Пять лучших ранних сортов томатов

Пять лучших ранних сортов томатов

61
0

В нашей стране, с её непродолжительным и зачастую холодным летом, томаты ранних сортов всегда крайне востребованы. Большинство других просто не успевают полностью созреть: холодные вечера и фитофтора могут уничтожить урожай.

На нашем климате ранние сорта томатов особенно необходимы, так как остальные могут не успеть созреть. Фото автора

Сейчас как раз время подбирать сорта для предстоящего сезона, и я решила составить собственный список лучших из лучших – ранних, надежных, урожайных, неприхотливых и вкусных томатов. Я обратилась в магазин Seedspost, где доступен широкий ассортимент семян от различных производителей. Приятно отметить, что обновленный сайт предлагает отличную систему фильтров для удобного поиска нужных товаров.

Вот какие сорта я выбрала.

1. Томат ‘Ямал 200’

Этому сорту я отдала первое место, так как сама его выращивала и осталась довольна результатами. Кусты невысокие (до 40 см), крепкие и устойчивые. Производители утверждают, что данный томат не нуждается в подвязке, но в момент наполнения плодов куст может лечь на землю, так что опора всё же будет полезной. А вот пасынкование не требуется – достаточно убрать лишние листья.

‘Ямал 200’ в компании с базиликом, фото автора

Урожай созревает рано и одновременно. Но стоит отметить, что мнение производителей о том, что значит «рано», колеблется от 83 до 95-100 дней от момента всходов до начала плодоношения. Лично я не подсчитывала дни, однако до массового появления фитофторы сорт ‘Ямал 200’ вполне успевает порадовать плодовыми томатами, что является его большим плюсом.

Сорт создан для открытого грунта. Интересно, что в поликарбонатной теплице он чувствовал себя хуже, чем на открытом воздухе. Это, конечно, минус, поскольку не каждое лето бывает жарким, и выращивание помидоров в открытом грунте – рискованный шаг, даже для быстрозрелых сортов. В следующем году планирую попробовать высадить ‘Ямал 200’ в деревянной теплице под нетканым материалом.

В магазине Seedspost данный сорт предлагают два производителя. Фото с сайта магазина

2. Томат ‘Монгольский карлик’

На второе место я поставила этот сорт, так как увидела множество положительных отзывов на сайте «7 дач». Например, здесь: «Поделитесь опытом по выращиванию томата Монгольский карлик» — в комментариях подробно рассказывается о том, как и кто выращивает этот сорт.

Тем, кто хочет узнать больше, рекомендую посмотреть видео Юлии Миняевой, посвященное ‘Монгольскому карлику’:

Меня впечатлила урожайность этого сорта и его неприхотливость к уходу. Пасынкование и подвязка требуют много времени, поэтому сорт, который не нуждается в этом, для меня весьма желателен. В магазине Seedspost можно приобрести семена томата ‘Монгольский карлик’ от «Уральского дачника».

Семена томата ‘Монгольский карлик’ также доступны в магазине Seedspost. Фото с сайта магазина

Однако есть один нюанс: этот сорт, как и ‘Ямал 200’, предназначен для открытого грунта. По отзывам некоторых огородников, в теплице плоды могут трескаться. Значит, мне нужны еще быстрозрелые сорта, которые хорошо себя чувствуют в тепличных условиях.

3. Томат ‘Любаша’ F1


Томат Любаша F1 от фирмы «Партнер». Фото с сайта seedspost.ru, загружено покупателем

Отзывы о данном гибриде в магазине Seedspost разделились: одни пользователи высоко оценивают его урожайность, неприхотливость и способность плодоносить даже в неблагоприятных условиях, другие же остались недовольны теми или иными характеристиками. Но такие различия в мнениях считаю обычным делом, особенно когда речь идет о вкусе плодов.

  • Томат Любаша F1. Опыт выращивания
  • Первый сбор помидоров «Любаша F1», открытый грунт
  • Любаша, приятно удивившая нас в это непростое лето: начинается сбор урожая!
  • Любаша — радость наша 11!
  • Любаша в ампеле
  • ещё больше отзывов о ‘Любаше’ — на данной странице.

В общем, я уверена, что в следующем сезоне этот гибрид непременно найдет место в моей теплице. А семена томата ‘Любаша’ F1 от компании «Партнер» можно приобрести в магазине Seedspost.

4. Томат ‘Большая мамочка’

Четвёртое место занимает сорт от компании «Гавриш», о котором подробно говорится в статье ‘Большая мамочка’ — известный среди томатов. Он созревает всего за 85-95 дней от всходов до первых крупных спелых плодов!

Отзывы садоводов, ставивших на испытание томат ‘Большая мамочка’, убедили меня в его необходимости — я тоже хочу получить такой урожай:

Фото Галины Сагитовой из отчёта о тестировании — её фотографии произвели на меня сильное впечатление и сыграли важную роль в выборе этого сорта

  • Томат Большая мамочка. V этап. Плодоношение
  • Томат «Большая мамочка». V этап. Плодоношение
  • Томат «Большая мамочка». V этап. Плодоношение. Сбор урожая. Дегустация
  • Томат Большая мамочка. V этап. Плодоношение. Второй, третий, четвёртый сбор урожая
  • Томат Большая мамочка. V этап. Плодоношение. Заключительный сбор урожая
  • Томат Большая мамочка. V этап. Плодоношение

Дополнительно вам может быть интересно посмотреть видео об этом сорте на канале ЗемляНика:

А потом можно приобрести семена томата Большая мамочка от компании «Гавриш» в магазине Seedspost, чтобы в следующем сезоне радоваться великолепному урожаю.

5. Томат ‘Блиц’ F1

  • настоящей скороспелостью: согласно информации от производителя, ‘Блиц’ F1 начинает плодоносить всего через 80 дней после появления всходов;
  • универсальностью: подходит для выращивания как в открытом грунте, так и в пленочных теплицах, а также в контейнерах (на балконе или лоджии);
  • дружной отдачей урожая: это особенно важно, поскольку запоздавшие плоды часто страдают от фитофторы;
  • доверия к производителю: для меня это важный фактор — к сожалению, не все компании радуют качеством своей продукции.

