Томаты 2019 года. Сорта для открытого грунта: удачные и не очень

Томаты 2019 года. Сорта для открытого грунта: удачные и не очень

37
0

Многие, вероятно, согласятся, что для успешного урожая томатов помимо хороших погодных условий и старательности огородника, основную роль играют высококачественные семена. На мой взгляд, семена составляют не менее 40% успеха.

Однако важно также правильно выбирать сорта. В условиях моего климата для открытого грунта предпочтительны детерминантные и среднерослые растения, которые рано или в средние сроки достигают зрелости, а также устойчивы к жаре (чтобы завязь не обгорала) и растрескиванию из-за избыточной влаги. И, конечно, хотелось бы, чтобы они были максимально устойчивы к фитофторозу.

Кроме того, мне нравятся крупноплодные салатные сорта, я отдаю предпочтение оранжевым и розовым помидорам, а также приветствую желтые, зеленые, «черные», белые и томаты с необычной формой, чтобы это было интересно, а не кисло☺

Когда планирую заготовки, обращаю внимание на урожайность сорта, однородность и плотность плодов, а также их подходящий размер для консервирования.

Разумеется, это лишь идеальные параметры, и если мне попадется привлекательный томат на фото или в описании, я пробую развести и индетерминантные сорта (прищипываю верхушки в конце июля — начале августа) и поздние (сею на рассаду в середине марта). О том, как в этом сезоне росли томаты, можно узнать из статьи «Томаты 2019. Проблемы выращивания в открытом грунте».

Что касается сортов, которые я выращивала в 2019 году, то несмотря на непростые погодные условия, к которым мы уже успели привыкнуть, большинство сортов показали хорошие результаты, хотя были и неприятные сюрпризы, такие как пересорты, трещины и болезни.

Томат ‘Клондайк оранжевый’

Я выращивала этот сорт два сезона подряд, и в итоге осталась довольна. Более подробная информация представлена в статье Томат Клондайк оранжевый. Реабилитирован на второй год.

‘Золотая королева’

Томат ‘Золотая королева’ от «Сибирского сада»; всхожесть семян составила 6 из 9. Этот среднеспелый сорт не слишком высокий (до 1 м), салатного назначения — очень сочный и мясистый, с замечательным вкусом.

Томат ‘Золотая королева’

Несмотря на непредсказуемую погоду, плоды завязывались хорошо, однако первые из них, попав под дожди, немного растрескались у плодоножки.

Томат ‘Золотая королева’

Томат ‘Золотая королева’, 27 июля

Производитель обещал вес плодов до 700 г, но у меня они не достигали такого размера. Самыми крупными оказались первые плоды весом чуть более 300 г, а затем — уже меньше, по 180-200 г.

Общий вес 881 г
Вес 185 г
Томат ‘Золотая королева’

Рос, как и остальные томаты, по 2 растения в лунке, в то время как производитель рекомендует 3-4 на 1 м², так что у меня получилась густая посадка. В следующем сезоне попробую сажать по 1 растению в лунке. Сорт понравился, поэтому добавила семена в свою коллекцию.

Томат ‘Хурма НК’

Томат ‘Хурма НК’ от «Русского огорода» является среднепоздним сортом, поэтому я посеяла его на рассаду заранее – 18 марта. В начале августа я уже собрала один из первых высококачественных плодов для семян. Всхожесть составила 5 из 5.

Томат ‘Хурма НК’

До этого я уже пробовала выращивать ‘Хурму’ от другого производителя – плоды имели отличные вкусовые качества, но существенно отличались внешне.

Та же ‘Хурма’, но от другого производителя (2018 г.)

Томат ‘Хурма НК’

В кисти в основном по 2-3 плода, все довольно крупные, но некоторые из первых плодов имели трещинки у плодоножки. Очень вкусные, сладкие и ароматные помидоры.

Томат ‘Хурма НК’

Прошлым летом мы обсуждали этот сорт, и меня впечатлила фотография в комментариях. Захотелось попробовать такие помидоры и у себя. Думаю, у меня это получилось. Производитель обещал вес в 200-300 г, но мои плоды достигали до 550 г.
Общий вес 1242 г

Вес 557 г
Семена закончились, их было всего 5 штук, но в 2021 году я уже буду использовать свои семена (один год сохраняю семена).

Томат ‘Примадонна’ F1

Гибрид ‘Примадонна’ F1 от «Цветущего сада» оказался, судя по всему, пересортом. Получился ранний, небольшой томатик.

В данном случае даже пересорт мог оказаться полезным. Кажется, он не такой выдающийся, но томат действительно созрел одним из первых и не сильно трескался в дождливый период, всего пара плодов затронуты.

