Недавно кто-то из знакомых задал мне вопрос: «Какую собаку стоит выбрать для дачи?» Я не могу сказать, что в моей голове мгновенно пронеслись все 470 пород, о которых мне хоть что-то известно))) Однако этот вопрос заставил задуматься. Существуют ли породы, которые подойдут именно для жизни на даче? Какие качества должны быть у собаки: компаньон, служебная, охотничья или декоративная; крупная или маленькая; для жизни в помещении или на улице?
Давайте сначала обсудим вопрос ответственности. Собака — это живое существо. Она нуждается в пище, прогулках, игре, учёте своих нужд и иногда может проявлять непослушание. И это происходит не из злого умысла, а от тоски по хозяину. Будучи владельцем собаки, нужно понимать, что временами не получится уехать далеко, подольше поспать или выйти на улицу в удобное время. Следует заранее продумать: сможете ли вы регулярно гулять с питомцем, оставить его на время отпуска, сделать необходимые прививки и следить за его здоровьем. И только когда вы ответите на все эти вопросы, можно переходить к разговору о выборе породы.
- Большие, средние и крошечные.
- С длинной, жесткой, короткой или гладкой шерстью.
- Пастушьи, охотничьи, служебные, декоративные, ездовые.
- Чистокровные, метисы и дворняжки.
Многие собачьи породы формировались на протяжении веков с учетом определённых требований. Охотничьи собаки должны были уметь находить дичь и приносить её хозяину; ездовые — тянуть упряжки; служебные — работать с человеком, охранять территории или выполнять спасательные операции; декоративные собаки просто созданы для радости и эстетического наслаждения, что делает их похожими на кошек))) Все эти функции также определяют характер собаки — от суровости и деловитости до чувствительности и капризности.
Тридцать лет моего общения с собаками, из которых 15 лет я провела в племенном центре и участвовала в выставках, дали мне возможность увидеть и оценить множество персонажей. Я сталкивалась с трусоватыми кавказскими овчарками, агрессивными таксами и бесстрашными той-терьерами. Многоликие ши-тцу и пекинесы, безшерстные китайские и мексиканские собаки, гладкошерстные доберманы и боксеры, а также гигантские ирландские волкодавы и миниатюрные чихуахуа. Нет ни одной универсальной породы, которая подошла бы под любые обстоятельства. Каждая порода может иметь в своей группе агрессивных или трусливых особей, и ни одна порода не застрахована от генетических заболеваний.
Каковы же будут ваши цели для собаки — охрана есть ли необходимость, защищать семью? Готовы ли вы заниматься дрессировкой? Тогда обратите внимание на породы как немецкая овчарка, ротвейлер, доберман, боксер, черный терьер и некоторые экзотические собаки, такие как бурбуль и леонбергер. Очень хорошо поддаются обучению бельгийские овчарки, например, малинуа.
Или вы ищете активного друга-компаньона, который сможет быть заменой дверному звонку? Если вы добираетесь до дачи на общественном транспорте и хотите взять питомца с собой в поездку? Рассмотрите небольшие породы: той-терьер, чихуахуа, французский бульдог, цвергпинчер, цвергшнауцер, шпиц, папильон или брюссельский гриффон.
Возможно, вас притягивает размеренный и непринужденный питомец, который не стремится к активным действиям? В таком случае стоит обратить внимание на мастифов.
А может, вам нужен энергичный пес, который с радостью встретит вас и спокойно проведет время, пока вы заняты своими делами?
Готовы ли вы регулярно ухаживать за шерстью своего питомца? Мыть, расчесывать и убирать? Да и следить за тем, чтобы мягкая мебель была в чистоте, будет ли вам это тяжело? Тогда вам подходят ши-тцу, афганская борзая, йоркширский терьер, колли, шелти, шпиц или пудель. Пудели практически не линяют, но их шерсть требует внимания, так как она постоянно растет и нуждается в регулярной стрижке.
Определитесь, где ваша собака будет проживать. В доме летом, а зимой в квартире? Или вы круглый год живете в своем доме и хотите держать собаку на улице? В таком случае обязательно позаботьтесь о будке, чтобы защитить питомца от плохой погоды и обеспечить ему достаточное пространство для движения. В будке собака должна легко стоять и лежать, вытянувшись во всю длину. Вам также понадобится вольер для выгула, чтобы защитить цветы и огород от проказ вашей молодой собаки, а гостей — от её чрезмерного внимания. Это также даст вам возможность быть спокойнее: собака не сбежит и не уйдет на чужую территорию в поисках приключений.
Каждый щенок — это своего рода лотерея. У него на 50% присутствуют генетические данные, а остальные 50% составляют усилия, которые вложит владелец. Чем отличается породистая собака от дворняжки? В первую очередь — предсказуемостью внешних характеристик: роста, окраса, качества шерсти и, в определенном смысле, характера.
Никто не может предсказать, каким вырастет забавный щенок из нестандартного помета. Если для вас не важна порода, обратите внимание на тех, кто оказался в приютах. Можете найти там верного и преданного друга.
Также, возможно, благодаря собаке вы откроете для себя новое увлечение.
Станьте постоянным участником выставок, увлекитесь тренировками, аджилити или даже танцами с собакой.
Как же вы выбирали своего питомца?
Это может быть интересно:
- Как предотвратить безответственное поведение некоторых владельцев собак?
- Как совместить растения и домашних животных в одной территории?
- Как защитить клумбы от собак?
Статья опубликована в разделе: домашние животные, собаки на даче, собаки, породы, советы, статьи
247 комментариев 59 спасибо за статью 9 в избранном 84186 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Ирина Нерехта 14 декабря 2016, 12:48
Сказать спасибо! Вы поблагодарили 9292
Добавили статью в избранное
Добавить в избранное
Комментарии ( 243 )
27 декабря 2016, 18:15
Для дачи лучше садить охотничьих «крысоловов»… На пару дней, чтобы всё перекапывало и пугало крысят (мышей, кротов). Мне такого поросенка-кабанчика показывали, когда выгул проходил — может нору раскопать))
29 декабря 2016, 22:46
29 декабря 2016, 22:59
Кузьма Гаврилыч, привет!
