Стоит ли сажать томаты без рассады?

Стоит ли сажать томаты без рассады?

67
0

С началом весны многих садоводов охватывает радость и тревога. Как разместить рассаду томатов на подоконниках? Успеем ли организовать досвечивание для сеянцев? Как поддерживать нужный температурный режим? Как рассадить растения и подготовить их к высадке на балкон для акклиматизации?

Томаты можно сажать и без рассады

Не кажется ли вам, что заботы о томатах слишком обременительны? Упорный труд над урожаем порой приводит к разочарованию в дачном деле. А что, если сразу посеять семена в открытый грунт и избавиться от множества хлопот?

Преимущества безрассадного метода

Опытные садоводы, которые ценят свое здоровье, уже давно поняли, что в период весенних посадок не нужно так сильно стараться. Это особенно касается томатов, которые традиционно занимают много места на подоконниках. Хотя любовь к растениям не мешает искать более простые решения.

Следуя нескольким простым рекомендациям, можно успешно высаживать семена прямо в грядку. Идеальный вариант — это теплица: столько хлопот станет меньше. Однако даже на открытом воздухе можно организовать процесс так, чтобы насладиться «ленивым» методом.

Некоторые садоводы предпочитают сажать томаты прямо в землю

Снижение трудозатрат

Именно этот момент подталкивает дачников попробовать безрассадный способ. Отпадает необходимость готовить субстрат с осени и искать место для его хранения. Используете ли вы покупной грунт? Забудьте о лишних расходах. Тоже касается и рассадных контейнеров и ящиков.

Теперь не придется беспокоиться о нехватке места на подоконниках. Не нужно будет загромождать окна дополнительной мебелью, которая могла бы вместить все рассадные растения. А как насчет досвечивания? Сколько усилий требуется, чтобы обеспечить семенам нужный свет! А пикировка? Сколько времени и сил она у вас забирает!

Пикировка — это действительно утомительный процесс!

Отказавшись от рассады томатов, вы не будете мерзнуть с растениями в одной комнате. Следите за температурой? Тогда каких результатов вы могли бы достичь! Разве не доставляет хлопот закаливание рассады перед высадкой? Нужно «выгуливать» сеянцы на свежем воздухе, начиная с 1-2 часов, потом 3-4 и так далее. Устаете ли вы каждую день переносить стаканчики с растениями наружу и обратно?

Если у вас частный дом, и огород рядом, вам повезло. Для городских дачников далеко не просто забирать рассаду до своего участка. Сколько хлопот возникает при перемещении нежных растений через городские пробки и по дачной грунтовке с ее ухабами!

Неосторожная перевозка может уничтожить все ваши старания

Долгий сезон помидоров

Если вы не хотите совсем отказаться от выращивания рассады, а намерены лишь частично разгрузить себя и свои подоконники, вы сможете значительно продлить период сбора сочных помидоров. Томаты, выращенные из рассады, начнут плодоносить первыми, а безрассадные растения унаследуют эстафету немного позже.

В сентябре и августе, если погода играет на стороне, грунтовые растения продлят сезон сбора урожая. Если к тому же выбрать лежкие сорта и гибриды, можно наслаждаться свежими помидорами вплоть до поздней осени (при условии правильного хранения плодов).

Грунтовые томаты способствуют продлению сезона сбора урожая

Более щедрый урожай

Обеспечив достаточное количество света и приучив растения к суровым условиям, безрассадные томаты растут крепче и выносливее. У них стальной характер и высокая устойчивость к болезням. Пикировать и пересаживать не нужно, значит, корневая система постоянно развивается в течение сезона, достигая иногда глубины 1,5-2 метра. У них крепкие стебли и хорошо развитый листовой аппарат.

Эти крепыши способны самостоятельно добывать влагу из почвы и не нуждаются в таком частом поливе, как их «рассадные» собратья, которые повреждаются во время пересадки. К тому же, грунтовые растения более устойчивы к болезням, что является следствием их высокого иммунитета. Как вы думаете, какой урожай подарят крепкие, здоровые кусты? Конечно, отличный!

Грунтовые томаты дают богатый harvest!

Если вас заинтересовала эта идея, загляните в наш интернет-магазин, где представлены семена для посева в грунт.

Томат Жигало Оранжевый, 10 шт. Томаты Частных Коллекций 108 руб
seedspost.ru
Томат Ролекс F1 Элит мини, 20 шт. Профессиональная упаковка 221 руб
seedspost.ru
Томат Перун F1, 10 шт. Семена от автора 39 руб
seedspost.ru
Томат Перцевидный, 0,1 г Кольчуга 23 руб
seedspost.ru

Недостатки

К сожалению, у этого способа есть и свои недостатки. Но они могут показаться относительными. Для одних дачников они не станут препятствием, а для других — поводом с еще большим упорством заниматься выращиванием рассады на подоконнике.