Томат ‘Примадонна’ F1

Это универсальный сорт с классическим томатным вкусом, в кисти 4-6 плодов, хорошо завязывается и дает хороший урожай. Вес в среднем 120-150 г (хотя обещали 100 г). Главное расхождение с описанием – форма: у моих помидоров не было серцевидной формы с носиком. Всходы составили 5 из 6, хотя семена были с сроком реализации до 2018 г.

Вес 121 г

Вес 157 г

Томат ‘Бурковский ранний’

‘Бурковский ранний’ от «Сибирского сада» — скороспелый сорт для открытого грунта, неприхотливый и урожайный. По своим характеристикам он похож на ‘Примадонну’, первым созрел в июле.

Томат ‘Бурковский ранний’

По вкусовым качествам — ничего особенного, но скороспелые томаты обычно не отличаются выдающимся вкусом, их задача – как раз раннее плодоношение. Всхожесть: 4 из 6.

Обещанный вес 150-200 г, но у меня он был меньше, до 140 г. Возможно, из-за густоты посадки.

Томат ‘Джало Санта’

‘Джало Санта’ – среднеспелый невысокий сорт (до 70 см) от «Аэлиты». Должен был быть стойким к холодам и засухе, но у него были проблемы с завязыванием, трещины, он портился и болел, единственный из всех подхватил вершинную гниль (двумя плодами).

Томат ‘Джало Санта’, июль

Вес, обещанный производителем — 100-170 г, но у меня только несколько плодов достигали 150 г, остальные были менее 100 г.

Томат ‘Джало Санта’, 30 августа

Плоды нежные и мягкие, салатного назначения, с приятным вкусом – сладковато-кислыми. Всхожесть составила 5 из 8. Выращивать больше не буду, слишком много других вкусных и надежных томатов.

Томат ‘Золотое сердце’

‘Золотое сердце’ от «Аэлиты» – ультраранний сорт для открытого грунта, великолепные помидоры с насыщенным вкусом, подходящие как для салатов, так и для консервации целиком, а также в дольках, так как они плотные. Сорт очень урожайный, не трескается, независимо от количества дождей.

Первые плоды были довольно крупные — 236 г, затем они становились меньше, но все были одинаковые по размеру, 100-130 г. Всхожесть составила 6 из 9.

Мне очень понравился этот сорт, безоговорочно добавила в свою коллекцию.

Вес 236 г
Вес 119 г

Томат ‘Царский подарок’

‘Царский подарок’ от «Сибирского сада» — среднеспелый сорт с необычной округлой, бочковидной и ребристой формой, розово-жемчужного цвета. Высота растения до 1 м.

Томат ‘Царский подарок’

Я посадила 4 куста в двух первых лунках на ярком солнце, и постоянно расстраивалась, глядя на них, так как первые плоды большие и красивые имели белесые боковины. Я решила, что они сгорели на солнце, и не стоит сажать их первыми в грядку, выставляя наперед.

Но смотря на другие плоды, затененные густой листвой, я заметила, что и они тоже имеют белесые бочки.
А потом я углубилась в описание и поняла, что это особенность сорта – в технической спелости они именно розовато-жемчужного цвета, а затем, в биологической спелости, становятся полностью розовыми.

Томат ‘Царский подарок’, первый, 15 августа

Томат ‘Царский подарок’

Этот сорт оказался очень вкусным и привлекательным. Вижу смысл сажать еще, благо у меня остались семена, а также я собрала свои. Попробую посадить по 1 растению в лунку, хотя вес плодов достигал до 500 г, как и обещано; интересно, как они проявят себя при более редкой посадке.

Кожура у этих томатов тонкая, слегка задела ногтем и она легко повреждается. Некоторые плоды имели трещины, как бы сеточкой вокруг плодоножки, но в целом все плоды выглядели хорошо.
Всхожесть 5 из 9.

Томат ‘Царский подарок’

Томат ‘Загадка природы’

‘Загадка природы’ от «Сибирского сада» — среднеранний индетерминантный сорт, всхожесть семян 7 из 9.

Томат ‘Загадка природы’

Этот сорт вызвал у меня восторг☺, мне он очень понравился – как и ‘Хурма НК’. Он имеет красивый цвет, смесь желтого и розового как снаружи, так и внутри; очень аппетитно и невероятно вкусно — просто потрясающее сочетание с фруктовыми нотками.

Томат ‘Загадка природы’

Производитель обещал вес до 350 г, у меня же плоды достигали до 660 г. Рекомендуется сажать 3 растения на 1 м², поэтому в следующем году я буду сажать по одному в лунку. Поражена этим сортом☺

Томат ‘Загадка природы’

Томат ‘Малахитовая шкатулка’

‘Малахитовая шкатулка’ от «Сибирского сада» — среднеранний и среднерослый сорт (до 1,5 м). Крупноплодный, в технической спелости — изумрудного цвета, в биологической — желтоватый. Всхожесть составила 6 из 10.