30 декабря 2016, 09:20
А мы с Чернышом (тоже служебная порода) сами ходили на дрессировку, т. е. хозяева с собаками были вместе. У нас в городе это нормально. И правда, что занятия можно проводить самостоятельно — это больше дисциплинирует хозяев, чем собак. Я тоже этому очень рада и благодарна. Вставали в 4 утра, выбегали на улицу (тогда жили в квартире). Полутора месячный щенок через 2 недели понял, что в туалет нужно ходить только на улицу. Конечно, следили: покормил, собака спит — на улицу. Гуляли по 4 раза в день. Забота о живом существе очень дисциплинирует!
Мы взяли овчарку из питомника, ему было полтора года. Сначала не понимали друг друга, он сильно пугал меня: здоровый кобель с агрессивным характером — только и делали, что подкормливали его сардельками. Да еще и не знали, чему его там научили (примерно — задерживать преступников). Команду «место» он вообще не знает. У него своя будка, он там очень любит быть и не уходит оттуда никуда, только скалит зубы и рычит, когда пытаемся его выманить. Мы не развивали его способности, и после 8 лет он так и остался у нас агрессивным и кидается на всех. Мы постоянно переживаем за людей, потому когда нас нет дома, он на цепи, от греха подальше. Но с нами он замечательный, обожает кошек, команды выполняет лишь по жестам, игривый и веселый. Конечно, мы знаем границы — не провоцируем, не беспокоим когда ест.
Он все понимает и ни разу не подводил нас. Это доставляет удовольствие (хоть и весело): говоришь «нельзя», значит нельзя и всё. И на улицу также нельзя — просто стоит и смотрит. А вот дворняжка Чучка делает что хочет — даже через забор перепрыгивает, если ей что-то нужно.
Мы и сына в другом городе увидели, когда он в гости приезжал — Тайсон со скулежом его встретил, радовался. Вот тебе и неразумные.
Ирина, а где живет ваш доберман? Если на улице — какая у него будка? В 25-30 градусах Тайсона не оставляем на улице, пускаем домой.
30 декабря 2016, 17:15
Доберманы имеют короткую шерсть, у них нет подшерстка. Поэтому их не оставляют на улице. Кузя у нас живет дома.
31 декабря 2016, 08:52
Ему повезло! Вообще!
Красавчик, мускулистый!
У наших Кассия не было подшерстка, а у Ванды он был очень густой (оба черные). Кассий гулял на улице в свитере, а Ванда страдала от жары даже зимой.
3 января 2017, 21:40
И мы выбрали своих питомцев — самоедка Рада и дворняшка Шаман.
Воспитатели из нас не очень хорошие — вместо строгого подхода мы начинаем их баловать и целовать.
Мы их обожаем! ))
4 января 2017, 17:52
А какая шикарная шерсть у Рады!
10 января 2017, 21:32
Ирина, как вы считаете, подходит ли московская сторожевая для содержания на улице? Как у них развит характер и отношение к членам семьи и детям? Я выбираю между немецкой овчаркой и московской сторожевой.
11 января 2017, 00:41
Немецкая овчарка — это служебная порода, и без курса дрессировки не обойтись, если вы хотите, чтобы ваша собака действительно работала.
Московская сторожевая — это одна из немногих пород, выведенных в Советском Союзе в 50-х годах на базе питомника «Красная звезда». Целью селекции было получение собаки, аналогичной кавказской овчарке, при этом обладающей более универсальными навыками, а не только охранными. Кавказские овчарки, как правило, не поддаются дрессировке по программам ОКД и ЗКС, их обучают только для выполнения задач караульной службы — они больше гавкают и пугают людей, чем реально охраняют.
Создавая новую породу, использовали кавказских овчарок и сенбернаров, чтобы привнести в характер умиротворённость и послушание. В результате получилась московская сторожевая.
Лично я вижу в ней что-то от раскрепощенного сенбернара. Официально порода была признана совсем недавно — в 1985 году.
Эта собака без проблем может проживать на улице, но обязательно требуется будка. Что касается характера, всё зависит от множества факторов. Важно познакомиться с родителями щенка, чтобы оценить их поведенческие качества. Если оба родителя проявляют агрессию или трусость, стоит задуматься о другом щенке. Однако даже у нормальных родителей могут встретиться потомки с проявлениями кавказских черт. Щенок должен быть смелым. Ему не должно быть свойственно прятаться или уходить от людей. Нормальный щенок должен быть любознательным, подходить к незнакомым, обнюхивать их и играть. Когда его перевернуть на спину и попытаться удержать, он должен сопротивляться, но не проявлять агрессию или рычать. Существуют специальные тесты, которые помогают предсказать, каким вырастет собака. Можно поискать в интернете тест по методике Фишера-Волхарда, их лучше проводить на щенках в возрасте 45-60 дней.
Если у вас есть дети, подумайте о сенбернаре в качестве друга и защитника для них.)))
11 января 2017, 11:22
Могу вставить свои «три копейки»? Я не опытный собаковод, но у меня была московская сторожевая. Это случилось около 20 лет назад, когда мои сыновья были ещё маленькими: старшему было три года, а младшему — пять месяцев, когда мы взяли щенка. Наша Берта была результатом не запланированной вязки, однако нас родословная не интересовала, так что мы не придали этому значения. Главное, она выросла умной и привлекательной, дружелюбной, энергичной и коммуникабельной. Чужие люди, конечно, не всегда верили в её дружелюбие, зато она прекрасно охраняла наш дом.
С детьми она ладила просто замечательно. Вероятно, это связано с тем, что они росли вместе, но, думаю, её характер также сыграл немалую роль. Агрессивности она не проявляла, даже по отношению к незнакомцам. А вот любопытство у неё было просто великолепным.
Она очень быстро освоил основные команды (сидеть, лежать, ко мне, рядом, место), хотя характер её был независимым, и с послушанием иногда возникали проблемы. Вожаком она признавала меня, а мужа слушалась не так охотно, поэтому прогулки с ней доставляли ему немало хлопот. Правила в доме она знала, но время от времени пыталась их нарушить))) Очень хорошо понимала, когда совершает что-то запрещенное. Если её ловили, достаточно было строго сказать: «Берта!» — и она сразу принимала виноватый вид)) Старалась прикинуться, что просто «мимо проходила» и ничего не делала))
Она жила у нас в квартире, так как у нас была достаточно большая площадь. Но я всегда думала, что ей было бы комфортнее на свежем воздухе в будке — в квартире было жарко. Часто она уходила к дверям, чтобы находиться на прохладе, и укладывалась там на коврике. На кухне, напротив балконной двери, пыталась устроиться, но её оттуда выгоняли, так как там было тесно))
Важно учитывать, что у собак, помимо особенностей породы, также играют роль наследственность и воспитание. Я знала, к примеру, добряка-ротвейлера, который вел себя как истинный медвежонок — когда я, чужой человек, приходила в дом, он норовил прижаться ко мне, как кошка. Когда его хозяин приходил домой и звал его, пес даже не отвлекался, ведь ему было важнее получать внимание от меня.