Ограниченный выбор сортов

Томаты гурманы уверяют, что самые вкусные помидоры, как правило, дают среднепоздние и поздние индетерминантные сорта и гибриды. Это крупноплодные салатные томаты с сочной и мясистой мякотью, которые всем нравятся. Но для безрассадного метода нужно выбирать детерминантные и низкорослые скороспелые сорта, которые дают урожай в ранние сроки. Чем меньше вегетационный период у сорта, тем выше шансы на получение плодов на корню. Кроме того, желательно, чтобы высаживаемые сорта обладали высокой холодостойкостью и устойчивостью к стрессам.

Для безрассадного метода подходят низкие скороспелые сорта

Скороспелые сорта обычно приносят менее вкусные и мелкие плоды, что может не устроить требовательных дачников. Но если вам не важен вкус или вы планируете использовать большинство плодов для консервирования, этот недостаток обойдет вас стороной. Кроме того, «домашние» помидоры будут предпочтительнее магазинных «резиновым» овощам.

Повышенные риски

Урожай грунтовых томатов сильно зависит от климатических условий текущего сезона. Если решите рискнуть и высадить семена в теплице, то вы не только сможете сеять раньше, но и защитите растения от холодов — как весной, так и осенью.

В открытом грунте ситуация сложнее. Это особенно актуально для садоводов северных регионов, где короткое лето может не дать возможности собрать урожай даже с раннеспелых сортов. Жителям средней полосы и южных районов, наоборот, проще. В последние годы август и сентябрь радуют солнечной погодой, поэтому шансы на хороший урожай безрассадных томатов возрастают.

Урожай грунтовых томатов зависит от погодных условий

Поздний урожай

Здесь все достаточно просто. Выращивая рассаду на подоконнике, вы сокращаете время, которое растения проводят на грядке. В случае посева семян сразу в грунт, томатам предстоит пройти весь вегетационный период на открытом воздухе. Так как высадка возможна только при наступлении благоприятных условий (что случается позже, чем посев семян для рассады), ожидание сбора урожая от грунтовых растений может затянуться. Как вам такая перспектива?

Технология посева

Чтобы ускорить сбыт урожая с безрассадных томатов, опытные садоводы применяют различные методы. Рассмотрим некоторые из них при посеве семян в открытый грунт.

Подготовка грядки

Основное требование для безрассадного способа культуры томатов: семена необходимо сеять только тогда, когда температура почвы достигнет как минимум +14…+15 градусов Цельсия. Когда это произойдет каждый год, могут сказать только метеорологи.

Сажайте семена в прогретую почву

Чтобы поскорее приступить к посевной, опытные садоводы готовят грядку за 1-2 недели до высадки, перекапывая почву и добавляя удобрения. Затем обрабатывают почву горячим раствором медного купороса (1 ст. ложка на 10 литров воды) или крепким раствором марганца. Поверхность грядки стоит накрыть черной пленкой, чтобы «согреть» почву под солнечными лучами весной.

Более эффективный способ — это подготовка теплой грядки, которую нужно создать еще осенью. Интересные материалы по этому поводу вы сможете найти в публикациях «Как сделать теплую грядку своими руками» и «Теплая грядка для южных регионов».

Посев семян

Когда почва прогреется до нужных температур, следует создать лунки с расстоянием 40-50 см, увлажнить их и поместить 2-3 обеззараженных семени в каждую, засыпая на 1-1,5 см. Для ускорения прорастания и повышения иммунитета ростков семена можно сначала обработать, а затем замочить в растворе «Эпина», «Энергена», «Циркона» и подобных препаратов.

Для обеззараживания семян можно использовать раствор марганцовки

При этом черную пленку можно не убирать: в ней достаточно сделать крестообразные разрезы на нужном расстоянии, подвернуть края и высадить семена. Этот метод поможет сохранить тепло в почве и предотвратить рост сорняков.

Укрытие растений

Чтобы уберечь нежные всходы томатов, которые требуют тепла, опытные садоводы сразу после посева семян используют 5-литровые пластиковые бутылки с удаленным дном, размещая их над каждой ямкой. Как только всходы проросли, пробки убирают, а в случае надвигающихся заморозков закручивают обратно.

На начальном этапе растения томатов находятся в бутылках

Также на «бутылочной» грядке устанавливаются дуги, которые накрывают пленкой или агроволокном. С одной стороны укрытия материал закапывают, а с противоположной стороны по краю пленки фиксируют деревянную планку, что значительно упрощает вентиляцию парника. В некоторых случаях будет правильным использовать как бутылки, так и пленку для дополнительной защиты, в других же случаях достаточно одного из этих методов в зависимости от временных рамок посева и климатических условий.

Когда появляются всходы, в каждой лунке оставляют только самый крепкий росток, остальные следует удалить. С наступлением тепла сначала убирают бутылки, поскольку растениям в них становится тесно, а затем и пленку (агроволокно).

Укрытия снимаются при стабилизации температур

В дальнейшем уход за этой культурой производится стандартным образом с ожиданием созревания плодов. При правильном уходе и доброй погоде, корнеплодные томаты могут принести два результата одновременно — уменьшить усилия, затраченные на выращивание, и обеспечить достойный урожай.