Томат ‘Малахитовая шкатулка’

Производитель обещал вес до 900 г, но в моих условиях это явно недостижимо, максимальный вес составил только 400 г, даже если сажать по 1 растению в лунке, на 900 г его раскатать не удастся, на мой взгляд.

Томат ‘Малахитовая шкатулка’

Томат ‘Малахитовая шкатулка’

Тем не менее, плоды мясистые, нежные, с фруктовым вкусом. Они не долго хранятся, и я заметила, что крупноплодные зеленые томаты имеют свойство падать с куста при созревании.

Хочу попробовать приготовить варенье; на нашем сайте есть интересный рецепт джема от Светланы Зениной.

Томат ‘Малахитовая шкатулка’, для семян

Томат ‘Картофельный малиновый’

Сорт ‘Картофельный малиновый’ от «Сибирского сада» относится к среднеспелым видам с листьями картофельного типа. У него довольно высокая всхожесть семян — 7 из 9.

При технической спелости на плодах заметно зеленое плечико, которое исчезает по мере полного созревания. Это вкусный и сладковатый салатный томат с сахаристым содержимым. Урожайность также на высоком уровне, и мне сорт пришелся по душе — плечико меня не смущает, плоды надежно держатся на плодоножке.

Томат ‘Картофельный малиновый’

Изменения в весе удивили — ожидалось, что плоды могут весить до 800 г, однако я собрала томаты в пределах 260 г.
В этом сезоне я непременно посажу этот сорт снова.

Томат ‘Картофельный малиновый’

Томат ‘Бердский крупный’

Сорт ‘Бердский крупный’ от «Сибирского сада» является среднеранним и не слишком высоким (до 1 м) с крупными плодами. Ожидался вес до 700 г, я же собрала максимально 565 г. Всхожесть семян составила 1 из 7.

Томат ‘Бердский крупный’

К этому сорту у меня есть некоторые вопросы. Он рос в северной части грядки, по одному растению в ямке. С первого раза я не поняла, так как встречались плоды, будто спелые, но с белесой мякотью, я даже не смогла их попробовать нормально — отправила на переработку. В этом сезоне планирую сажать кусты первыми на грядке, чтобы расположить их на солнце.

Непонятно, в чем причина такого поведения – может, это последствия температурных перепадов или нехватки питания (но я всех кормила одинаково, другим хватало), и самое печальное — если это был столбур… но листья не меняли форму, не истончались, не закручивались, сам куст выглядел нормально…

Томат ‘Бердский крупный’

Томат ‘Японская роза’

Сорт ‘Японская роза’ от «Сибирского сада» оказался пересортом, но оказался удачным вариантом — плоды не трескаются, плотные и очень вкусные. Спелые томаты идеально подходят для салатов и консервирования. Вес составляет до 200 г, семена всходят с показателем 4 из 9. Я добавила семена в свою коллекцию.

Томат ‘Домашний разносол’

‘Домашний разносол’ от «Сибирского сада» — это среднеранний детерминантный сорт с мелкими плодами-сликами весом 100-120 г. Плоды плотные, идеально подходящие для цельноплодного консервирования.

Томат ‘Домашний разносол’

Томат ‘Де Барао Гигант’

‘Де Барао Гигант’ (НК «Русский огород») — сорт среднепоздний, который, насколько мне известно, является классическим представителем ‘Де Барао’. Это крупные сливовидные томаты с характерными зелеными плечиками.

Он подходит для консервирования целыми плодами, но я также использую и большие плоды, так как они достаточно плотные. В то же время эти томаты прекрасно подходят для салатов — с мясистой и сочной мякотью, обладают отличным классическим вкусом.

Вес составляет 230-250 г. В этом сезоне я сажала остатки семян, всхожесть составила 3 из 10 (срок реализации 2018 г.).

Томат ‘Де Барао Гигант’

Томат ‘Снегирь’

Сорт ‘Снегирь’ от «Биотехники» не оставил ярких впечатлений, планирую попробовать его снова этим сезоном, но сажать нужно пораньше. Я не учла, насколько он раннеспелый, так как посеяла на рассаду 28 марта, и среди томатов с созреванием в августе он потерялся.

Вес должен был составлять 200 г, но у меня были плоды по 120-130 г. Всхожесть — 2 из 10.