У знакомых были немецкие овчарки — идеально натренированные, умные и адекватные. Они очень ласково относились к деткам и никогда не проявляли агрессии, хотя могли защитить своих хозяев и их жилище при необходимости. Но у нас жильцы напротив держат «немца» с косяками: ни капли контроля, постоянный лай на всё, что движется, и на любые звуки. Хозяев он не слушает, отказывается выполнять команды… Это мучение как для соседей, так и для самих владельцев, но собака не виновата — таковыми являются её безответственные хозяева…
Итак, порода важна, но характер и поведение животного зависят не только от её особенностей.
11 января 2017, 11:39
Марина, вы абсолютно правы. Крайне важно выбирать щенка от адекватных родителей. Вам повезло с московской сторожевой — в ней преобладают гены сенбернара)))
Что касается немецких овчарок, то сейчас многие из них имеют проблемы с психикой. В 90-х годах на выставках доберманов можно было встретить много лая и шума. Но сейчас они стали более уравновешенными и адекватными, с отличными рабочими качествами. Немецкую овчарку же посетила не такая удача: приток европейских кровей и стремление к совершенству внешних данных негативно сказались на её психическом состоянии. Нынешние «пустолайки» стали обыденной реальностью. Оторванные от серйозной работы, они требуют немалых усилий при воспитании.
Позвольте рассказать одну историю, которая произошла десять лет назад. В наш город приехал руководитель питомника из Дмитрова, который профессионально занимается подготовкой собак для МВД, включая охрану высокопоставленных лиц. Этот человек объехал самые удаленные уголки страны и собрал старые линии немецких овчарок. Он уговорил владелицу девятилетней суки повязать её и выкупил весь помет. Мы охотно ходили на его лекции и мастер-классы — это было настоящим откровением. Он отобрал несколько собак для тренировки в своем питомнике, среди которых был и будущий папа моего Кузяшки — Каса ди Оро Габриэль. На демонстрационных мероприятиях после обучения Гаврюша произвел такое впечатление на тогдашнего министра МВД, что его официально стали кормить лучше)) Министру показалось, что мальчик слишком худой)))
А мой Кузяшка очень ласковый и добрый пёс. Иногда он немного неуклюжий, когда проявляет свои эмоции))) Главное — это успеть увернуться от его восторга))) Но с посторонними он ведет себя строго. Он прекрасно справляется с ролью охранника.
11 января 2017, 20:24
Большое спасибо… Подумать нужно.
11 января 2017, 18:43
Разрешите мне рассказать о своем любимце. Его зовут Шах, он чистокровный немецкий длинношерстный овчар. Ему сейчас уже семь месяцев. Несмотря на юный возраст, он просто умница и легко обучается, к нам очень ласков, как кот. У нас также есть кот, который порой может быть довольно злобным и даже иногда пытается напасть на Шаха, а тот воспринимает это как игру. Но стоит ему встретить постороннего, он мгновенно превращается в серьезного и решительного охранника. В данный момент мы работаем над корректировкой его поведения. К сожалению, сейчас он немного хромает из-за травмы, поэтому активно заниматься не можем. Кстати, большое спасибо Ирине за советы, которые она дала мне во время травмы, но мы все равно с удовольствием продолжаем гулять и ждем команды.
Что касается породы, я хотела бы выразить свое, наверное, субъективное мнение. Немецкие овчарки — это замечательная порода как для охраны, так и в качестве компаньонов, если дарить им любовь и уделять внимание воспитанию. Это, пожалуй, применимо ко всем породам. Это уже моя вторая немецкая овчарка. Первая ушла восемь месяцев назад, ей было 12 с половиной лет. Честно говоря, до сих пор переживаю. Это была уникальная собака… Каждый владелец может так говорить о своем любимце. Мне казалось, что лучше него уже не будет. Но сейчас я могу сказать, что мне повезло, и у нас появился прекрасный щенок с чудесным характером. Сравнивать их невозможно, поскольку у всех собак разные характеры, привычки и привязанности.
Всем желаю удачи и благополучия!
11 января 2017, 20:26
Ваш малыш выглядит очень симпатичным))) Постарайтесь не поощрять любую агрессивность в этом возрасте. Позже объясните, как следует корректно вести себя. Важно, чтобы все его действия исходили из ваших команд, а не были самодеятельностью с его стороны.
13 января 2017, 17:15
Спасибо, Ирина! С наступающим Старым новым годом!
8 февраля 2017, 09:34
Сенбернар — это моя мечта. Я уже сообщила своим близким, что следующая собака в нашей семье обязательно будет этой породы. Единственное, чего я хочу — это найти щенка с отличной генетикой и здоровьем. Но как это осуществить, ума не приложу. Ранее, когда мы жили в квартире, условия не позволяли завести такого крупного животного, а теперь в доме для этого самое подходящее время. Думаю, что к тому времени, когда мы заведем сенбернара, уже и внуки подоспеют, и такая большая собака станет отличным спутником для них.
8 февраля 2017, 18:29
Если захотите, могу познакомить вас с потрясающей заводчицей сенбернаров в России, но, к сожалению, не помню, из какого она города! Татьяна занимается этой породой уже более 16 лет! У неё замечательные собаки!
13 февраля 2017, 07:24
Здравствуйте. Буду признательна за любую информацию. Хотя, конечно, рано ещё строить планы. Наша собака только что исполнилась три года, а немецкие овчарки живут довольно долго. Я планирую завести сенбернара, когда с нашей овчаркой что-то произойдет. Они прекрасны с точки зрения темперамента, я правильно поняла? Меры по здоровью здесь очень важны. Просто хочу быть уверенной, что щенки от родителей, свободных от характерных для породы заболеваний. Но в любом случае, такая информация пригодится, может быть, не мне, но и другим.