Если погода в конце сезона оказывается неблагоприятной, садоводы снова устанавливают дуги и укрывают их пленкой; либо снимают недозревшие плоды и помещают их для дальнейшего дозревания в помещение. Другой вариант — приготовить вкусные зимние заготовки из зеленых томатов. Рецепты можно найти в статье «Заготовки на зиму из зеленых томатов — 6 проверенных рецептов».

Урожай из грунтовых томатов станет отличной поддержкой осенью

Дорогие читатели, задумались ли вы над тем, чтобы вырастить томаты без использования рассады? Как вы думаете, стоит ли овчинка выделки? Или, возможно, вы уже давно применяете эту технологию и знаете ее плюсы и минусы на собственном опыте? Поделитесь своим мнением в комментариях.

  • Упрощенный способ выращивания томатов без лишних усилий и затрат
  • Томаты без рассады
  • Как вырастить рассаду томатов
  • Томаты от семени до взрослой рассады
  • Выращивание рассады томатов по методу Галины Кизимы
  • Как правильно проводить пасынкование помидоров
  • Методы выращивания помидоров: размышления об опыте известных садоводов
  • Особенности формирования детерминантных томатов в открытом грунте
  • Как ускорить созревание томатов

Статья размещена в разделах: томаты, выращивание, способы, статьи, сад и огород
54 комментария 24 спасибо за статью 6 в избранном 62123 просмотра
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Ирина Кудрина Воронеж 5 апреля 2019, 09:21
Сказать спасибо! Вы поблагодарили 3011
Добавили статью в избранное
Добавить в избранное
Комментарии (54)
5 апреля 2019, 10:20

Этот способ вряд ли подойдет для Подмосковья. Честно говоря, не вижу, как посадка томатов безрассадным методом может упростить процесс. Это подразумевает постоянное присутствие на даче, чтобы быстро реагировать на изменения погоды. Необходимо накрыть бутылками, добавить утепление, если температура снизилась, а затем снова убрать, если внезапно потеплело. Лично я не заморачиваюсь с рассадой дома. У меня нет подсветки или удобрений, я просто ставлю семена и они растут. Да, пикировка — это удовольствие, но проблема с пространством постоянная. Пробовала безрассадный способ, сажая в теплице в начале апреля, и согласна, что такие кустики крепче. Но они цветут позже, и в нашем климате мы не всегда успеваем получить урожай. А собирать зелёные томаты не вижу смысла.

5 апреля 2019, 10:47
Наташа, спасибо за вашу мысль!
5 апреля 2019, 10:57
Благодарю.
8 апреля 2019, 14:48
Статья понравилась.
5 апреля 2019, 13:18

Соглашаюсь с вами, Наталья. У вас хотя бы южнее, а мы в условиях периодических дождей и облачности. Конечно, на юге вырастить легко. В прошлом году у меня в теплице сами по себе выросли два куста помидоров, и даже в отличный летний сезон они не успели созреть. А я вообще не вижу никакого смысла в пикировке, когда есть стол и стул дома.

12 апреля 2019, 13:23

Сегодня на улице +20, я выехала на дачу и посеяла несколько пакетов помидоров и капусты. Установила дуги и накрыла пленкой, а в некоторых местах оставила места для воздуха. В середине мая поставлю их в основное место. Плоды будут в августе-сентябре. Эта рассада будет крепче, чем та, что я растила дома с марта, и помидоры созреют на две недели раньше.

9 января 2023, 20:13

Привет, соседи! Какие штамбовые сорта томатов вы порекомендуете для безрассадного метода в нашем регионе?

10 января 2023, 07:59

Здравствуйте. Специально не выделяю сорта для раннего грунта. Чаще всего это раннеспелые или мелкие помидоры для засолки. Если своих семян нет, покупаю в самарском ЛПХ «Песчаная глинка». У них сорта как в советские времена. У них есть сайт и группа в «Одноклассниках». Почти вся их линейка сортов у меня есть.

5 апреля 2019, 11:49

Помню те времена, когда помидоры были вечнозелёные! Всё что мариновали — были зелеными. И своих не было, и окон не было!

5 апреля 2019, 13:47

У меня самосевные петунии очень устойчивы и только морозом их победить можно. Если не выдергивать, они заполнят клумбу. Хотя цветок с «родителями» вырастает только с сиреневыми оттенками!

5 апреля 2019, 13:49
Вы, южане, не знаете, что такое трудности)))
5 апреля 2019, 13:42

Мне идея роста без рассады понравилась. Мой огород рядом, и хотя рассада посажена в стандартных контейнерах, я все равно пробую посеять хотя бы парочку в теплицу, чтобы минимизировать работу с утеплением. Да, придется докупить семена, так как у меня в основном индетерминантные, а скороспелок нет.

8 апреля 2019, 16:17

Я пробовала, но лучше сажать позже, когда земля хорошо прогреется, или подготавливать грядку с подогревом. К тому же, если август и сентябрь будут жаркими, нужно дождаться спелых плодов. Лучше я займусь рассадой, это всё же не сложно.