Томат ‘Сибирский Малахит’

‘Сибирский Малахит’ от «Сибирского сада» — это среднеспелый индетерминантный сорт с пестрыми желто-зелеными плодами. Куст отличается раскидистой формой и высокой урожайностью, также обладает хорошей устойчивостью к фитофторозу. В моих условиях он оставался зеленым, когда другие кусты были уже абсолютно лысые после санитарной обрезки. Если бы не заморозки 24 сентября, у меня было бы еще много плодов, созревающих на кусте. Всхожесть — 5 из 7.

Томат ‘Сибирский Малахит’

Плоды крепко держатся на плодоножке, в отличие от других зеленоплодных сортов, которые я выращивала — ‘Лягушка-царевна’ и ‘Малахитовая шкатулка’, но для долгого хранения они также не подойдут.

Томат ‘Сибирский Малахит’

Предполагался вес Томата 120-150 г, но у меня он был в пределах 120 г, так как кусты были посажены по 2 шт. в ямке и плотно (в то время как по рекомендации 3 шт. на 1 м2).

Томат ‘Сибирский Малахит’

Вкус у него не имеет ярко выраженной «томатности», десертный с фруктовыми нотками. Подходит как для салатов, так и для консервирования целыми плодами.

Томат ‘Сибирский Малахит’

Перед первыми утренними заморозками я сняла все оставшиеся плоды с кустов, большую часть с черешками, так как они не отделялись легким движением, и мне не хотелось их травмировать.

Сорт произвел хорошее впечатление — интересный на вкус, с необычным внешним видом, урожайный и стойкий. Я также взяла семена для своей коллекции.

Помидоры для семян

Подводя итоги, хочу выделить несколько моментов.

Во-первых, наличие пересорта, даже у известных компаний, таких как «Сибирский сад». Например, ‘СеДек’ вновь удивил — в упаковке семян сорта ‘Сахар белый’ находился не просто другой сорт, а настоящая смесь (я упоминала об этом здесь).

Во-вторых, всхожесть семян оставляет желать лучшего. Так, 10 сортов от «Сибирского сада» с сроками реализации до 2020 года всходили не идеально.

В-третьих, в большинстве случаев плоды имеют несоответствие по весу с заявленным производителем. Да, я сажаю по 2 растения в ямке и расстояние между лунками у меня составляет примерно 50 см, а не 1 м. Однако были сорта, которые продемонстрировали соответствие весу даже в таких условиях.

В общем, недобор веса для меня не столь критичен, так как я все равно получаю гораздо больше помидоров, чем мне нужно. Но, похоже, я пришла к выводу, что нужно сажать по 1 растению в ямке и придерживаться рекомендованных интервалов посадки. Хотела бы увидеть, как это повлияет на размер плодов.

Будет обидно, если я уменьшив количество кустов, увеличу площадь питания для одного растения, а вес плодов остается прежним. Потому что никакие другие усилия, дополнительные «танцы с бубнами» я делать не собираюсь.

Спасибо за внимание! Желаю всем отличных урожаев в новом сезоне!

Это может быть полезным:

  • Что может быть на томате: болезнь или вредитель? Помогите определить!
  • Семена томатов взошли, но остались на листочках — что делать?
  • Нужен опыт высадки томатов под зиму

83 комментария 36 благодарностей за запись 11 в избранном 47078 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
Лариса Репьевка 11 января 2020, 13:08
Сказать спасибо! Вы поблагодарили 5219
Добавили запись в избранное
Добавить в избранное
Комментарии (83)
11 января 2020, 14:07

Лариса, отлично всё расписала, как отличное пособие по сортам! Я заметила, что ты не сажаешь гибриды. Это твоя принципиальная позиция? Буду и дальше следить за твоими результатами. В этом году решила не покупать ничего нового, слишком много накопилось пакетиков. Но, посмотрев на твою систему, тоже хочу упорядочить всю информацию по своему огороду. Постараюсь с этого года начать!

11 января 2020, 15:24

Ирина, у меня еще есть наборчик для тебя (с Сердцем быка, помнишь?), надо бы передать). И всё! Больше ничего нового!

11 января 2020, 19:08
Лерочка, моя дорогая, только твои сердечки добавлю, и всё, больше ни-ни!

11 января 2020, 17:10

Ирина, я собираю сорта томатов, поэтому сажаю в большинстве случаев сорта, гибриды тоже использую, но иногда семена попадаются случайно или мне просто очень нравится их внешний вид))

11 января 2020, 19:10

Я читала, что свои семена собирать надежнее, и тоже задумалась об этом. Но так много нового расхваливают, а любопытство тянет, хочется попробовать. В итоге новых покупаю столько, что не остаётся места для своих!