Томат ‘Блиц’ F1 можно выращивать даже в домашних условиях. Фото с сайта seedspost.ru, загружено покупателем

Я тоже когда-то сажала этот гибрид. Не скажу, что он произвел на меня сильное впечатление, но я готова дать ему второй шанс. Это вполне приличный томат, и возможно, он покажет лучшие результаты, если я высажу его не в поликарбонатную теплицу (убедилась, что не всем растениям в ней комфортно), а под нетканый укрывной материал. В любом случае стоит попробовать. Не исключено, что я даже не стану дожидаться весны, а посею несколько семян для выращивания на подоконнике — чтобы порадовать себя урожаем ко дню рождения.

Компания «Гавриш» предлагает томат ‘Блиц’ F1 в двух вариантах семян. Фото с сайта seedspost.ru

  • томат ‘Блиц’ F1 от «Гавриш» в серии «Семена от автора»;
  • томат ‘Блиц’ F1 от «Гавриш» в серии «Урожай на окне».
  • Самые ранние сорта томатов
  • Томат Жиголо: хулиганский и урожайный
  • Взрыв – урожайный томат для открытого грунта
  • Томаты-фрукты Л.А. Мязиной
  • Проверенные сорта томатов: практичные крупноплодные
  • Томаты черри и смородиновые: 10 лучших сортов по мнению садоводов
  • Снегирь, Клуша и Монгольский карлик. Кто победит в соревновании

154 комментария 40 спасибо за статью 27 в избранном 225701 просмотр

Поделиться ссылкой

Копировать ссылку

Автор статьи:

Марина Ярославская обл. 6 декабря 2019, 12:46

Сказать спасибо! Вы поблагодарили 41070

Добавили статью в избранное

Добавить в избранное

Комментарии ( 152 )

6 декабря 2019, 13:05

В этом году порадовали Катя F1 (голландские семена с рынка) и Лирика F1 (Партнер). Низкие, коренастые, все увешаны плодами, не трескаются, вкусные. Хотя первая партия была крупной, а более поздние плоды мелкие, я хочу в следующем сезоне посадить ими всю грядку. У свекра есть свой сорт супер ранних — Алешенькин, но думаю, что у него другое название, созревает очень рано, даже раньше Кати.
Катя и Лирика, конец августа

6 декабря 2019, 19:34

С каких пор Катя стала голландским гибридом? Это отечественный от оригинатора Семко.

6 декабря 2019, 20:28

Максим, так Ирина пишет, что семена голландские, а не гибрид. Могу ошибаться, конечно, но рассуждаю так: если сорт или гибрид был выведен у нас, это не мешает голландцам его выращивать?
А вы, кстати, как к этому гибриду относитесь? Доводилось ли вам его выращивать?

6 декабря 2019, 20:41

Марина, я три года сажал Катю в теплице, очень достойный гибрид. Уверен, что в открытом грунте она покажет себя лучше с точки зрения органолептики.
Любашу выращивал два года, обычный томат. В первый год она показала себя хорошо, а потом — посредственно. Без комментариев. Видно, у меня руки не откуда-то растут.

6 декабря 2019, 22:08

Максим, спасибо! Очень полезное мнение.

7 декабря 2019, 03:26

Два года я выращивала Катю в теплице, производитель семян заявляет, что они тепличные. Этим летом один куст я растила на незастекленной лоджии, и он прекрасно себя чувствовал.

7 декабря 2019, 04:25

Максим, на нашем рынке есть место, где из большой упаковки семена фасуют почти поштучно, поэтому не могу сказать, кто производитель. Этот рынок работает уже 10 лет, поэтому у них всегда качественные семена без пересорта, следят за своей репутацией.

6 декабря 2019, 20:48

Марина, хочу поделиться с тобой одним большим секретом. В первом конкурсе Партнера моя камера запечатлела именно Катю от Семко, потому что Любаша не произвела на меня должного впечатления! И именно о вкусе Кати я и писал.
На тот момент Семко 2112 был на высоте, но Царское Искушение Партнера гораздо сладше и легче в выращивании!
Все познается в сравнении. Опыт — это Критерий Истины, как говорил Василий.

6 декабря 2019, 22:10

Максим, вот в чем дело — сортов столько, что, пока все сравнишь, жизнь пройдет. Хочется уже что-то определиться…

6 декабря 2019, 22:25

Так кто тебе мешает! Я никого не слушаю в поисках сортов, немного прислушиваюсь, но в основном полагаюсь на свои исследования. За шесть лет я подобрал несколько сортов для своей теплицы, и урожай радует.
Для качественной консервации вполне достаточно и 5-6 сортов из 70 кустов в теплице!
А для еды… просто нет слов!

8 декабря 2019, 23:07
на закатки мне хватает и два-три сорта)
5 января 2020, 14:13
А можешь рассказать о своих любимых сортах? Мы ведь из одного города, это очень интересно!
5 января 2020, 19:24
Ольга, добрый день!
Из какого вы района?
Есть ли у вас теплица?
5 января 2020, 20:25
Да, теплицу мы поставили в прошлом году… Я еще новичок, а огород у нас в селе Капитанщино.
5 января 2020, 20:57

Ольга, настоятельно рекомендую следовать своим путем и обратить внимание на два момента.
1. Сорт Розовый мед.
2. Моя статья о том, как выращивать рассаду томатов.

10 января 2020, 17:25
6 декабря 2019, 20:30

Ирина, спасибо! Фото просто потрясающее! Я люблю такие круглые помидоры. Особенное удовольствие получаю от сортов с невысокими кустами. Обязательно присмотрюсь к Кате и Лирике, спасибо за рекомендации!

2 февраля 2020, 18:57

Большая мамочка совершенно не оправдывает описание: во-первых, она не ранняя, плоды начали завязываться одними из последних среди ранних и средних, во-вторых, мякоть слишком плотная, как у магазинных томатов, а в-третьих, вкус оставляет желать лучшего. Но да, выглядят красиво, крупные, урожайные, долго хранятся, пока созреют. (Я выращиваю на органике, так что отсутствие вкуса не связано с минеральными удобрениями). Однако у меня были очень вкусные сорта: Ранняя пташка, Демидов, Непас 12 — они были и вкусными, и урожайными!