13 февраля 2017, 11:15
Прежде чем решите завести сенбернара (если всё же решите), обязательно пообщайтесь с владельцами этой породы, а не только с заводчиками… Эти собаки не только крупные и впечатляющие, но и не всегда ловкие… Если нужны просто для охраны, то они могут испугать незваных гостей своим видом, но на этом всё… Поэтому вам стоит точно определить, для чего именно вам нужна такая «гора»… Если внешность не главное для вас, возможно, стоит рассмотреть и другие породы… У вас есть время подумать…
13 февраля 2017, 11:50
У меня есть знакомые, у которых есть такие собаки. Интерес к этой породе возник у меня ещё в школьные годы. Сначала я увлекалась ньюфундлендами, но вскоре мое внимание переключилось на сенбернаров, которые так и остались моим идеалом. Что касается их неповоротливости — именно это качество мне так нравится в них. Я сама по натуре медлительная, все делаю очень неспешно. Поэтому предпочтение отдаю животным, которые могут спокойно встать, немного походить, а затем снова легнуть от усталости. С активными питомцами мне гораздо сложнее общаться — я ощущаю, что мы с ними на разных волнах. Даже кошки в моем доме излишне энергичные, они не просто ходят, а буквально носятся по квартире. Мне нужно спокойствие и тишина. К примеру, я не в состоянии контролировать своего питомца, она постоянно скакала и не могла постоять рядом ни секунды, о чем меня это очень расстраивает. Когда к нам приходит кобель московской сторожевой, она осиливает его за считанные минуты до такой степени, что ему становится не по себе. Он потом просто лежит, как будто отключенный. И вот я смотрю на него и молю Бога подарить мне такую же медлительную и расслабленную собаку.
14 февраля 2017, 12:23
Извините, но ваш комментарий звучит странно. «Я хочу сенбернара из-за их медлительности.»
Есть множество пород с уравновешенной психикой, которые также спокойны и хорошо поддаются дрессировке. Почему же вам как назло достаются только активные? Зачем вам это? Вы считаете себя экспертом в этой области?
14 февраля 2017, 13:50
На чем вы основываете свое мнение о том, что я себя считаю экспертом? Я такого не утверждала. Меня действительно привлекает сенбернар за его размеренность, и что в этом плохого? Пород множество, но именно он мне нравится. А вот мои питомцы по своему темпераменту оказались довольно активными, просто так получилось. У них же не написано на лбу: «Я буду озорным и энергичным, выбирай меня, а не того, кто станет безмолвным диванным лежебокой!»
14 февраля 2017, 14:37
Недавно я узнала о таких собаках, как «евразиер».
По словам владелицы, это такие питомцы, которые «где положил, там и нашел».
Он немного заботливый: когда вся его семья отсутствует, он начинает волноваться.
Как-то он сбежал с хозяйкой на пробежку, но когда она начала собирать спортивные вещи, он демонстративно пошел к своей лежанке и закрыл глаза.
Единственный минус — он ужасно пушистый.
14 февраля 2017, 14:57
Я только читала о евразиерах, ни разу их не видела))) «То ли упитанная лисичка, то ли волчонок».
Может быть, просто проходила мимо и не заметила.))) Есть еще интересная порода — австралийский хилер, это гиря-шарик с оригинальной расцветкой, звучит любопытно.
15 февраля 2017, 08:43
Никогда не слышала об этом, пойду почитаю кто такой. Да и про хилера тоже, я бы его с обычной дворнягой легко перепутала.
13 февраля 2017, 12:52
Собаки Татьяны просто замечательные! Она посвящает все свое время именно этой породе, углубляя свои познания в сенбернарах. Но это лишь мой совет в выборе, ничего больше…
8 февраля 2017, 22:19
Мне нравятся короткошерстные сенбернары. Они такие мягкие.))) Но если планируете держать собаку на улице в северных широтах, лучше отдать предпочтение длинношерстным.
Начать стоит с изучения стандартов породы. Посетите выставки и заранее подготовьтесь к рингу этой породы. Наблюдайте за теми, кто побеждает в рингах, и общайтесь с владельцами. Лучше всего посетить клуб, где профессиональные кинологи всегда помогут вам с выбором щенка и расскажут, где его приобрести.
На мой взгляд, такой уход за шерстью гораздо проще.
13 февраля 2017, 07:49
Какой красавец! Меня больше привлекают длинношерстные, но я отдаю себе отчет, что на уход за шерстью уйдет много времени. Тем более, планируя держать собаку на улице в вольере. Поскольку я решила выбрать именно такую породу, придется уделять внимание качественному уходу, никуда не деться. Говоря о дисплазии, это действительно серьезная проблема среди собак больших форматов. К сожалению, я сталкивалась с подобными случаями. У знакомых был сенбернар, у других — ньюфаундленд. В обоих случаях была диагностирована тяжелая дисплазия. Эти ньюфы были куплены в питомнике, который много лет занимается разведением этой породы. Внешне собаки были просто великолепны, родители и щенки получали множество наград на выставках. Они все были из шоу-класса. Насколько мне известно, все прошли специальное обучение и имеют на это документы. Однако со здоровьем не все так радужно. Один из знакомых кобелей, как мне кажется, погиб через два года из-за воспаления легких, а дисплазия оказалась. Второго также приобрели у того же заводчика, ему было около года, когда я пришла в гости. Я зашла, он лает, но к выходу не выходит. Спрашиваю, что случилось, мне отвечают — он обезножил, неделю лежит, его выносят на улицу на руках. Лечимся, говорят. Затем после показа фотографии, узнала, что у него родились щенки. Они себе оставили дочь от него. И как тут вообще можно доверять? Я считаю, что собаки с подобными заболеваниями не должны участвовать в разведении. Они красивые и породистые, но болеют. Не хочу, чтобы так было у меня: собака мучается, а я с ней вместе. Я заходила на сайт питомника, там все вроде как на высоком уровне, но нигде не указано, что в разведении участвуют собаки с дисплазией. Если бы я этого не знала, возможно, не поверила бы. Что касается сенбернара, здесь ситуация примерно та же, но взятая у другого заводчика.
10 февраля 2017, 14:39
Вы даже не представляете, сколько он ест? Ведро! У них большой вес, и часто наблюдаются проблемы с конечностями…
10 февраля 2017, 14:59
Если собака ест ведро, значит, у нее проблемы с усвоением пищи или её кормят некачественным кормом. Или, возможно, глисты мешают нормально переваривать пищу. Чтобы улучшить пищеварение, можно воспользоваться чудесным препаратом «Бифитрилак» — он помогает усваивать пищу. От глистов — в зоомагазинах сейчас множество препаратов.