8 мая 2020, 15:45

Я постоянно сталкиваюсь с тем, что много новых сортов конкурируют за мое внимание с теми, что есть в моем банке семян. Дело даже не в нехватке места в грядках, у меня ведь его достаточно, а в том, что мои силы не безграничны, и борьба с урожаем потом выводит из равновесия))

В этом сезоне, в конечном итоге, у меня всего 27 сортов, но это только благодаря проявленной силе воли))) Скоро буду высаживать в открытый грунт, если дожди утихнут.
Из них лишь 5 новых сортов, 10 понравившихся с прошлого сезона — хочу сажать по одному растению, чтобы увидеть изменения в весе плодов.
Ну и 12 сортов из моей коллекции, где претендентов тоже много, так что я решила упорядочить процесс и сажать их только когда приходит время обновить семена. В этом году у меня пошли семена 2015 года. Всё познаётся в сравнении, и некоторые сорта старого года я совсем убрала из коллекции, так как они уже уступают новым по характеристикам.

9 мая 2020, 06:03
Лариса, ты молодец с силой воли! Всего 27 сортов! А у меня и сила, и воля…
11 января 2020, 15:15

Сажаю сорт ‘Загадка природы’ уже третий год, он стал нашим любимцем. А ‘Хурму’ выращиваю давно, семена были получены у селекционеров, это очень вкусные помидоры. Я обожаю сладкие томаты. В этом году у меня на посадку выбрано уже 98 сортов и гибридов, обычно сажаю по 2-3 растения каждого сорта. Не хочется расставаться с любимыми и хочется попробовать новинки.

11 января 2020, 17:32

Ух ты! 98 сортов — это впечатляет! Я бы не смогла на такое пойти, хотя у меня есть достаточно семян для разнообразия. На данный момент у меня 30 вариантов, планирую добавить как минимум еще 5, но не могу позволить себе больше, так как решила уменьшить количество посадок. Но есть сборник из 10 разнообразных сортов зеленых томатов, и вскоре нужно будет их сажать, так как срок годности на пакетах истекает. Можно было бы разделить на несколько сезонов, но было бы интересно полностью заполнить грядку только зелеными помидорами и затем сравнить вкусы… В общем, вот такая дилемма: желание сажать и необходимость ограничиваться… у меня настоящая когнитивная диссоциация из-за помидоров!)))

11 января 2020, 18:27

У меня есть около 50 любимых сортов, которых жаль терять. Хочется повторить новинки прошлого сезона, которые пришлись по вкусу, и, конечно, опробовать новинки этого года. В итоге цифры не уменьшаются, хотя сокращение количества посадок — моя цель. Я тоже сажаю зеленые томаты, например, сорт «Зеленый мед» — десертные помидоры, очень сладкие! В прошлом году пробовала сделать из них варенье, но не удалось. Кроме того, сажаю «Изумрудное яблоко».

11 января 2020, 19:48

Из зеленых сортов я уже пробовала «Лягушку-царевну», «Малахитовую шкатулку» и «Сибирский малахит». Все они показались вкусными. «Лягушка» была, возможно, более водянистой, но это могло зависеть от погоды.

У меня в подборке также есть изумрудно-зеленые помидоры с желтыми оттенками на стадии спелости. Семь сортов из них еще не испытывала:

11 января 2020, 19:58

«Чероки Грин» — первый зеленый сорт, о котором я узнала. Просто восхитительный на вкус! «Чили верде» сажала в прошлом году, но он показался мне безвкусным и пустоватым внутри, возможно, я не подавала ему достаточно удобрений. «Ромовая баба», которую я выращивала в прошлом сезоне, оказалась сладкой и вкусной. Но, к сожалению, плоды вышли меньшего размера, чем ожидалось.

11 января 2020, 20:37

Я снова буду сажать «Ромовую бабу» в этом году, и из новинок у меня будет «Диво дивное» и «Восьмое чудо света».

9 мая 2020, 00:36

«Ромовая баба» мне очень понравилась — сладкая и ароматная. Хотя с лежкостью ей не повезло, но я снимаю помидоры в момент достижения их полной спелости. Средний вес соответствовал заявленному. В прошлом году рассада, к сожалению, была не очень крепкой, но в этом сезоне я высадила 5 кустиков. Также мне нравится «Сердце зеленое», сладкий и ароматный сорт, но я столкнулась с проблемой вершинной гнили — один из двух плодов пострадал, хотя кусты были не слишком крепкими и давали всего 5-10 плодов на куст.

9 мая 2020, 06:08

Лариса, а что можете сказать о «Антоновке медовой»? Я купила семена два года назад, описание сорта показалось интересным, но прочитала не самые лучшие отзывы и не решаюсь сажать.