6 декабря 2019, 20:58

Мне Катя также не пришлась по душе (я всегда даю сортам возможность показать себя, прежде чем от них отказываться), в этом году я решила с ней расстаться (хотя могу найти пакет, если это Семко). На мой взгляд, это просто не томат (ни по вкусу, ни по плодоношению) — обычно у меня 20-30 сортов и гибридов, по несколько растений. Монгольский карлик и Любаша пока не смогли привлечь меня, слишком агрессивная реклама. Я наоборот, не хочу их покупать.

К остальным томатам из обзора я непременно присмотрюсь и изучу. Спасибо, Марина!

6 декабря 2019, 21:16

Мне же Катя пришлась по нраву, я выращивала ее три года!
Татьяна, как вы подкармливаете томаты? Мне бы хотелось узнать! Если вам нравятся сладкие помидоры, то здесь необходимы Калий, Магний и Бор.

6 декабря 2019, 22:07

Таня, какие томаты вы предпочитаете? Ищу неприхотливые ранние детерминантные сорта, будет здорово, если они подойдут для теплицы — вроде как у меня уже приличный список грунтовых сортов.

7 декабря 2019, 09:20

Марина, мне очень нравится «вельможа», это среднеспелый сорт, который приносит плоды одним из первых.
«Пудовик» — совершенно беспроблемный сорт.

Вельможа одновременно закладывает несколько кистей

7 декабря 2019, 09:44

Марина, к сожалению, не смогу помочь, в теплице я в основном выращиваю индетерминантные сорта. Могу перечислить, что мне не понравилось, и больше я их выращивать не буду: Катя, Взрыв, Санька, Ваше благородие, Олеся, Непасынкующийся (это то, что вспомнила). В этом году я приобрела 5-6 новых детерминантных сортов, буду тестировать.

3 февраля 2020, 09:58
Танюш, а Санька откуда? Чей это сорт?
10 февраля 2020, 19:25
Посмотрела в тетрадке — это «Плазмас» (Плазменные семена)
8 декабря 2019, 15:18

Марина, если не возражаешь, могу предложить несколько сортов томатов, которые нам понравились. Один из них — «Столыпин» от Аэлиты. Хотя он предназначен для открытого грунта и пленки, мы решили попробовать посадить его в теплицу… и, по сравнению с теми, что росли под укрытием, они дали больший урожай, и сами томаты были крупнее, чем в огороде. Плоды напоминают средние сливки, овальные, весят примерно 100 г, со сладковатым томатным вкусом. Я часто помещал их в холодильник и кушал целиком, так долго их пережевывал…
Кроме этого, нам также понравился «Мишка на севере F1», тоже от Аэлиты. Он ранний, не выше метра; в теплице замечательный, так как плоды созревают полностью, а вкус, на наш взгляд, гораздо лучше, чем у тех, что росли под укрытиями. Он прекрасно подходит для салатов или фарширования.
Для закаток очень хорошо подходит сорт «Кокетка» от той же Аэлиты. Хотя он не ранний, а среднеранний, он не капризный и имеет примерно такую же высоту, как «Мишка», а плоды в кистях выглядят просто великолепно — много, ровные, яркие))) На вкус это настоящие бабушкины помидоры))) И запах, и они сладкие и сочные, если немного недозрелые, появляется легкая кислинка. Мы это знаем, когда спешим их срывать на грядках, а в теплице они спокойно дозревают до сладости))), в общем…
И в завершение, нам очень нравится «Амурский тигр», также от Аэлиты) Он тоже среднеранний, немного выше — в среднем 1.6 — 1.7 м. Плоды имеют удивительный окрас, напоминающий красно-оранжевый мрамор или гранит, они небольшие, но в гроздьях выглядят просто шикарно)))))))… Их едят целиком), а в консервации сочетаются с «Кокеткой» и «Янтарной россыпью» от Поиска…
Вот такие у нас любимцы)… Извините за длинный комментарий.

11 января 2020, 16:34

Интересно… Как можно целиком съесть Амурского тигра от Аэлиты? Плоды слишком крупные для этого. А вот о том, что это отличные помидоры, согласна. Я просто в них влюбилась!

В интернет-магазине SeedsPost видела Амурского тигра, он чуть больше грецкого ореха, красный с оранжевыми полосками, но он больше похож на Тигренка.
Фото с тестирования 2018 года, семена предоставлены Аэлитой.

6 декабря 2019, 13:16

На будущий сезон я тоже приобрела «Монгольский карлик». В магазинах нашла только семена от Партнёра. Цена высока… так же как и на все остальные сорта от них. Даже продавцы жалуются, что цены на эти сорта растут… В качестве альтернативы «Любаше» рекомендую «Ласкового Мишу» от Аэлиты. Ничуть не хуже, а семена у него в разы дешевле.

6 декабря 2019, 17:02

Согласна, Ласковый Миша действительно вкусный, а вот насчет урожайности не скажу — когда я его тестировала, грядка была не в лучшем состоянии, и все томаты тот год не отличались хорошими показателями. В этом сезоне Миша закончился, к сожалению, я заметила это только при посеве: открыла пакетик — там пусто. Нужно прикупить, спасибо, Татьяна, что напомнили о нем.

6 декабря 2019, 18:37

Ирина, урожайность у обоих сортов была одинаковой. Поэтому и спрашиваю — зачем платить больше? Цены на семена Партнера неоправданно высокие. Мне кажется, таким образом они теряют клиентов. Похожие гибриды существуют у других производителей, а цена ниже…

6 декабря 2019, 19:40

Татьяна, с вами не соглашусь. У Партнера очень высокая устойчивость к заболеваниям. Поэтому и цены у них выше. Если выращивать в теплице, где основная угроза для томатов — Фитофтора, то обычные сорта, такие как Розовый мед, Чухлома, Хохлома, Космонавт Волков, Хурма и др. прекрасно растут и стоят всего 8-10 рублей за пакет семян.

