривать даже из керамзита, который был засыпан под черновым полом.

10 ноября 2019, 12:23
Пенополистирол, похоже, так.
10 ноября 2019, 12:51

Как я помню, когда я делал себе, читал, что керамзит полезен при слое от 30 см, и именно так и поступил. Сравнить не с чем, возможно, стоило провести эксперимент и положить полистирол в одной из комнат. На полу у меня ламинат, линолеум и плитка. Под плиткой — теплый пол. Зимой не так уж холодно, ходим без тапочек.

1 февраля 2020, 20:48
Добрый вечер, Альбина! Как продвигается ваше строительство? Прекратили работу до весны? Спасибо.
3 февраля 2020, 18:15

Добрый вечер, Олег. Да, строительство сейчас под снегом (вы не представляете, его еще много!). Мы в это время занимаемся тем, что выбираем и закупаем… Вот оплатили керамические блоки и лицевой кирпич, а сегодня заказали перемычки. Готовимся к весне… Нам нужно будет разместить большое количество кирпичей и блоков… Участок далеко не пустой. Придется пожертвовать частью огорода… Я буду держать вас в курсе всех событий…

9 ноября 2019, 17:50

Добрый субботний вечер, Альбина!
Разумеется, 200 миллиметров для керамзита — это практически ничего. За те годы, что я работал на нашем сайте, приходило много писем от дачников, которые не получили ожидаемого от керамзита.
После трагического пожара в пермском кабаке «Хромая лошадь» восемь лет назад, экструдированный пенополистирол занял свою нишу. Он должен быть замурован в бетон (стяжке), что исключает доступ кислорода для его горения. По поводу КЕРАКАМ 38 предполагаю, вы собираетесь приобретать его на заводе в Самаре. В итоге термическое сопротивление ограждающей конструкции составляет около 2,6 м2 х С, что близко к желаемым «трём», надеюсь, у вас не будет замерзания.
Об одной тонкости, с которой, возможно, столкнетесь и вы. Пишу это потому, что вижу, что в вашем садовом кооперативе достаточно плотная застройка. Поясню ситуацию, с которой столкнулся наш коллектив на последнем объекте до выхода на пенсию. Очень тесная застройка старого московского поселка не позволяла подъехать длинномерной «шаландой», которая подвозила нам высокопоризованную крупноформатную керамику №51 от компании Braer.
Пришлось арендовать отдельный грузовик с подъемной стрелой, который смог «проскользнуть» по узким поселковым дорогам. Это значительно увеличило транспортные расходы. Удачи вам, коллега!
Если ваш муж, Альбина, не сторонник синтетики, то нам придется отложить выбор «ШИНГЛАСа». Это действительно — чистая химия.

Перегрузка крупноформатной керамики

10 ноября 2019, 13:12

Здравствуйте, Олег. Мы до сих пор в раздумьях. 38 керамических блоков бывают разные — «термо», «супер термо» (кайман). Последние уже использовали в нашем районе — говорят, что они теплые, но очень хрупкие, однако для 1,5 этажа прочности должно хватить. Если перейти на 44 блок, то у них нет «термо», то есть тепло, вероятно, не будет. Одни дилеры рекомендуют «кайман», другие уверяют, что 38 термо вполне достаточно… По проекту и расчетам института термическое сопротивление каймана 3,56, что больше чем 3, а для 38 термо данных нет, хотя подробный расчет есть… Попробую пересчитать, может получится. А вы слышали какие-то отзывы об этих блоках? С транспортировкой материалов у нас проблем не возникло… У нас не дача, а село, улица широкая, и на участке, хотя и поуже, кирпич привозили опытные водители, все прошло успешно! Я согласна с вами, что «шинглас» вероятнее всего — мазут и прочее…, но он на улице, вопрос еще не решен.

Вот моя деревня и родной хозблок.

10 ноября 2019, 14:55

Добрый воскресный день, Альбина!
Честно говоря, у меня нет особого расположения к №38. Но это — лишь мое личное мнение. Когда все носят костюмы, я надеваю плащ, когда все в плащах — надеваю пальто, когда все в пальто — я надеваю старую дубленку. Предпочитаю гарантированное тепло.
Те конструкции, которые были созданы, были из 510 блока. Плюс еще половина кирпича облицовочного. Мы радовались, когда вышли на «тройку». Что касается отзывов…
Не могу высказывать непроверенные мнения. Ни за, ни против. Искренне желаю вам удачи. Я с интересом буду следить за вашим проектом, надеюсь, здоровье не подведет. Счастливо.

10 ноября 2019, 17:27

Что на фотографии: это только начало строительства или уже есть результаты после зимнего отопления? Сравнение между рассчитанными теплопотерями и затраченными на отопление ресурсами может дать представление о справедливости расчетов. У меня примерные расчеты затрат на отопление газа соотносятся с затратами с точностью примерно 10%. Значит, производитель минеральной ваты не обманул, поскольку крупнейшая часть теплосопротивления на ней. Тут не учитывается КПД и прочее, но все же это дает общее представление.

10 ноября 2019, 18:53

Добрый вечер, Роман! На фотографии примерно 4 месяца строительных работ. Информацией о эксплуатации сооружения не обладаю.

11 ноября 2019, 13:16

Здравствуйте, Олег, снова понедельник! Да, тепло — это прекрасно! Вчера с сыном еще раз все проверили, пересчитала стены с 44 блоком и кирпичом, получили 3,8. Единственное, что беспокоит — теплопроводность этого блока 0,128, даже у термо она 0,15. На всех сайтах одинаковые данные. Пока решились на 44. Плохо только одно: финансы не копятся на все эти приобретения. Обещала вам фотографии — вот наша стройка:
Разбивка. 2016.06

Отверстия под буронабивные сваи Н-2,0. По периметру и средний ряд с уширением (пятой)

Все готово к приему бетона

Решили бетонировать насосом… Наши помощники из Таджикистана так работали, видимо, впервые

И заливаем и вибрируем.

Вот и опалубка снята.

Фундамент, ну как сахарный!

Помощь из Таджикистана.

2018 г. Монтаж плит перекрытий

2018 г. По плитам сделали стяжку для лучшей зимовки…

Вид из кухонного окна, которого «пока» нет!

11 ноября 2019, 13:21

Как увлекательно наблюдать за строительством! Конечно, я не принимаю участия, а лишь наблюдаю.

11 ноября 2019, 13:25

Отлично и грамотно. Все супер! Спасибо, Альбина, за такой ценный обмен. Можно использовать эти фотографии в тематических статьях на нашем сайте с обязательным указанием автора?

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