5 апреля 2019, 20:34

Иногда я сажаю томаты таким способом — это моя третья волна посева в открытый грунт. Сею под агроволокно и пленку с 6 по 11 апреля (встречала даже необходимость накрыть пленкой и спанбондом для предотвращения заморозков в середине апреля). Да, я предварительно прогреваю грядку, устанавливая дуги и теплоизоляторы за неделю до посева.

Мой чернозем не проливаю, так как болезни кроме фитофторы не беспокоят — она всё равно наступает. Но это рассадная грядка — потом пересаживаю растения.
Сажаю так периодически, так как погода разная, а семена тоже не всегда одинаковые.

Во-первых, действительно важна погода — +14..+17°C — только тогда это работает, а при +5..+7°C, как в эти дни, это бесполезно;
Во-вторых, использую свои семена и остатки покупных (если уже собрала нужные из этих сортов). В-третьих, обращаю внимание на сроки созревания — использую сорта до среднеспелых, чтобы они успели вызреть на кусте, так как не собираю недозревшие плоды.

Конечно, это всё актуально для нашего региона (например, на 100 км южнее Воронежа), а на севере — вряд ли стоит экспериментировать, имхо))
Преимущества: действительно крепкие и закаленные растения; освобождение места дома для других культур. Никаких других плюсов не вижу)).

6 апреля 2019, 10:12

Мы почти соседи. Я не раз сажала в открытый грунт и была удивлена, как хорошо выросли растения — они действительно крепче. Но был год с холодной весной, и пришлось вернуться к рассадному методу. Теперь делаю так, боюсь рисковать — погода стала совсем непредсказуемой.

6 апреля 2019, 22:11

Я, как южанка, практически всё в этом году выращиваю через рассаду, так как улитки не оставляют шанса на жизнь для молодых побегов. А ведь я не могу жить на даче, чтобы всю ночь охранять их.

7 апреля 2019, 16:59

Да, о таком методе можно только мечтать. У нас на Урале в конце августа часто бывают заморозки, так что с такой технологией можно остаться совсем без урожая.

7 апреля 2019, 17:39

Я не высевала, но в начале июля неожиданно обнаружила четыре растения, которые каким-то образом появились сами по себе. Из всего выбрала одно — самое крепкое. Когда наступил сентябрь, после легкого заморозка 26 августа до -1 градуса, я собрала плоды в зеленом состоянии. Одно из них успело покраснеть, остальные, к сожалению, сгнили. Тем не менее, я собрала семена с покрасневшего плода и посеяла их на рассаду в этом году и высадила в теплицу.

Вот вам зимостойкий сорт томатов — шуточка!

Среди бутылок с водой, накрытых пленкой, и прочих емкостей для воды, растения отлично себя чувствуют, хотя однажды температура на улице опустилась до -16. Однако у нас в Воронеже замечательное солнечное освещение, это все же южная широта. К тому же, грядки достаточно высокие, под ними лежит пенопласт.

9 апреля 2019, 06:36

А пенопласт не крошится? Я вот переживаю, что как копну лопатой или вилами, так все эти крошки смешаются с землей.
У нас никогда не использовали пенопласт, вместо него часто применяли древесные опилки, кору от бревен и навозную подстилку. А как вы защищаете пенопласт, что он не разрушается? Я не могу его видеть — столько мусора от него остается. Лучше использую упаковки из пенопласта для утепления, укладывая их между деревянными потолками в животноводческих помещениях на пароизоляцию, чтобы даже если мыши погрызут, мусор вниз не упал.
Этот пенопласт, он ведь не опасен, да? Никаких вредных испарений?
Но мы живем более южнее, так что, возможно, у вас климат похолоднее. Все-таки предпочел бы использовать навозную подстилку, она хорошо греет, а пенопласт… Я считаю, что это вредный и сильно загрязняющий материал.

9 апреля 2019, 09:35

Пенопласт в одной теплице засыпан на глубину 60 см, а в другой — на 70 см. Сначала на дно постелили пленку, затем положили пенопласт и снова накрыли пленкой, обшив и боковые стороны. В ящики насыпали опилки высотой 20-25 см, а сверху — землю с перегноем. Мы этим занялись в течение полутора сезонов. Боковые стороны теплиц были сделаны из бывших рам, а крыша была накрыта поликарбонатом. Сын два года уговаривал купить полностью поликарбонатную конструкцию, на третий год он сам приобрел и со старшим поставили. И оказалось, что в поликарбонатной теплице теплее (земля прогревается раньше до 10-12 градусов), а в прошлом году, экспериментируя, я высадила 5 растений 14 апреля, а в этом году попробовала 25 марта, три растения, и они уже подросли и укоренились в теплице.
Высокие ящики

Пленка видно справа

Ждем урожай. Посев был 13 марта

Цветы распускаются и завязываются плоды

Дыня успешно прорастает, пробуем ее вырастить

Последнее редактирование 9 апреля 2019, 09:39
16 апреля 2019, 05:14
Татьяна, мне очень приятно видеть ваши усилия, и мысль о пенопласте зацепила, буду размышлять…
16 апреля 2019, 05:37

Будьте осторожны с пенопластом,
у нас в нем завелись муравьи((
В конце марта я положила листы пенопласта 50х50 см вдоль длинных сторон теплицы для сохранения тепла,
а в конце мая, убирая, ужаснулась(( они кишели муравьями,
собрала их в большие мешки и выбросила на ближайшую свалку.