9 мая 2020, 09:23

Валерия, не могу точно что-либо сказать, она пока в моих планах на следующий год. В этом сезоне у меня в теплице будут только «Сибирский малахит», «Малахитовая шкатулка» и «Чероки Грин золотой».

11 января 2020, 18:31

Вообще, «Загадка природы» и «Хурма НК» произвели на меня незабываемое впечатление — очень интересные сорта. У меня есть еще несколько сортов, которые я еще не пробовала, и они, похоже, будут двухцветными — на вид желто-розовые или желто-оранжевые, надеюсь, они окажутся на вкус не менее замечательными.

Новые семена томатов

11 января 2020, 18:55

Я не пробовала такие сорта, но много сажаю би-колор. В моей коллекции такие сорта, как «Загадка природы», «Золотые купола», «Лунный восторг», «Черный ананас», «Тукс Хорн», «Елунстон», «Old Flame», «Золотые горы Медео», «Янтарный барон», «Медовый салют», «Застенчивая невеста», и «Канада би колор». Все они имеют желто-оранжево-розовую окраску и фруктовый вкус, хотя у каждого свой уникальный привкус.

11 января 2020, 19:02

Какие замечательные названия! Мне уже голова кружится от них, хочется сажать и пробовать новые сорта))) У меня даже есть «Застенчивая невеста».

11 января 2020, 19:45

Я выращивала армянские сорта от Мязиной в прошлом году и они мне понравились — сладкие, небольшие помидоры. Семена собрала сама. В этом сезоне собираюсь попробовать другие желто-красные сорта, чтобы выбрать самые лучшие.

11 января 2020, 15:32

Обожаю такие истории! Лариса, в этом сезоне я собираюсь попробовать «Царский подарок», «Сибирский малахит» и «Малахитовую шкатулку» (семена уже в ожидании) в теплице. «Загадку природы» сажала в 2018 году — она мне понравилась, хорошо росла в теплице. В прошлом сезоне я впервые попробовала выращивать томаты в открытом грунте, но, к сожалению, ничего не вышло — как бы я не старалась защитить растения от фитофторы, все равно не получилось. Возможно, я спешила убирать плоды, и, заметив повреждения на некоторых кустах, сняла плоды со всех 20 кустов, поэтому многие дозрели, но так как были сняты слишком рано, внутренности оказались белыми и сухими.

11 января 2020, 15:41

Лера, когда было много дождей весной и летом, мне посоветовали обработать томаты препаратом АБИГА-ПИК. Это сработало, фитофтора меня не беспокоила. Да, это медь, срок ожидания — 20 дней. Обрабатывала в июне и начале июля.

11 января 2020, 16:11

Оля, я обрабатывала каждые две недели после высадки раствором молока с йодом и водой, а когда дожди начались — перешла на бордосскую смесь. Но дожди все смывали, поэтому препарат не дал должного результата… «АБИГА-ПИК» еще не пробовала, но у меня есть запасы «Ордана», о котором тоже слышала много хорошего.

11 января 2020, 19:08

Фитофтора у меня в основном начинается с листьев, и я постоянно их удаляю, пока не замечу, что пятна доходят до плодов — а к тому времени уже сезон подходит к концу. Впрочем, был один год, когда фитофтора пришла рано и быстро, но нам все же удалось собрать немного спелых помидоров без пятен для еды и на сок. Даже сосед не смог подобрать хорошие плоды для засолки, хотя обычно я даю ему несколько ведер на это. Он говорит, что это «лучший закусон под самогон», но я сама не пробовала))) В тот год нам не повезло, но зато уткам досталось половина урожая!

11 января 2020, 16:03

О, какие красивые помидоры, мне всегда интересно читать детальные отзывы о них! В этом году я тоже собираюсь вырастить золотые сорта, привлекли внимание «Золотое сердце» и «Хурма». Заказала также «Апельсин» и «Оранжевый слон»… Не могу дождаться начала сезона, вся соскучилась по своим помидорам. В прошлом году я не очень уделяла им внимания, прямо запустила посадки, но они меня не подвели и дали отличный урожай. Надеюсь, что в этом году тоже порадуют!

11 января 2020, 18:57

Полина, а какие сорта у вас на фотографиях? Кажутся очень интересными!

А «Апельсин» — это сорт от «Русского огорода»?

11 января 2020, 19:17

На первом фото «Бычье сердце», на втором и третьем — «Розовый гигант». Кусты довольно высокие, в открытом грунте достигают 1.70 м и выше. «Черный принц» сажаю уже много лет, это три сорта, которые постоянно у меня в саду — они очень урожайные и крупные. В этом году решила попробовать и новые сорта — красные и мелкие, желтые… В общем, разнообразие! «Апельсин» от «Гавриш» и «Оранжевый слон» тоже в планах.