6 декабря 2019, 20:03

Максим, я, конечно, не такой знаток как вы в области томатов, но многие современные гибриды действительно устойчивы к болезням. Я не сравнивала сорта. Продавцы утверждают, что они скупили многих голландских производителей, и сейчас мелкие продавцы не могут предложить те семена поштучно, в прозрачных пакетиках, а Партнёр упаковывает их под свои бренды и продает дороже… Это не мои слова, меня так просветили…

6 декабря 2019, 20:18

Татьяна, спасибо за комплимент, мне очень приятно!
Честно говоря, я не доверяю продавцам, я полагаюсь на информацию указанную на упаковке. Например, у Партнера в последнее время на упаковках значится название: «ООО Агрофирма Партнер и Институт физиологии растений им. К.А. Тимирязева». Думаю, что эти гибриды и создаются там. Хотя, возможно, я и ошибаюсь.
Я к Партнеру отношусь нейтрально, а вот к Семко испытываю симпатию.
Их гибриды томатов создаются и тестируются и в Израиле, и в других странах!

8 декабря 2019, 23:14
Партнёр реализует импортные семена под собственным названием.
2 февраля 2020, 19:19

Я давно перешла на сорта, поскольку всегда можно собрать семена с понравившегося сорта, никаких пересортов. Каждый год я отбираю лучшие, и моя коллекция уже насчитывает около 15 проверенных сортов. В отношении гибридов, признаюсь, в первый год могут порадовать, но на следующий уже не так. И реклама часто бывает обманчива. Попробуйте выращивать сорта, уверена — не пожалеете! Прежде всего, экономим на покупке семян, во-вторых, всегда предсказуемый результат.

3 февраля 2020, 19:29

Да, согласен! Пробовал! В конце концов, очень вкусные и сладкие, но недостаточно устойчивые к заболеваниям.
В теплице обычно выращиваю около 10 сортов, как проверенных, так и на стадии испытаний.

6 декабря 2019, 20:37

Максим, все зависит от климата. У нас, например, теплица не защищает от фитофторы — она лишь может отложить наступление проблемы. Когда у меня появилась теплица, я была очень рада — думала, что теперь у меня не будет проблем с помидорами! Но, увы, не так… Плюсы у теплицы, безусловно, есть. Однако не все сорта в ней проявляют себя наилучшим образом, и она не решает всех проблем, к сожалению.

6 декабря 2019, 20:56
Марина, а закрываете ли вы теплицу на ночь, даже в самые жаркие дни?
6 декабря 2019, 21:58

Максим, я не закрываю теплицу в жаркие дни, потому что в ней становится невыносимо жарко до самого вечера.
Пока я не могу привыкнуть к поликарбонатной теплице: мне кажется, что условия там слишком строгие. К слову, я в конце концов пересадила перцы под нетканый материал в деревянную теплицу, и там всё пошло хорошо. В поликарбонате у меня возникли трудности с этой культурой, хотя раньше я никогда не сталкивалась с проблемами с ними.

6 декабря 2019, 22:18

Марина, в теплице, действительно, бывают свои научные трудности. Я заметил, что её проще нагреть, чем охладить. Но при этом урожай в теплице значительно больше.
У нас установлена автоматическая система, и при достижении +21 градуса двери и окна закрываются, независимо от моих желаний.
Я много читал комментариев и публикаций на сайте Семидачников о том, как закрывать двери и окна в теплицах. Более 90% людей оставляют теплицы открытыми на ночь — и зря! Мне кажется, стоит отходить от этого стереотипа.
Ночью становится влажно и холодно, начинает дуть ветер. Люди приходят домой вечером и выходят на улицу только утром, не зная, какая температура и влажность была в течение ночи. А потом удивляются, что заболели томаты, хотя они купили теплицу.
Фитофтора или другие болезни могут легко распространиться за ночь в незакрытых теплицах.

7 декабря 2019, 16:55

Я полностью согласна с вами, Максим, что теплицу необходимо закрывать на ночь, иначе теряется весь смысл — особенно в сырую погоду, как, например, летом в июле. )

7 декабря 2019, 16:59

Большое спасибо!
Да, я уже на протяжении пяти лет говорю об этом. Без закрытия теплицы она становится просто обычным зонтом.

8 декабря 2019, 23:36

Как только я закрываю теплицу, на крыше тут же появляется конденсат. По этой причине в летние месяцы торцы остаются открытыми, и болезни начинают проявляться в сентябре-октябре. У многих урожай уже собран в конце августа, и это зелёный урожай, так как они боятся фитофторы.

14 января 2020, 17:26

Марина! Простите за вмешательство! Вы дважды упоминали деревянную теплицу. Можете рассказать подробнее, что это такое? Мне это весьма интересно!

14 января 2020, 17:38

Инна, всё достаточно просто: одна теплица у меня сделана из оцинкованного профиля с поликарбонатным покрытием, а вторую, которую мой сын собрал пару лет назад, построили из деревянных брусков (не помню точно размеры, возможно, 40х40 или 50х50). Она построена в форме домика. Эта теплица и считается у меня «деревянной». Размер её небольшой — 3х3 м, но она довольно высокая. Весной я планирую установить на ней крышу из поликарбоната — потому что перетягивать её каждый год слишком утомительно, особенно учитывая её высоту. В данный момент она у меня накрыта нетканым материалом — идеальный вариант для выращивания перцев, а в следующем году хочу попробовать посадить помидоры, которые предназначены для открытого грунта, так как им в поликарбонате некомфортно. Кроме того, планирую уговорить сына весной построить ещё одну подобную теплицу — мне этот вариант нравится гораздо больше, чем поликарбонатная.
К тому же в этой деревянной теплице растёт виноград, и летом мы уже попробовали первые ягоды. Что будет с ним после этой безумной зимы — остаётся загадкой…

14 января 2020, 18:07

Марина! Спасибо за ответ и объяснение! Я правильно поняла, что все четыре стенки изготовлены из дерева?