Я специально проверила норму на корм для крупных собак на упаковке. При весе 80 кг — свыше 0,8-1 кг корма в день, поэтому ведра хватит на пару недель.))))
Что касается суставов — дисплазия у крупных пород встречается довольно часто. Лучше всего взять щенка от родителей, у которых диагностировано отсутствие дисплазии. Это подтверждается тестами, где указывается HD — свободен от дисплазии.
Дисплазия у собак наследуется, по разным данным, в 20-60%. Если у родителей нет дисплазии, то проценты здоровых щенков составляют около 80%. Легкая дисплазия обычно не влияет на общее состояние питомца.
12 февраля 2017, 11:49
Спасибо за советы, но я уже многие годы владею этой породой и знаю, о чем идет речь…
13 февраля 2017, 12:45
За один раз ведро съедает? Какой его объём?
13 февраля 2017, 14:00
Это зависит от корма. Не спорю. У нас доберман весит 50 кг. На месяц ему хватает 15 кг корма.
14 февраля 2017, 12:48
У меня тоже была доберманша… Я взяла её у заводчика… Она вымотала меня и всю мою семью! Я не знала об особенностях этой породы и о том, как важно выбирать с уравновешенной психикой. На прогулке с двумя строгими ошейниками она тянула так, что непонятно, кто с кем гуляет… Спускаться по лестнице было настоящим испытанием! Я водила её на площадку для ОКД. Тренер говорил, что собака очень умная, но не хватает терпения на послушание… К примеру, когда слышала команду «апорт», она не могла усидеть спокойно, вся тряслась от нетерпения и срывалась с места… Но даже это не было самой главной проблемой… Обычно не рекомендуется кормить собаку перед прогулкой, но в нашем случае это было не наш вариант. Я кормила её очень щедро, и, несмотря на это, как только мы отпускали её, она тут же начинала осматривать все помойки на своем пути и находила всякую гадость, не могло обойтись без этого… И это ещё не все… Вернувшись домой, она просто «показывала результат» с двух сторон. Пробовала перед прогулкой не кормить, но становилось ещё хуже… Но несмотря на всё это, она была любимицей всей семьи. Часто, сидя на кресле, она подходила ко мне, клала голову на плечо и смотрела так, что прощала ей всё! Она тяжело заболела «олимпийкой» или острым гастроэнтеритом… Все думали, что она не выживет… Неделя, проведенная под капельницами, привела к тому, что она впала в кому… Но она выжила… А потом началась адаптация… Я кормила её только протертым… Потом мне подарили той-пуделька на 8 марта… Моя подруга искала собаку для охраны. У доберманов это в крови. Я отдала ей. Но очень скучала и часто навещала её… А потом, не знаю, может, снова что-то съела, но подруга позвонила и сообщила, что моя Яделина умерла… А вот мой Джоник прожил 18 лет и приносил мне только радость! Шерсти нет, запаха тоже нет, мне казалось, что он понимает каждое слово, ОЧЕНЬ ПОСЛУШНЫЙ и УМНЫЙ… Единственный его недостаток — не мог оставаться один дома. Приходилось всегда брать его с собой. Под конец жизни он пережил инсульт, стал плохо видеть и совершенно ничего не слышал… Начались проблемы в семье и мне пришлось его усыпить… Для каждого из нас его собака — САМАЯ ЛЮБИМАЯ! На данный момент я не беру нового питомца, хотя когда вижу пуделя на улице — сердце разрывается…
14 февраля 2017, 13:10
Те, кто берут добермана впервые, потом делятся на две группы. Первая группа — «никогда и ни за что еще раз». Вторая — «с доберманом на всю жизнь». Очень многое, но не все, зависит от характера первой собаки. Нам сразу «повезло» получить настоящего монстра. Со временем, а в этом году будет 30 лет, как с нами эта порода, были и другие собаки. Но все они оказались лучше первой.))) Поэтому в собаках для меня важны стабильная психика и отсутствие необоснованной агрессии.
26 мая 2019, 00:46
Согласна на все 100%. Устойчивая психика и отсутствие ненужной агрессии — это то, что важно.
Мой миттель — сам принимает обдуманные решения, умный, только говорить не умеет. Он всё понимает, но с людьми иногда бывает сложнее.
18 октября 2019, 12:19
Я из тех, кто — никогда и ни за что еще раз.)))
14 февраля 2017, 17:51
Когда вы берете щенка, в первую очередь адаптируйте его к дому и семье — это обычно занимает пару недель, и начинайте знакомить с командами — КО МНЕ, РЯДОМ, СИДЕТЬ! Именно в таком порядке — и с подзывом, ходьбой на поводке и выдержкой не возникнет проблем! Естественно, занятия должны быть соответствующими его возрасту и обязательно с использованием лакомств, потом, когда ему исполнилось полгода, нужно добавлять игру и тепло помимо угощений.
Главное — регулярно выделять время на занятия по 20 минут, остальное время — это ваша повседневная жизнь с общением с питомцем и параллельным обучением командам и другим требованиям.
14 февраля 2017, 14:02
Ирина, каково твое мнение о системе классификации интеллекта собак, предложенной Стенли Кореном?
Мне любопытно узнать, что ты об этом думаешь. Наверняка, ты знакома с его книгой
Стенли Корен «Интеллект собак».
14 февраля 2017, 15:10
Наташа, к этому я отношусь довольно сдержанно))) В принципе, такая классификация имеет право на существование, но полагаться на результаты тестов на все 100% не стоит. Это схоже с ЕГЭ. Я сама пробовала проводить разные тесты — от простого поиска ключей до методик Корена и Фишера-Волхарда. Недавно я тестировала щенков по просьбе владелицы питомника, которая купила щенка цвергпинчера. Мы позвали человека, которого щенки не видели, распечатали инструкции и по одному запустили их в комнату, где они никогда не были… Но итог оказался таким же, как и без тестирования. Один щенок был осторожен и насторожен, но с прекрасным экстерьером; другой — более простой на вид, но с замечательным общительным характером. Щенят можно оценить уже с момента их рождения. Один из них сразу после появления на свет проявляет характер альфа-лидера, другой — независимый поэт, а третий — скромный и милый. Будущий характер становится особенно заметен к двум месяцам. Важно просто наблюдать за ними.