16 апреля 2019, 07:27

Наталья, я понимаю, но в данном случае пенопласт используется в грунте, кстати, это техника применяется давно для утепления грунта под полами частных домов… можно на глубине 30-40 см использовать пеноплекс, однако здесь нужно все тщательно продумать…

16 апреля 2019, 08:35

Александр, я не спорю, у всех свой климат и ландшафт,
мы практически находимся в кедровом лесу, рядом смешанный лесок в 1,5 км,
поэтому у нас муравьям в огородах раздолье((
Это же не они к нам пришли, а мы просто отвоевали у них место обитания))

16 апреля 2019, 10:33

У нас поле, но муравьи везде. Кирпичный штабель стоял полтора года, и когда я стала извлекать кирпичи, обнаружила там муравейник, они заделали землю и построили многоэтажный муравейник.
А эти ящики работают с 2009 года.

16 апреля 2019, 11:08

30-40 см действительно недостаточно для корней
Даже на глубине 70 см корни находятся на пленке

16 апреля 2019, 11:37

Татьяна, глубина корней томатов зависит от агрономической техники их выращивания,
если при пикировке прищипнуть томаты, то корневая система будет мочковато-стержневой и корень не пойдет на глубину 70 см,
а если еще и окучить растения в теплице не менее двух раз — корневая система будет максимум 50 см,
по крайней мере, у меня так. Жаль нет фото, когда осенью выдергивала томаты,
а вот если при пикировке центральный корень не прищипывать — то корень станет стержневым и может уходить на глубину почти до 1 метра,
он сам будет добывать влагу и питательные вещества,
но у нас грунтовые воды близко, особенно весной и в начале лета, поэтому я адаптировалась к такому способу выращивания.
Минус в том, что томаты очень рано спеют и прекращают вегетацию,
соседи еще собирают зеленые, а у нас в теплице уже красные,
но есть и плюс — я успеваю обработать теплицу осенью перед зимой,
да и сорта/гибриды можно выбрать с разной продолжительностью созревания, что я в этом году и сделала, буду наблюдать.

16 апреля 2019, 15:24

Похоже, многое зависит от сорта. Мои помидоры начинают созревать с июня и плодоносят, пока я их не выдерну.

16 апреля 2019, 16:21
Так если вы сажаете их в апреле)) неудивительно.
16 апреля 2019, 14:01
Да, точно, не подумал…
16 апреля 2019, 05:33

Татьяна, я в полном восторге от ваших столь ранних посадок))
Это надо как любить землю и растения))
Настоящий самоотверженный труд))

9 апреля 2019, 06:31

Иногда у меня происходит что-то подобное, но в теплицах. Я не слишком люблю полоть, убираю траву только тогда, когда она совсем уже мешает (или если гусям или уткам нужно, они это очень любят), и у меня уже несколько лет интересная ситуация — в огуречной теплице, которая была расширена, когда-то выращивались помидоры (это было до того, как у меня появилась отдельная помидорная теплица), не скажу, что я получала какие-то значительные урожаи (вообще не прищипывала и сажала, если честно, бездарно, слишком часто), но что-то созревало, мы ели и даже консервировали. А некоторые помидоры-черрики перезревали, лопались и осыпались.

Так вот, уже несколько лет у меня в этой теплице среди огурцов сами по себе растут помидоры-черрики, они даже дают плоды, и, видимо, снова засеваются. Я их не выдергиваю, ведь это помидоры, а не сорняк, и они растут в полудиком состоянии без рассады.

При этом грунт зимует и весной, так как там зимуют утки, а потом я весной перекапываю вилами, и иногда могу даже перенести в другие огороды (навоз от уток), но все равно иногда помидоры вырастают снова.

Сходным образом иногда у меня в цветочных клумбах растёт картошка, которую я сажал лишь в самом начале, когда клумбы только разбили. А потом не сажаю, хоть и думал, что пока выкопал — но картошка снова появляется))) Не выдергиваю, если сильно не мешает, а потом осенью просто собираю клубни.

9 апреля 2019, 09:59

Я много раз пробовал. Сажая ранние сорта, такие как Санька, АнютаF1, урожай получал всего на две недели позже, чем от покупной рассады… По поводу самосевки томатов не слишком обольщайтесь… В большинстве случаев из них ничего хорошего не выходит. У меня самосевом хорошо растут только физалис и петуния.

9 апреля 2019, 10:33

Часто оставляю самосев для экспериментов. Но урожайность и сроки не радуют… Теперь буду их вырывать…

16 апреля 2019, 04:01

«Покупная рассада» может быть «выгонкой», когда сажают поздно, когда не требуется доп. освещение, но кормят азотными удобрениями, они становятся пышными, крепкими, внешне привлекательными, но цветут согласно своим сортовым чертам.