14 января 2020, 19:09

Инна, да, вся теплица — стенки и крыша — состоят из брусков, а основанием служит уложенная на ребро доска (40 мм), которая выполняет также функцию бортиков для грядок. А покрытием является нетканый материал.

6 декабря 2019, 21:34

Хотя лето было довольно дождливым, в теплице фитофтора не проявлялась. Земля у меня полностью покрыта соломой, и я закрываю её на ночь. Мне очень нравится Санька, он созрел на неделю раньше, чем Катя.

7 декабря 2019, 04:30

А вот мне Санька не очень понравился. Хотя его всячески хвалили как ранний и вкусный томат. Как кто-то здесь в комментариях заметил — обычный томат. Вероятно, всё же многое зависит от удобрений и условий его выращивания. Кроме того, Санька у меня трескался и по урожайности значительно уступал Кате.

7 декабря 2019, 08:22

Ирина, я тоже когда-то выращивала ранний сорт помидоров Санька, и он не впечатлил меня низкой урожайностью. Сейчас я сажаю высокопродуктивный сорт Ляна и пока не отказываюсь от сортов Москвич и Ямал. Монгольский карлик тоже очень хороший. Его не нужно обрабатывать, не требуется подвязывать, он ранний, и плодоносит долго, начиная с ранних сроков и до заморозков, достаточно устойчив к фитофторе.
Томат Монгольский карлик

7 декабря 2019, 08:41

Вот, я не ошиблась, именно от вас я узнала о Монгольском карлике. Спасибо за информацию — это интересные «карлики».

7 декабря 2019, 17:03

Франс Хасанович! В следующем году я планирую высадить томаты также в открытом грунте, но у меня есть небольшой участок, который расположен очень близко к картофельной грядке. Как вы думаете, стоит ли это делать?

7 декабря 2019, 18:28

Максим, я считаю, что стоит сажать томаты на том участке, о котором вы сомневаетесь: стоит ли сажать или нет. Вы опытный садовод.

7 декабря 2019, 18:31

Франс Хасанович, спасибо! Так и сделаю!

5 января 2020, 18:51

У меня Монгольский карлик выглядел красиво, весь был усыпан помидорами, но через два дня листья почернели, и я заразила соседей… Пришлось его выбросить… Причём это оказался самый первый!

5 января 2020, 19:31

Ольга, не стоило ждать два дня. Как только заметили первые признаки почернения листьев — нужно было опрыскать 1% раствором бордоской жидкости или другими средствами.
Я на самом деле удивляюсь, что у вас был Монгольский карлик или что-то другое. Я собираю последние плоды Монгольского карлика лишь перед первыми заморозками. Фитофтора на него накладывается поздно. И никаких следов не осталось. Забыла упомянуть, что я вообще ничем его не опрыскивала.

5 января 2020, 20:30

Монгольский карлик у меня был, ваш… Я опрыскивала бордовской смесью и фитофторином… не помогло… У вас томаты прямо на земле лежат даже. Мы их на спонборт выкладывали, чтобы они не касались земли…

5 января 2020, 21:21

Странно… В прошедшем 2019 году раннеспелый штамбовый томат сорта Ляна дал хороший урожай и плоды среднего размера (100-130 грамм). Я также пробовал аналогичный сорт Вспышка, но его пришлось убрать из-за низкой устойчивости к фитофторе. В этом году я не планирую сажать Вспышку.

14 января 2020, 19:17

Лена, можно узнать, семена томата Санька какой компании? Подходит ли он для открытого грунта? Под укрытием, естественно. Он сильно высокий? Я хочу его в этом сезоне попробовать. Вкус мне очень понравился.

16 января 2020, 14:30

Таня, томат у меня рос в теплице, шесть штук высотой 70-80 см. Я сажала его два года и пакет выбросила, в этом году ещё не покупала.

12 декабря 2019, 14:36

Больше никогда не буду сажать семена от компании Партнёр — сплошная трата денег, Любаша вообще не удалась, в отличие от семян Гавриш. На моем болоте только Бони мм показывали хорошие результаты, у меня был ещё литовский сорт Ричай, но сейчас его нет.

11 января 2020, 17:00

Не знаю, мне от Партнёра нравятся Эволюция, также хорошо зарекомендовал себя Бабушкин и Гордость застолья.

6 декабря 2019, 19:34

Согласен с вами! Эти сорта в течение двух лет были одними из лучших в нашей теплице.

6 декабря 2019, 20:32

Татьяна, спасибо! Мишу для себя отметила, нужно поискать.
Что касается цен — это действительно так… Они, честно говоря, меня немного останавливают.

6 декабря 2019, 20:59

В прошлом году я купила пакетик за 20 рублей. Мне хватает его на два года. Выращиваю в открытом грунте.
Ласковый Миша

6 декабря 2019, 21:12

Мы с вами, хоть и соседи!
1.10.2017

6 декабря 2019, 22:41

Максим, как здорово есть томаты в октябре! У меня тоже в теплице в октябре есть чем перекусить. Но я написала, что Мишу высаживаю в открытом грунте… Не поняла, что вы мне хотите донести…

6 декабря 2019, 23:00

Татьяна, я не собирался ничего вам доказывать! Мы обсуждали Партнёра и Аэлиту!
А ваша теплица просто шикарная. На мой взгляд, она — лучшая, домиком.

7 декабря 2019, 17:19

Теплица просто бесподобная, глаз радуется. Спасибо, Татьяна, теперь есть на что ориентироваться при строительстве своей теплицы для помидоров.

7 декабря 2019, 19:50

Спасибо! Это был проект моей мамы. Она долго уговаривала нас. С мужем мы сначала были против постройки теплицы… Теперь я даже не представляю, как без неё обходиться…

8 декабря 2019, 14:01

А как же без неё вообще?! Теперь нужно ставить ещё один проект в очередь.

7 декабря 2019, 19:56

Таня, ваша теплица великолепна. Размер, похоже, достаточно большой?

7 декабря 2019, 20:15

4 м на 6 м. Но мне уже не хватает…

7 декабря 2019, 19:57

Таня, она у вас стеклянная или из поликарбоната?