14 февраля 2017, 17:11
В.corенской классификации есть различия по породам… Понятно, что щенка можно оценить с раннего возраста… Но существуют легкообучаемые породы, и те, которые требуют больше усилий для обучения…
14 февраля 2017, 18:20
Наташа, это все равно что утверждать, что есть народы по умственному развитию изначально одаренные… У собак все еще проще: они на протяжении многих поколений отбирались по рабочим качествам. Для охоты, службы, пастьбы скота, ловли крыс. Исходя из этого и стоит смотреть на их способности. Ожидать охотничьих инстинктов от «пастушьей» породы — значит, что порода изменилась. И вместо того, чтобы перегонять стадо, она будет стремиться отведать куропатку))) Поэтому и тестирование предсказывает разные результаты.
Однажды знакомая рассказала мне о своем отце, который всю жизнь работал с овчарками в МВД, как он тестировал еще слепых щенков. Он ставил их на табуретку и наблюдал. Те, кто нащупывал край и оставался на табурете — сразу становились кандидатами для работы.
15 февраля 2017, 08:39
Как же жаль, что вы так далеко. Так хотелось бы пообщаться с вами вживую. Вы обладаете огромными знаниями. У нас в регионе, к сожалению, не хватает таких специалистов.
Когда я выбирала свою овчарку, тоже изучила, как правильно это делать. Смотрела передачу с Цезарем Милано по этой теме. Однако, когда приехала на место, не смогла правильно ничего сделать. Во-первых, нас не пустили на территорию, где содержатся щенки. Просто выпустили всех на улицу перед домом. Они начали носиться по дороге, и я не могла их поймать. Никакого внимания на нас не обращали, им было гораздо интереснее исследовать окружающее. Все были девочками, и я смотрела на них только внешне. Спросила, кто из щенков самый спокойный, кто медленнее остальных, и мне ответили, что все они одинаковые, раз такой возраст. Но я-то вижу, что они совершенно разные. А что я могла сделать? Ничего. Мой муж начал торопить, давай быстрее уже выбирай любого и уезжай. Я тогда попросила хозяина помочь поймать щенков по очереди — брала их и поднимала. Так вот, ту, которая не укусила и не вырывалась, а просто повисла у меня на руках, я и выбрала. В общем, я очень довольна своим выбором. Она очень умная, знает, что можно, а что нельзя, все команды выполняет без проблем, особенно за лакомства. Вчера мы играли в апорт с говяжьей косточкой. На пищевую агрессию она, к счастью, не страдает. Для меня это важно, так как дома маленький ребенок. Охрана, конечно, у нее так себе, но это не страшно, я и сама охраняю, куда деваться.
15 февраля 2017, 11:23
Хозяин, вероятно, обманывал, либо вовсе не заботился о щенках))) Как такое возможно, что они все одинаковые? Никогда в это не поверю))) У нас были щенки, пятеро, и все совершенно разные. Я старалась подбирать им хозяев, исходя из их особенностей.
Один мальчик — скромный, уехал в Москву, там его искали не самого активного. Второй, менее лидер, самостоятельный, оказался в семье с детьми в Архангельске. Девочка уехала во Владимир, я посоветовала взять активную и смелую, так как в доме уже есть взрослый пинчер. Другую девочку забрали в Петербург, в питомник. Надеюсь, она оправдает наши надежды. Скромная девочка, очень ласковая.
Пятый щенок остался дома. Он активный, уверенный в себе, явный альфа-лидер. Его уже ждут в Вологде, и в выходные он отправится на постоянное место жительства))) С ним придется серьезно заниматься, иначе он всю семью подстроит под себя.
Три поколения. Тихий час.
15 февраля 2017, 12:23
Какая чудесная ребятишки))) Ошейники у девочек и мальчиков такие разные! Ирина, тебе не жалко было отдавать малышей?
15 февраля 2017, 18:05
Как сказать. Я настроена так, что они временные обитатели нашего дома)) Чем дольше щенок остается нераспроданным, тем сильнее к нему привыкаешь. И, конечно, переживаешь о том, в какие руки попадает собака и как ей повезет с хозяевами))
15 февраля 2017, 13:42
Чудесные создания!
10 февраля 2017, 12:50
Всем добрый день! Я бы тоже хотел поделиться своей историей. Мы уже встречались в статье «Дачные заметки пса Черныша», но еще раз представлюсь. Меня зовут Черныш. (к большому сожалению, по каким-то причинам фотки не загружаются) Я появился в доме своей хозяйки Светланы всего лишь полгода назад. Родился я примерно три года назад в Белоруссии и жил свободно. Но меня поймали и отправили в приют с безнадёжной судьбой. Это заведение находится на улице Гурьевской в Минске и называется усыпалка.
Там нас держат в холодных ангарах на бетонном полу в условиях, далёких от нормальных, и кормят плохо. Каждый день мы видим, как умирают наши сородичи. Если за 3-6 месяцев волонтеры не найдут для нас хозяев, нас просто убивают, чтобы освободить место для новых животных. Убийство происходит ужасно — мы задыхаемся от укола.
Когда меня вытянули из клетки с помощью аркана и бросили в закрытый грузовик, где находилось много клеток (они были сложены друг на друга), я уже считал, что это мои последние часы, зная, что моё время пришло. У меня было еще три клетки над моей. Нас погрузили утром, а вечером повезли куда-то. Мы ехали всю ночь. И на рассвете меня вывели из машины. Я со страхом ожидал конца…
Но оказалось, что меня выкупили волонтеры и нашли хозяев в Московской области. Меня забрали из Москвы. Мне сразу дали еду… я не ел и не «гулял» два дня. Позже, когда мы выехали за МКАД по Ленинградскому шоссе, меня наконец выгуляли, а потом увезли в Солнечногорск.
Теперь я счастлив, я любим и люблю свою семью.
Хочу обратиться к вам, люди… понятно, что вы не можете забрать всех нас, но если вы хотите завести собаку или кота… спасите хотя бы одну жизнь (ведь есть и породистые среди нас, если вы не готовы взять дворняжку). Волонтеры помогут подобрать собаку с нужными вам качествами (нас можно найти в интернете — наберите «усыпалка на Гурьевской», там есть наши фотографии).
Посмотрите, каким я стал в «Дачных заметках пса Черныша».
Кстати, я дружу с котом (его фото на аватарке) и с кошкой.