9 апреля 2019, 11:36

Интересно! Но мне нравится выращивать рассаду… Хотя не прилагаю особых усилий, не пикирую, только некоторые пересаживаю в большие емкости… Хотя под зиму сажала, но не буду ждать… +

12 апреля 2019, 20:21

Начнем с описания региона. Я проживаю в Белгороде, на самом юге Центрального Черноземья. Предупреждаю тех, кто из Воронежа: хотя мы расположены близко, ваш регион находится восточнее, и поэтому различия в фенологии составляют около 10-14 дней — у нас все происходит чуть раньше. Перейдем к моему опыту. Я занимаюсь посадкой томатов без использования рассады уже 25 лет. Обычно это происходит в начале мая. Если ориентироваться по фенологическому календарю, в это время начинают цвести вишни и сливы. Я сажаю не только ультра-ранние и ранние сорта, которые можно было легко определить по названиям с упоминанием северных регионов, таких как Ямал или ранние сибирские. Также высаживаю среднеспелые сорта, которые замечательно нагоняют рассадные. С кустов низкорослых томатов я собираю до 3-4 литровых ведер без орошения, а со среднеспелых — по ведру на 5-6 литров, начиная с июля и далее. В сентябре, когда я убираю ботву с кустов, корни могут достигать 1,5-2 метров. Иногда мне нужна помощь мужа, чтобы справиться с крепкими растениями. Поскольку на этом участке у меня нет доступа к воде, я заполняю бак объемом 2,5 куба только весной, а затем полагаюсь на природные осадки. Полив осуществляется лишь в момент посадки рассады или семян, без дополнительных подкормок, так как летом воды, как правило, не хватает.
Я пришла к такому методу после воспоминаний о том, как мой отец, работая в Белгороде, орошал участок, предоставленный предприятием, это происходило до появления частных дач. Все желающие получали участки в поле, заказывались грузовики, и коллеги, сидя на мешках с картошкой и семенами от бабушек с рынка, в начале мая дружно отправлялись сажать на свои десяти сотках. Первая мая была днем демонстраций, потом был день отдыха после застолья, и на ближайшие выходные организовывалась поездка на посадку. Сажали все сразу: картофель, свеклу, морковь, огурцы, помидоры, лук, горох и фасоль. Капусту не сажали, так как она требовала полива, и только в дождливые мае это было возможно. За сезон выезжали на прополку и окучивание дважды, а пару раз собирали огурцы и помидоры. В начале сентября снова заказывали грузовики и отправлялись за урожаем. Многие дома, особенно старой постройки, имели теплые подвалы, и урожай сушили на брезенте и клеенках во дворе. Вытаскивали пустые бочки, ошпаривали их кипятком и выжаривали на солнце, а затем на следующий день переносили картофель в подвалы, укладывали лук и капусту на полки, морковь и свеклу засыпали в ящики с песком, а огурцы и помидоры солили в бочках. Урожая хватало до весны, и не было необходимости ухаживать за каждым кустом в отдельности. Помню, в далеком детстве, когда мы приезжали к бабушке и дедушке на дачу, вся семья с детьми собиралась на огромном огороде в 50 соток, иногда даже расширялась, так как рядом были луга. Высаживали картошку, томаты, кукурузу, а вокруг – огурцы, свеклу и морковь. Бабушка редко поливала овощи, лишь из небольшой ямы, но даже в жаркие летние дни это не всегда помогало. Урожая было достаточно для всех, и бабушка много продавала на городском рынке. Я никогда не видела, чтобы она занималась рассадой — просто сеяла семена в землю. В редких случаях использовалась простая рама со стеклом, которая служила для ранней капусты, и иногда в нее бросали семена томатов.
Хочу подчеркнуть, что у нас юг, расстояние до границы с Харьковской областью всего 30 км. Чуть севернее, в Курске, например, всего 150 км от нас, там без рассады способны вырасти только ультраранние сорта помидоров – остальные просто не успеют вызреть. В то же время в Сибири стоит попробовать сорта местной селекции, сажая их на теплых грядах и под дугами с пленкой, ведь некоторые районы Сибири, как Алтай, известны большим количеством солнечных дней. В Барнауле, к примеру, светит солнце почти как в Сочи. А вот для созревания томатов нужно светлое, солнечное время, в дождливую погоду они вызревают заметно медленнее. Моя свекровь проживала в Златоусте, на Южном Урале, и там томаты росли лишь в теплицах — некоторые достигали 800 г, но плод появлялся только к концу августа, при этом теплица была обогреваемой. В прошлом году у меня в открытом грунте томаты весили по 750-800 г уже в конце июля, хотя я довольно поздно высадила рассаду — лишь 23 марта. Так как май был холодным, высадка в грунт прошла только 27 мая и 3 июня, что тоже было впервые так поздно. Хотя урожай был не таким крупным, семена и рассада давали плоды одновременно. Сорта, которые я использовала, записаны, но не могу говорить о них, чтобы не восприняли как рекламу.
В целом, я подтверждаю правильность данной статьи на основе многолетнего опыта, но призываю всех быть внимательными к информации о сортах, учитывая свои погодные и климатические условия.
Еще немного на прощание. В журнале «Наука и жизнь» в период с 1968 по 1971 год публиковался фенологический дневник, который связывал сельскохозяйственные работы с цветением и развитием дикорастущих деревьев и растений. Я не встречала более точного ориентира. К сожалению, я потеряла свои статьи и, к сожалению, многие архивы этого журнала стали платными. Попытки найти ту информацию на других сайтах не увенчались успехом. Запомнилось только, что картофель нужно сажать, когда на березе начинают распускаться сережки. Именно это и было универсальным календарем для всей страны, поскольку у всех береза цветет в разное время, а это возможно лишь при подходящей температуре воздуха и почвы. Если кто-то найдет эту информацию, думаю, многим будет интересно ее прочитать.