11 января 2020, 19:20

Вот такой красавец!

11 января 2020, 19:36

Сорт «Розовый слон» я сажаю уже более десяти лет. Хотя он средний по урожайности, но очень вкусный, отказываться от него не собираюсь.

12 января 2020, 18:57

Полина, «Бычье сердце» тоже завоевало мое внимание; я оставила себе в коллекции «Оранжевое» и «Розовое». С недавних пор приобрела еще «Кремовое», «Персиковое», «Янтарное» и «Шоколадное» — это уже на посадки 2021 года. Возможно, к тому времени еще что-то прикуплю.
Кроме того, у меня есть «Оранжевый слон», хотя я узнала, что он у меня от другой компании.

Я также выращивала «Черный принц» три года подряд, это отличный сорт. Наверняка с него и началось мое знакомство с темными помидорами. Моя мама (она предпочитает классические красные сорта) сначала отнеслась к ним с недоверием, но потом оценило и сказала, что им понравились. В целом, есть много вкусных салатных сортов, которые у нас успевают полностью вызреть на кусте, что просто замечательно))
Хотя мелкоплодные сорта, такие как «Черная гроздь» и «Черный мавр», меня не впечатлили; в целом, я не очень люблю мелкие томатики, да и к черри тоже не отношусь с особым интересом. В коллекции есть несколько сортов с мелкими плодами, но они находятся в коктейльной группе, все-таки хотелось бы покрупнее черри.

В этом сезоне собираюсь попробовать еще несколько сортов в таком же темном оттенке.

В планах на 2020 год

12 января 2020, 20:57

Какие замечательные помидоры, особенно черный слон! Это будет мой проект — коллекционировать слонов!

11 января 2020, 19:07

Выглядит интересно. Я выращивала только сорт «Хурма». Наш климат позволяет мне экспериментировать и с позднеспелыми сортами. Половина моего урожая — высокорослые сорта, наиболее высокие я подвязываю к двухметровым опорам. Сверху закрываю пластиковыми бутылками для защиты от порывов спанбонда. Выращиваю красные, черные, очень люблю розовые и желтые сорта. Оранжевых в этом сезоне почти нет. В прошлом году хорошо плодоносили оранжевые сорта «Бигоранж» — они мне очень понравились как по цвету, так и по вкусу. А вот «Оранжевый Де Барао» не понравился. В то же время, красные и желтые сорта «Де Барао» я ценю за их надежность и сажаю неизменно с 90-х годов. У меня еще есть несколько высокорослых сортов, среди которых «Спрут», «Перцевидный желтый» и «Розовый гигант».

11 января 2020, 19:16

Эти сорта мне тоже понравились и, похоже, они остались у меня надолго. «Зефир в шоколаде», «Пинк уникум» и «Король Лондона» — все они высокорослые.

12 января 2020, 19:05

Талия, на картинках мне очень понравились «Розовый гигант» и «Зефир в шоколаде» — обязательно куплю на пробу на следующие сезоны. А вы не пробовали «Оранжевый гигант» от «Аэлита»? Если нет, то попробуйте, он хороший, урожайный и вкусный. На нашем сайте многие оставили положительные отзывы о нем!))

12 января 2020, 20:40

Обратите внимание, я впервые узнала о его существовании. В этом сезоне наращиваю количество крупноплодных сортов. В этом, точнее, в прошлом году ситуация стала довольно забавной: даже черри пошли на сок. На данный момент сажаю Красный Гигант — он всегда дает хороший урожай и имеет низкий рост.

12 января 2020, 22:20

Лариса, возможно, стоит обсудить низкорослые и среднерослые сорта, а я акцентировала на высокорослых. Видимо, не совсем внимательно прочитала все детали.

12 января 2020, 23:29

Да, детерминантные и среднерастущие сорта тоже заслуживают внимания, особенно для открытого грунта, они больше подходят. Но, например, я высаживаю индетерминантные сорта в открытом грунте, если они мне нравятся, просто прищипываю верхушки на определенном этапе.

Какие интересные невысокие томаты у вас росли?

13 января 2020, 12:11

Некоторые из сортов упоминались на сайте. Я давно их выращиваю. Семко2006 формирует длинные красивые грозди. Это низкорослые и среднерослые сорта.

Мне нравятся желтые сорта. Дина — очень мясистый, нейтрального вкуса. Пока не планирую менять. Кубанская — упакована в такие пакеты — красная, тоже мясистая и высокоурожайная. Бигорнж — в открытом грунте не слишком высокий, но может вырасти до 1,7 м. О нем уже говорила, решила показать его внешний вид.