7 декабря 2019, 20:09

Мариш, привет! С двух сторон стоят б/у стеклопакеты, а крыша выполнена из поликарбоната… Мама поэтому и решила построить теплицу, потому что удалось достать стеклопакеты б/у.

7 декабря 2019, 03:18

Какие томаты изображены на ваших фотографиях?

7 декабря 2019, 15:37

Ласковый Миша!

7 декабря 2019, 17:14

Извините, Максим, что вмешиваюсь в ваш разговор, но хотелось узнать, у вас на верхнем фото на листьях и стеблях потемнения и пятна — это что, фитофтора так выглядит?

7 декабря 2019, 17:21

Зачем извиняться?
Нет, это определённо не фитофтороз томатов!
Это серая гниль и кладоспориоз. Но это же конец сезона, октябрь.
Если бы теплица отапливалась и был бы дополнительный свет, таких проблем не возникло бы. Все томаты были удалены через день!

7 декабря 2019, 17:38

У нас на третьей грядке почему-то почти все кусты покрылись такими пятнами, а на первой, второй и четвёртой грядках ничего не произошло… Условия вроде бы везде одинаковые.

7 декабря 2019, 17:47

Видимо, это вопрос устойчивости сортов или толерантности, или же просто больше солнечного света попало!

8 декабря 2019, 14:11

Мы еще не имели дела ни с одной из перечисленных в «пандемическом» списке проблем, а теперь вот столкнулись с неприятностью. По всей видимости, именно это и повлияло на наш кладоспориоз, учитывая, что кусты не так сильно обрывались от листьев, а в течение июля у нас были непрерывные дожди… Максим, надеюсь, что мои вопросы не покажутся вам навязчивыми!

8 декабря 2019, 15:59

Избыточная влажность в теплице и слабые сорта.
Чрезмерное количество листьев также создает избыток влаги.
Не стоит благодарности! Я всегда готов помочь!

8 декабря 2019, 03:50

Кроме отопления и дополнительной подсветки, что еще предложите для борьбы с серой гнилью и бурой пятнистостью? В моем тепличном хозяйстве это становится проблемой уже в августе.

8 декабря 2019, 16:07

Для предотвращения гнили отлично подойдут биопрепараты, такие как Фитоспорин и Триходерма. Для лечения используйте Фитоспорин-Реаниматор, порошок Триходермы, а также Алирин и Гамаир в увеличенных дозировках. При пасынковании не оставляйте большие «сучки», достаточно 5 мм. Работайте только с чистым инструментом, периодически обрабатывая его Хлоргексидином. Все операции по пасынкованию и обрезке должны осуществляться регулярно, каждую неделю, избегая резкой обрезки.
От кладоспориоза лучше выбирать устойчивые сорта и минимально поддерживать влажность в теплице. Биопрепараты следует вносить только под корень. Не садите растения слишком близко к поликарбонату и закрывайте теплицу на ночь.

8 декабря 2019, 20:45

Большое спасибо! Я воспользуюсь вашими рекомендациями. О Фитоспорине-Реаниматоре я слышу впервые, обязательно его найду, а Триходерму, Алирина и Гамаира буду использовать в более высоких концентрациях. У меня возник вопрос: в инструкции к Алирина и Гамаиру указывается, что необходимо проводить тройное опрыскивание по листьям, начиная через 7-10 дней после посадки. Следует ли опрыскивать или может лучше использовать Хом?

8 декабря 2019, 23:50

Пока помидоры не созрели, можно и Хомом, позже — только био.

9 декабря 2019, 14:19

Спасибо, я полагаю, пока плоды еще зеленые, Хом вполне допустим.

9 декабря 2019, 22:25

В инструкции к Хому указано, что срок ожидания составляет 5 дней, а применять его нужно 4 раза с интервалом в 7-10 дней. Так что его можно использовать за десять дней до сбора урожая.

10 января 2020, 19:02

Максим, ты очень хорошо все объяснил, но советы могут быть забыты. В июле-августе снова начнут споры…

10 января 2020, 19:48

Я снова напишу! Это не составит труда!
Я заказал биопрепараты из Беларуси, протестирую их на своих томатах, огурцах и перцах, и позже сообщу результаты.

11 января 2020, 07:36

Максим, если не трудно, поделись названиями препаратов…

11 января 2020, 16:05

Конечно!
Максиммун, Бактоген, Гулливер, Стимул.
На сайте Процветок.ру
Доставка будет весной, так как срок хранения — 3 месяца.

11 января 2020, 16:23

О, спасибо, Максим!

11 января 2020, 16:30

Александр, не за что!

11 января 2020, 14:20

Я купила Фитоспорин-Реаниматор, использовать его можно только под корень? Буду очень признательна за ответ.

11 января 2020, 16:30

Здравствуйте!
Я не опрыскиваю здоровые помидоры и огурцы в профилактических целях, только поливаю растворами биопрепаратов. Существует вероятность, что высокая влажность ночью, если вы будете опрыскивать вечером, может привести к заболеваниям помидоров, например, кладоспориозом или гнилями, а огурцы могут пострадать от пероноспороза.
Однако для других культур в открытом грунте опрыскивать можно смело.
Иногда огурцы страдают от паутинного клеща и могут заболеть мучнистой росой, тогда потребуется лечение с помощью опрыскивания.
В данном случае нужно выбрать наименьшее из двух зол.
Фитоспорин-Реаниматор я использую именно для опрыскивания.

6 декабря 2019, 21:15

Татьяна, а что это за пекитик вы приобретали?)) (из поста не поняла)

6 декабря 2019, 22:33

Пакет семян Ласкового Миши от Аэлиты)))

6 декабря 2019, 22:00

Значит, точно надо искать Мишу! Цена семян приятная, а урожай радует.

7 декабря 2019, 09:14

Я случайно наткнулась на семена Монгольского карлика от Русского огорода — стоимость (по сравнению с другими производителями) просто фантастическая (в положительном смысле).

7 декабря 2019, 17:07

Марина, у Партнера тоже появился Монгол Карлик, но цена 100 рублей.