12 апреля 2019, 20:37

Вера, спасибо вам за увлекательный рассказ о семейном опыте в огородничестве и, особенно, о выращивании томатов! Я с удовольствием прочитала ваш опыт!)) Обязательно поделитесь с нами отзывами о ваших любимых и успешных сортах – это никакая не реклама, у нас на сайте все делятся своими предпочтениями!))

Будет замечательно, если вы найдете время и напишете не просто комментарий, а полноценную статью в вашем журнале или для конкурса «Мой любимый сорт», например. Уверена, у вас замечательно получится, ведь ваш комментарий уже является отличной основой для статьи!

13 апреля 2019, 14:55

Лариса, спасибо за теплые слова. Скоро все напишу, надеюсь, кому-то пригодится мой опыт.

13 апреля 2019, 15:26

Конечно, будет полезно! В этом нет никаких сомнений! А если говорить о томатах, то это, на мой взгляд, одна из самых любимых культур наших читателей! Так что интерес определен!)))

12 апреля 2019, 20:53

Я в Оренбурге сажаю так же, как и вы — в начале мая, 1-2 числа. Даже сорт Тарасеко, который считается чуть ли не поздним, даёт плоды. Сегодня я посадила как средние, так и безрассадные помидоры. Также сажала морковь и свеклу. Земля уже пересохла. Кроме того, у нас в Оренбурге столько солнечных дней, сколько и в Крыму.
Год назад в августе соседка по даче брала у меня клубнику на рассаду и тоже говорила, что свои помидоры сажала в первых числах мая прямо на даче, и в августе у неё они уже были.
Такие помидоры успевают догнать рассады, так как рассада подвергается двум стрессам: когда пикируем, она неделю восстанавливается, и когда высаживаем в грунт.

16 апреля 2019, 03:48

Я свою рассаду этим стрессам не подвергаю. Сею в отдельные стаканчики и использую откалиброванные семена, затем, когда появляется 2-3 настоящих листа, пересаживаю в ёмкости объемом не менее 0,5 литра, хотя хотелось бы больше, но это требует много земель и трудностей при переноске. Высаживаю в теплицу, когда температура земли достигает 10-12 градусов на глубине до 20 см.
Эти помидоры созревают раньше, чем те, что посеяли в апреле в открытый грунт, даже на юге. Требуется время, чтобы они выросли, и после появления 7-12 листа зацвели.

16 апреля 2019, 15:08

Я сейчас, а раньше моя мама, сажаем рассаду в середине марта — помидоры, ну иногда на неделю раньше сажаем перец и баклажаны. Высаживаем в открытый грунт в середине мая. Зачем сажать раньше? Она так вырастет, что будет доходить до форточки (стоит на подоконнике). Я сейчас баклажаны сажала в конце марта, потому что они плохо всходят и падают, так как света недостаточно.

16 апреля 2019, 16:02
«… Зачем сажать раньше?»
Чтобы быстрее насладиться своими красными помидорами.
16 апреля 2019, 16:48

Я ещё раз объясняю: в Оренбурге никто не сажает помидоры в теплицы, мы их выращиваем в открытом грунте. Поэтому нет смысла сажать рассаду в феврале: она вытянется даже на солнечной стороне, на балкон не вывезешь, на весь день там не оставишь, а днём на работе. Поэтому мы сажаем в марте и уже в августе начинаем их есть. Если сейчас посадить, будешь есть всего на 2 недели раньше, как я уже упоминала.
Если хочется есть помидоры пораньше, их много привозят, такие же тепличные. Цена 120-150 руб. Наша грунтовая отличается от тепличной: мякоть рассыпчатая, всё крупинки отделяются. Такую помидору любят в Оренбурге.

16 апреля 2019, 23:30

Иркутяне тоже предпочитают такие помидоры.

13 апреля 2019, 00:27

Для посадки картошки я ориентируюсь на цветение черёмухи. «… Чёрёмуха цветёт к похолоданию.» Когда она полностью цветет и через неделю, тогда и сажаем. Еще, когда зацветает шиповник, тогда наступает фенологическое лето.

Не понимаю, как могут рассады помидоров одновременно плодоносить с безрассадными.

Рассада была высажена в теплицу в середине апреля.