10 февраля 2017, 14:28
Это очень серьезная и непростая тема — ненужные собаки. Если в стаю попадает домашний пес, он очень редко выживает. Чаще всего своры бездомных животных — это потомки тех, кто родился и вырос на улице, не знавших заботы человека. Эти животные действуют согласно законам стаи и не привязаны к людям, что делает их опасными.
Жаль, что проблема решается только с помощью усилий неравнодушных людей, и то, в минимальных масштабах. В Костроме у нас есть своя «усыпалка» — государственное учреждение, работающее по жестоким правилам, и это, к сожалению, реальность. А в окрестностях Костромы находится приют, который содержит свои средства, обеспечиваемые пожертвованиями от неравнодушных граждан. В этом приюте животных кормят, лечат, стерилизуют и подыскивают им новые семьи. Но это бесконечный процесс, который регулярно подпитывают безответственные владельцы, которые жалеют потратить немного денег на стерилизацию своих домашних любимцев. Особенно много животных попадает в приют осенью, когда заканчивается дачный сезон, и хозяева старательно пытаются избавиться от своих нежелательных «плодов». Мне всегда удивляет, как владельцы собак и кошек делают коробки с щенками и котятами, полагая, что кто-то должен и даже обязан решать их проблемы. Проблемы, которых можно было избежать, если бы хозяева задумались заранее.
14 февраля 2017, 12:57
Хочу рассказать еще один случай. Я уже упоминала, что, выбирая породу собак, нужно учитывать, для чего она вам нужна! Моим соседям сын привез щенка ягтерьера (не уверена, правильно ли написала). Пока она была щенком, проблем не было… Но впоследствии она превратилась в крепкую, сильную, охотничью собаку, хоть и маленькую. И началось! Когда ее выпускали, стоял такой визг и писк, что вся улица просыпалась! Она, почему-то, бегала по кругу вокруг многоэтажного дома. При этом разгоняла всех животных, а если удавалось догнать кошку, бедняжке не везло… Воспитания, конечно, не было, хотя все соседи жаловались хозяйке… ВСЕ ЭТО Я ПИШУ, ПОВТОРЮСЬ: выбирая породу, думайте заранее!
14 февраля 2017, 13:22
Каждая порода требует работы над воспитанием и дрессировкой. Не существует абсолютно плохих собак, как не бывает плохих детей. И тех, и других формирует окружающая среда. Первых — хозяева, вторых — родители.
Некоторым людям не подходит не только выбор породы, но и само заведение собак. Часто они это осознают и… через пару-тройку месяцев публикуют объявления о срочной «аллергии». Именно так называется их нежелание нести ответственность за приобретенную игрушку. Другие продолжают мучить и себя, и собаку. Или просто отдают её «в свободное плавание». Стать хорошим хозяином — это сложная задача.
14 февраля 2017, 13:33
Как только я слышу фразу «собака для дачи», у меня на сердце становится немного не по себе. Вокруг сразу возникает картина, как осенью владельцы покидают свой загородный дом, оставляя незадачливого щенка на произвол судьбы. Поэтому лучше говорить о собаке как о члене семьи, о преданной дружбе и безграничной любви до самого конца.
У меня есть лабрадор, и моя собака определенно не для дачи. Она обожает гулять на свежем воздухе, но при этом очень любит копаться в земле и поедать все, что попадается ей на глаза. Когда я впервые привезла её на дачу к родителям (еще будучи щенком), она привязалась на длинный поводок и успела уничтожить все в пределах досягаемости: едва не съела куст жимолости, а в следующий раз умудрилась слопать почти всю созревшую клубнику. Прошлым летом, уже будучи взрослой, она постоянно воришничала с огурцов. Но я все равно буду любить её вечно.
Она — отличная семейная собака, абсолютно не агрессивная, веселая и терпеливая к детям. Здоровье у неё крепкое, ей не нужны комбезы зимой, а летом она с удовольствием плескается в воде.
Это касается вопроса — тщательно подумать перед тем, как заводить собаку «для дачи». Важно, чтобы такая собака не осталась на даче, а стала полноценным членом семьи. Необходимо осознанно подходить к выбору питомца и не переоценивать свои возможности. У вас должно быть время не только для грядок, но и для игр и занятий с собакой, чтобы к концу лета она не превратилась в необузданного монстра, с которым будет сложно вернуться в городскую квартиру.
Когда-то у нас была собака «для дачи». Каждый раз, когда мы приезжали на участок, нам «принадлежала» собака соседа, которая жила через две улицы. Она приходила к нам, попрошайничала и, получив угощение, демонстративно служила. Это была огромная черная овчарка.
Однажды, когда по улице проходили редкие прохожие, она начала громко лаять на них, не позволяя пройти мимо. Разразился курьезный диалог, который можно воспроизвести так:
— Уберите собаку!
— Это не моя собака.
— Ааа, да ладно! (с сарказмом).
— Реально, она сама пришла, и гуляет здесь.
Мне вообще было как-то стрёмно ловить чужую собаку, потому что раньше я немножечко боялся собак. В итоге прохожие с трудом смогли пройти, пока мы угощали собаку пельменями.
После еды она возвращалась домой, а ее хозяин приходил с работы вечерами.
Ой, девчонки, я тут нашла Хилера. У нас в городе таких можно встретить сколько угодно. Правда, они немного отличаются от стандартов породы, но все равно очень похожи. Как только я его увидела, сразу вспомнила о собаке с соседней улицы, которую часто вижу у магазина.
Прелесть. Для любителей небольших собак — настоящая находка!)
Эта порода называется Ланкаширский Хилер.
Каждый хвалит свою породу, и я не исключение.
Возможно, только два ротвейлера могут превзойти одного ротвейлера!
Прежде чем завести ротвейлеров, у меня была восточно-европейская овчарка, затем доберман. Более десяти лет назад я познакомилась со своей Кайлой и поняла, что моей собакой должен быть ротвейлер.
Здесь я когда-то написала статью о ней, когда она была еще единственным питомцем в семье.
Об обеих моих собаках есть дипломы по ОКД-1 и ЗКС-1, что говорит о том, что они не только прекрасно обучены, но и способны защитить семью. Кроме того, они очень общительные, дружелюбные и любят детей.
С младшей мы занимаемся спортом, а старшая уже на заслуженном отдыхе, что в человеческих мерках соответствует 75-80 годам). Попробуйте угадать, кто из них старше?