10 января 2020, 11:14

Ну и ну, пакет семян Монгольского карлика за 100 рублей — это дорого.
Монгольский карлик

10 января 2020, 17:22

Франс Хасанович, здравствуйте!
Но это может быть не Монгольский карлик, а какой-то другой сорт.
Может, он окажется очень сладким и вкусным без подкормок.
Может, один куст даст ведро помидоров за один сбор, а второй созреет к сентябрю.
А может, его нужно просто поливать водой, не опрыскивая медью и другими химикатами.

Если это так, то и 100 рублей не жалко!

10 января 2020, 17:33

Максим, за пакет семян Монгольского карлика некоторые могут и не пожалеть 100 рублей, а кто-то, глянув на пакет с семенами, посчитает оставшиеся деньги и решит уйти, не купив его.

10 января 2020, 18:11

Да, вполне возможно!
Но все же это сорт Монгол Карлик.

10 января 2020, 18:13

Франс Хасанович, недавно я был в магазине семян, выбирал гибриды перца и обратил внимание на клиентов, точнее на их корзинки с семенами. Там легко можно было увидеть более чем на 1000 рублей.

12 декабря 2019, 23:13

Самый кислый томат — Монгольский карлик, по сравнению с ним Бони ММ просто сладкий.

10 января 2020, 11:46

903789… Я бы не сказал, что плоды кислые, мы ежегодно высаживаем 22-24 сорта помидоров, в том числе и Монгольский карлик, и не могу сказать, что их вкус отличается от сортов Лбаша, Взрыва, Ямала, Москвича, Дачницы и других. Однако, конечно, их не сравнить с вкусами сортов: Розовый мед, Розовый гигант, Клюв Орла, Русский любительский сладкий и других, то есть с крупноплодными и мясистыми сортами. А самые сладкие помидоры имеют темную окраску: Бедуин, Черный слон, Микадо.

10 января 2020, 18:15

Вот именно!
Я такие сорта и выбирал!

6 декабря 2019, 16:24

Томат Любаша очень понравился — куст просто огромный, плодов множество. Вкус стандартный для томатов. Хотя он и не супер вкусный, но высокое урожайность компенсирует это.

6 декабря 2019, 19:36

Поэтому сажайте обычные сорта и собирайте их раньше, до появления фитофторы. Гибриды, такие как Любаша, можно оставить на конец сезона. Они более устойчивы по сравнению с обычными сортами.

6 декабря 2019, 21:22

У меня отличные результаты с Челноком, посадил и забыл, а в конце сезона вспомнил и обнаружил, что он спрятался в траве, уже собранные, пусть и небольшие (по 100 граммов), но очень хорошо сохранились и дозрели.) Рост кустов — по колено. В общем, со всеми перечисленными тоже согласен. Интересно, действительно, реклама МК очень агрессивная, менеджеры, похоже, перестарались, чтобы найти объективные отзывы, пришлось покопаться. В двух словах плюсы и минусы: неприхотливый, устойчивый, быстро растущий. Однако… низкая урожайность и не самые лучшие вкусовые качества, и сведения по телефону тоже немного не соответствуют. Напомните вернуться к теме, у кого как получится… можно ли его сажать на балкон или только в открытом грунте?))

7 декабря 2019, 03:13

В этом году я посадила один куст Кати на незастекленную лоджию в большом цветочном горшке. Убрали в начале октября, собрали 18 помидоров разного размера, от средних до мелких, и несколько все еще лежат. Подкормок не было. Рекомендую. Вкусовые качества средние. В последние два года выращивала в теплице. Неприхотливые, средняя урожайность. Производитель семян указывает, что это тепличные томаты.

7 декабря 2019, 12:20

Недостаток Чеснока — кислый вкус. Неприхотлив, хорош для консервирования. Тем не менее, в свежем виде он совсем не понравился.

7 декабря 2019, 13:11

У чеснока вкус не только кислый, но и острый, чесночный. А его и не следует есть — он используется как приправа. Уникальность этого продукта заключается в том, что он способен предотвратить многие болезни, содержит уникальные полезные вещества, которых не хватает в других продуктах. (Разве что где-то в метеоритах, которые были привезены когда-то высшими цивилизациями для спасения человечества))

7 декабря 2019, 14:55

Прошу прощения за ошибку — Челнок! Опечатка!

7 декабря 2019, 18:04

Между нами, медиаторами, своевременно заметили опечатку про чеснок и челнок))) Нужно успеть исправить)))

7 декабря 2019, 18:08

Вкус томата зависит не только от сорта, но и от степени зрелости, способа приготовления. Мы часто собирали их зеленым, а затем дозревали, конечно, зеленые будут кислыми, а переспелые — слишком сладкими. Для заготовок и консервирования лучше подходят такие плоды, а крупные сладкие могут превращаться в жижу (кетчуп))

6 декабря 2019, 23:09

Среди ранних сортов уже несколько лет сажаю гибрид Анюта (срок созревания 75-80 дней) и старый, но хороший сорт Жёлтый Деликатес (очень сладкий). Также пробовала красный Деликатес. Он при минимальных усилиях давал первое урожай в первых числах июня. Катя — неплохой гибрид, а Челнок сажала, но когда семена закончились, повторять не стала. Получила замену.

7 декабря 2019, 04:32

На Монгольском Карлике я узнала от Франса Хасановича, если не ошибаюсь, он давно его выращивает. Так что повелась не на рекламу, а на практический опыт семидачника.

12 декабря 2019, 23:17

Конечно, стоит попробовать, не попробуешь — не узнаешь. Юлия Меняева работает с хорошими контрактами, поэтому продвигает этот монгольский карлик и на Сид Пости, и у Партнера. Блогеры нужны для продвижения товаров.

7 декабря 2019, 06:23

Похоже, интересные томатики, я приняла к сведению первые два, посажу их, если найду.
А вот мне такой попался на глаза, буду искать, он очень понравился, среднерослый, почти идеальный.

7 декабря 2019, 09:24

Полина, спасибо))
Записала, завтра побегу по магазинам, давно ищу такой сорт томатов, чтобы высаживать в теплицу в возрасте 40-45 дней.