13 апреля 2019, 12:34

Сначала давайте уточним, о чем идет речь.
Период вегетации — это весь срок, в течение которого растения имеют возможность расти и развиваться, начиная с появления всходов и заканчивая формированием семян. В нашей стране зима, разумеется, не входит в этот период.
Но если говорить о каждом конкретном растении, правильнее будет использовать термин «вегетационный период для томатов». Это время, характерное для каждого вида растения, и оно зависит от целей, которые ставятся перед ним в плане урожая. Например, в капусте и салатах важны листья, в то время как семена не нужны. В моркови, свекле и редисе мы ожидаем корнеплоды, хотя семена могут появиться только через месяц или два. Что касается огурцов и томатов, нас интересуют только плоды, причем в определенной степени зрелости: огурцы должны быть зелеными и не перезревшими, а томаты — красными, но не мягкими.
Время вегетации, указанное на пакете с семенами, является усредненным для данного сорта. Никого не удивляет, если на упаковке написано, что вес плодов составляет 80-100 граммов, а у вас получатся как 120 граммов, так и 70 граммов. То же касается и вегетационного периода, который возможно сократить с помощью агрономических методов или оптимальных условий для данного вида, а можно и замедлить. В прошлом году, из-за холодного и дождливого мая — явления, которое у нас не часто встречается, мне пришлось искусственно замедлять рост рассады, которую я держала в квартире для высадки в открытый грунт. Я несколько раз поливала её «Атлетом» и опрыскивала им чуть ли не четыре раза за месяц. Результаты были впечатляющими: корневая система развивалась активно, и после пересадки в грунт растения начали стремительно расти. Мой муж, вернувшись с дачи через неделю, был поражен таким разрастанием и спросил, почему я так густо посадила томаты — хотя на самом деле расстояние между растениями было 60-80 сантиметров. Листья сошлись буквально через неделю. Если получится, я покажу это фото. У меня было столько рассады, что я даже отдавала её знакомым, так как места для посадки уже не оставалось, а на лоджии в начале июня стояло еще больше сотни томатов. Знакомые немного переживали, когда забирали растения, однако через пару недель все они звонили с вопросами о секретах моего успеха и делились отчетами о каких-то невероятных урожаях. Я даже закатывала последние партии в сок в пятилитровые и трехлитровые банки — как в давние советские времена, когда они были нормой.
Однако я значительно увеличила вегетационный период для этой рассады.
Или наоборот. Обычно рассада в квартире испытывает недостаток света. Да, у меня есть лампы «Флора» и специальные раскладные столы с освещением в комнате и на лоджии (где солнечная сторона), но всё равно это не то же самое, что открытый грунт на ровной поверхности.
Раньше я проверяла освещенность для цветов — в свое время занималась выращиванием ананасов, фейхоа, гранатов, лимонов, хурмы, авокадо, и сейчас у меня растет лимон и гранат, хотя плодов, увы, не было. Ананас во время цветения очень приятно пахнет, я выращивала его из обычных магазинных ананасов — это совсем не сложно! Даже моя сенсевьера, известная как «тещин язык» или «щучий хвост» цветет. Я проверяла освещенность с помощью старого фотоаппарата, с встроенным экспонометром, которым пользовались для настройки выдержки. Таким образом, я осмотрела всю квартиру и лоджию, выделяя места с наилучшим освещением. И даже на даче измеряла освещенность разных участков. Так вот, на подоконнике освещение значительно лучше, чем всего в 30 сантиметрах от окна, где оно уменьшается почти в три раза.
Это первый фактор, влиящий на рост рассады в квартире и в почве.
Второй момент — температурный режим. В открытом грунте температуры колеблются между днем и ночью, что является естественным, а в помещении она стабильна. Это не лучшим образом сказывается на развитии рассады, ведь ночью растения должны «спать» в прохладе и темноте.
Третий фактор — объем питательных веществ. Конечно, даже литровый горшок не сравнится с возможностями открытого грунта.
Четвертый момент — состав почвы. Создать закольцованную экосистему в квартире невозможно, ведь именно микроорганизмы, простейшие и черви формируют ту среду, которая необходима растениям для нормального роста.
К тому же, пикировка в новую среду, в которой рассада не росла – это дополнительный стресс, влияющий на вегетационный период. В отличие от семечка, которое высаживается в родную почву и уже начинает расти. Можно провести аналогию: работаете вы на даче в первый теплый солнечный день, и вам так хорошо и уютно, но вот ночью вы вдруг замерзаете, и на следующее утро чувствуете себя разбитым, как будто вас переехали. У человека есть терморегуляция, которая помогает пережить такие скачки температуры. Растения, как и люди, также испытывают стресс при пересадке в открытый грунт.
Однако есть одно «но», которое очень важно. Это погода. Заморозки, жара, сильные дожди или облачные дни — все это может не только замедлять, но и губить растения. Тем не менее, если погода благоприятная, то растения, высаженные в открытый грунт, как правило, растут быстрее, чем те, что были в рассаде.
Я вспомнила еще один пример. Начиная с 90-х годов, в стране развивалась торговля комнатными растениями, и почти все цветы привозили из Голландии. Я всегда была увлечена цветами, а сейчас три кота в квартире мешают мне заниматься любимым хобби. Моя 47-летняя широколистная драцеа была почти полностью поедена.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