Кайла и Ора.
Вот такую брошенную собаку мы забрали 3 месяца назад. Устроили ей уютный уголок во дворе, соорудили теплую будку. Долгое время она гуляла на свободе, пока однажды не застряла в заборе с ошейником — это было неудачное вторжение в соседский курятник. Теперь мы привязываем её на длинный поводок, а в морозы вновь отвязываем. Звали её Умкой, когда она была маленькой. Ветеринару мы её возили, ей тогда было всего 2 месяца и весила 2,5 кг. Сейчас ей 5, и весит 7 кг. У неё изменился окрас. Мы учим её команде «сидеть» и она любит носить палку. Помогите, пожалуйста, определить, к какому фенотипу относится моя Умка?
Я не совсем понимаю, что такое фенотип, но на взгляд, она чем-то похожа на Каштанку.
На фото немного напоминает акиту.
Если собаку любить и воспитывать, она станет «для дачи», а на самом деле — для семьи. Я имела мальтийскую болонку по имени Дина. На первый взгляд, она могла показаться изнеженной и капризной, но на самом деле она была великолепным компаньоном для ребенка! Динка гуляла со мной по забору, каталась на горках, летом играла в футбол. Считаю, что собака-компаньон для ребенка должна быть активной и компактной, чтобы ребенок мог взять на себя ответственность за питомца, а не наоборот. Да, она должна быть другом, доброй и ласковой, но и ребенок также должен понимать, что на прогулке он несет ответственность за собаку — он должен уметь остановить её в любой ситуации.
Вторая собака, о которой я не могу вспоминать без слез (и именно поэтому пока не хочу заводить новую), была афганской борзой по имени Айша. Это было умное и добрёное создание, я даже скажу — собака с высоким моральным обликом. Афганские борзые нуждаются не только в дрессировке, но и в воспитании. Привить правила поведения им сложно, потому что они порода, созданная для охоты, и должны уметь принимать самостоятельные решения. Учить их командам бесполезно. Поэтому и необходимо их воспитывать — чтобы решения были адекватными. Нужно подходить к этому серьезно и с любовью, словно к ребёнку. Я даже читала Айше хорошие книги вслух. И она выросла настоящей красавицей. Следует всегда помнить, что несмотря на их изящный вид, борзые — очень серьезные собаки, и их зубы длиной в 1,5 см — это вовсе не игрушечные. Их скорость, сила и мускулы — это оружие. Не зря охотники на родине борзых охотятся на снежных барсов, а у нас — на волков и дикого зверя. Если вы готовы тратить на воспитание такой собаки первые три года, как на маленького ребенка, она приблизит вам радость к многократной благодарности. Уход за шерстью не составляет особого труда, если собака получает достаточное количество физической активности и правильное питание — её шерсть будет здоровой и блестящей. Расчесывать её нужно каждый три дня, так как линяющая шерсть не выпадает сама — её надо вычесывать. Зато в доме шерсти не будет, что является огромным плюсом этой породы. Они никогда не валяются в грязи и не пачкаются. (Все собаководы тихонько завидуют тем, кто отмывал своих питомцев после таких приключений.) Инстинкты охотника Айша удовлетворяла в лесу, а дома собирала всех бедных и нуждающихся в защите — птиц-сирот, брошенных кошек и собак, притащивала очередного калеку и смотрела так, будто говорила: «Лечи и пристраивай, или оставляй жить с нами». Она очень любила ходить с ними в ветеринарную клинику — её даже в операционную впускали, потому что без ее контроля врачи не справлялись. Когда пришло время ей лечиться, она проявляла стойкость. Надо, так надо. Эта собака помогала растить мою дочь, восстанавливала маму после инсульта — она даже напоминала матери о времени приема таблеток и следила, чтобы она их не забыла. Ах, про Айшу можно рассказывать бесконечно. Были и другие собаки. Сейчас мы заботимся о «урожае» — тех, кто остается зимой на даче брошенными. И их тоже любишь. Заботишься о найденышах, подброшенных, «урожае». Лечишь, кормишь, заботишься. Но это не то же самое и не так. Не Айша…
Хотя сегодняшний «урожай» Зайка — прекрасная собака. Смешная. Сначала она была сильно напугана. Постоянно пыталась угодить, как-то подстраиваться, буквально «шагала по углям», всего боялась. В душе у нее была злоба к её бывшим «хозяевам». Она была оставлена на произвол судьбы, чтоб умереть от голода и холода, и как же надо было её угнетать, чтобы она стала такой забитой! Сколько пришлось лечить её… и отит хронический, и печень, и поджелудочную, и гастрит. Эта собака даже не знала, что такое мясо! Не поверите, она не воспринимала его как еду. Но, тем не менее, постепенно она адаптировалась и сегодня выглядит как настоящая собака. Теперь у нас новая проблема — она очень хочет продемонстрировать свою полезность. Она лает на всех, кто проходит мимо участка и прогоняет животных, навязывает свои порядки — собирает свои игрушки в одну кучу, а дочкины — в другую. Она даже лезет в шкаф, чтобы навести порядок! Помощник! И так смешно, когда, думая, что мы её не видим, она зовет деревенских котов и подкармливает их. Но стоит кому-то из людей показаться — она тут же начинает прогонять котов с воодушевлением: «Уходите! Это моя территория!» — всё как в мультфильме про волка и пса. Смешная, но, к сожалению, не очень умная. Если бы она была щенком, то могла бы стать отличным компаньоном для детей, а так — сплошная забота.
У меня обычно алабаи, и этот четвертый по счёту. Два предыдущих ушли от старости, один — от пироплазмоза. С этим собакой сейчас проще: мы даем профилактическое средство, и риск заболевания снижен до нуля.
Мне легче — я живу за городом постоянно. Мы прорезали в железной двери кухни-террасы проход, сделав его безопасным, и повесили пару толстых ковриков из резины, обшитых искусственным мехом. Собака заходит и выходит, как ей удобно, а коврики при этом плотно закрываются, защищая от сквозняков. Помещение зимой отапливается, будки нет, и, в общем-то, она и не нужна. Летом двери открыты настежь.
Я не хожу гулять с собакой, но у меня довольно большой участок. У алабаев есть особенность — они строго ходят в туалет на определенных местах, и учить их этому вовсе не нужно. Эти места обычно выбраны на отшибе, в каких-то кустах.
Собака такая барбосина.)