8 декабря 2019, 16:19

Наталья, обычно томаты сажают, когда они достигли 45-55 дней после появления всходов! Мы, к примеру, обычно сеем 8 марта. Первые ростки появляются, как правило, 12 марта. Так что от этой даты и следует отталкиваться. Высаживаем в теплицу в период с 28 по 30 апреля. В итоге, получается 48 дней.
Издания «Новый земледелец» АФ Семко

8 декабря 2019, 22:04
Добрый вечер! Я пробовала этот сорт. Он меня не впечатлил ни вкусом, ни урожайностью.
7 декабря 2019, 06:50

В поисках идеального красного томата. У меня много лет были свои семена: большой розовый, бычье сердце, черный принц… Эти сорта великолепны по вкусу и урожайности, но, например, для кобры или томатного сока цвет получается не самым привлекательным… Поэтому в этом сезоне планирую посадить несколько других сортов.

8 декабря 2019, 16:25

Попробуйте посеять Розовый мед!
Он очень сладкий и дает отличный урожай, если его формировать в два ствола. Листья практически не требуют обрезки.

8 декабря 2019, 19:40

У меня есть два сорта розовых томатов, но мне именно красные интересны. Вот такие сорта мне понравились, вам не встречались такие?

8 декабря 2019, 20:27

Прекрасные томаты, от такой красоты текут слюнки! Но я без них обойдусь. Недавно коллега прислала мне красные и очень вкусные сорта со всего мира.

8 декабря 2019, 20:54
Вам повезло, а мне еще предстоит их приобрести.
9 декабря 2019, 11:57

«Наталья, обычно все томаты высаживают через 45-55 дней после появления всходов!»

И это с восклицательным знаком, о боже!
Истинно, тут без комментариев.((

9 декабря 2019, 18:44

Наталья, я прокомментирую ваши фотографии.

Смотрим описание томата Мазарини: «посев на рассаду в третьей декаде марта». Понимаем, что декада — это десять дней, значит, сеять нужно с 21 по 30 марта. Заглянем в календарь и увидим 27 и 28 марта — это пятница и суббота, когда я и посею томаты, так как работаю.
Следовательно, сажаем в пятницу 27 марта. Томаты взойдут в течение пяти дней, значит, 1 апреля.
Читаем дальше: «Посадка рассады в середине мая под пленку».
Считаем. В апреле 30 дней, а середина мая — это 15 число. Итого, к середине мая у нас будет рассада 45 дней.
Это к пленке, в теплицу можно посадить еще раньше. Не помню, чтобы вы растили томаты в открытом грунте.

На второй фотографии — аналогичная ситуация. Посев в марте — начале апреля, в теплицу сажают в апреле — мае. Когда именно следует сажать в марте и высаживать в апреле?

В аннотации к томуату Спас указано, что посев на рассаду осуществляется за 50-60 дней до высадки. Я согласен. Томаты всходят за пять дней, и получается 45-55 дней после всходов, как указано в агрономической литературе.

Есть вопросы? Или будем пересчитывать вместе?

По вашему мнению, нужно ли держать рассаду томатов в течение 70 дней?

11 декабря 2019, 19:34
Наталья, вы разобрались со сроками пересадки рассады томатов в теплицу? Вы не ответили мне.
12 декабря 2019, 04:23

Тихо, ну зачем так кричать?))
Мне не нужно разбираться, я выращиваю томаты уже 27 лет и надеюсь продолжать это занятие!))
Я вам показала сроки высадки рассады, рекомендованные производителями семян, которых я всегда придерживаюсь,
и ни разу не оставалась без урожая.
А вы можете сажать свои когда хотите, у меня все четко — все зависит от сроков вегетации томатов)))
Скороспелые томаты — 60-75 дней
Раннеспелые томаты — 76-90 дней
Среднеспелые томаты — 91-105 дней
Среднепоздние томаты — 106-115 дней
Поздние томаты — 116-130 дней

И учитывать сроки нужно не после пикировки, а с момента прорастания семени.
15 марта посеяла, через пять-шесть дней взошли, и отсчет начался.

Последний раз редактировалось 12 декабря 2019, 04:26
12 декабря 2019, 18:17

Вы показали свои сроки, которых придерживаетесь. Из этого можно сделать вывод, что вы держите томат в горшке или ящике на протяжении указанного на упаковке времени? 60 дней? Наталья, кто-то говорил про пикировку, но я не помню, чтобы кто-то это упоминал… Что означают сроки вегетации ваших томатов?))) Томат — многолетнее растение. В ваших условиях до заморозков! Так причем здесь срок вегетации.

13 декабря 2019, 08:06

Что такое вегетационный период:

Несмотря на схожесть в названии, период вегетации и вегетационный период имеют разные значения.
Второй термин характеризует временной рамки развития конкретного вида растения или его сорта и является биологическим понятием, охватывающим срок от всходов до полного созревания. Поэтому определяется категория растительной культуры.
Они могут быть поздними, среднеспелыми и ранними. В отличие от этого, период вегетации — это время, в течение которого возможно развитие растений. С момента прорастания семян или распускания почек до образования семян или прекращения роста вегетативных органов растения.
Каждый вид плодово-ягодных и овощных культур имеет свои сроки вегетации и особенности. Они влияют на сроки цветения и созревания урожая. Например, у картофеля, помидоров и огурцов это зависит от сорта.

Вегетация раннеспелых огурцов длится до 100 дней, а позднеспелых — до 115 дней. С момента посева и начала цветения овоща может пройти 25-45 дней.
Скороспелые помидоры растут и развиваются активно до 75 дней, а поздние сорта могут быть активными до 130 дней.
Вегетация картофеля в среднем занимает 110-130 дней, что также зависит от сорта, который может быть ранним, средним и поздним. Период вегетации у картофеля начинается с момента появления ростков и заканчивается, когда куст картофеля засохнет.
Период вегетации однолетних растений
Как видно из названия, эти растения существуют только один год. Таким образом, за свою жизнь они проходят только один вегетационный период. В его ходе однолетние растения проходят следующие фазы:
 прорастание семян;
 образование небольших побегов;
 распускание почек;
 возникновение бутонов;
 цветение;

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