14 января 2020, 13:03

Талия, спасибо!)) О Столыпине на сайте много положительных отзывов, я к нему присматриваюсь и обязательно попробую. Какие размеры у Дины и Желтого деликатеса? Они подходят для консервации целыми плодами?

14 января 2020, 13:20

Желтый деликатес проходит в банку, очень сладкий. Дина — крупнее и не подойдет для банки.

7 мая 2020, 16:28

Лара, в этом году я тоже посеял Столыпин, он мне подошел по характеристикам. В дальнейшем планирую делать обзоры сортов. Дина была в прошлом году, великолепный сорт, но не для консервирования)))) А вот в фаршировке — просто незаменимая, на наш взгляд.

Вот такие у нас были Дина, в полтора раза шире баночного горлышка.

8 мая 2020, 16:16

Спасибо, Танж!)) Дина великолепная, и ее цвет достаточно заманчивый. У меня с подобной расцветкой пока немного в коллекции. Про Столыпина обязательно расскажите позже, мы ждем отчеты — томаты очень популярная культура на нашем сайте, всем интересны! Мне Столыпин приглянулся, хочу обновить группу ранних сортов, не могу сказать, что совсем довольна тем, что имею. Хочется, чтобы ранние были не мелкими и вкусными. Интересно, реально ли это?))

8 мая 2020, 23:43

Конечно, это возможно!) Мы, например, являемся поклонниками желтых и розовых томатов, а также почти фанатиками Де-Барао, но только розового для фаршировки, золотой и черный — для употребления свежими или в малосолке. Красные в качестве консервов как-то не так, поэтому всегда шли в банки.)
Да, планирую подготовить более подробные отчеты, и здесь, на сайте, будет удобнее размещать, а то блокноты подчас теряются, исчезают непонятно как!
Что касается Дины, есть нюанс: ее лучше есть слегка недозрелой. А зрелый томат иногда бывает мучнистым… Хотя сок получается почти сладким! Мы в начале сезона сорвали немного недозревших, нарезали их дольками, слегка приправили солью и перцем, а на корочке хлеба с чесноком — вкус просто непередаваемый! Мякоть упругая, тверденькая, сладкая с освежающей кислинкой, запах помидоров! Попробовали спелый — капец, как будто в кипятке ошпаренный… в общем, не о чем!

9 мая 2020, 00:00

Какое же это описание! ммм, конечно, очень аппетитно… это жестоко, Танж))) У меня только замороженные томаты под рукой, неужели я их стану есть?))) Придется довольствоваться хлебной корочкой с чесноком, а рассадой нюхать — тоже пахнет помидорами, когда дотронешься)))

9 мая 2020, 00:21

Ничего страшного, я просто поделился своим опытом, без обид!
А помидоры, кстати, реально морозим, а потом нормально! Никогда не пробовали с сырыми)))

9 мая 2020, 00:49

Так замороженные мы сырыми не едим! Выкладываем дольками и замораживаем, а зимой используем для супов, борщей — получается как со свежими томатами, а для пиццы — кружочками.
Омлет с помидорами хорошо идет зимой!))

9 мая 2020, 00:45

О, не заметила, земляк тоже самое про Дину написал. У меня, кстати, она была более оранжевой.

9 мая 2020, 06:27

Черт возьми! Танж, ты так вкусно рассказал! С утра, на голодный желудок… Ну как можно!?

9 мая 2020, 00:44

У Дины особенный вкус, или скорее, структура мякоти — она какая-то крахмалистая. Мякоть прямо мясистая. Сладкая. Плоды по размеру варьируются — есть небольшие, но несколько штук и весьма крупные. Я, кстати, недавно писала о Дине в конкурсе СеДеК.

11 января 2020, 20:14

Я тоже любитель помидоров, но до такого обилия сортов мне далеко. Каждый год сажаю часть проверенных и часть новых. Из новых сортов очень понравились Хурма от (Седек), Де-Барао золотой (Аэлита) и Скороспелка розовая (Аэлита). Скороспелка сначала меня огорчила: взошло мало семян и созревала очень медленно, вопреки названию, но потом реабилитировалась и стала моим любимым помидором 2019 года.
Разочаровал Оранжевый банан (Удачные семена) — плоды жесткие, сколько ни висели, мягче не становились. Добавила его в консервацию, недавно открыли — такой же твердый, как яблоко. Но он оранжевый и продолговатый, здесь не придерешься!

11 января 2020, 21:03

Моя мама с советских времен всегда сажала один любимый сорт помидоров «Космонавт Волков», который достался и мне. Прекрасный сорт! Я высаживаю его уже пять лет и очень довольна. В прошлом году мне случайно попались семена «Мохнатый шмель». Они действительно с мохнатой кожицей и очень устойчивая к болезням. На вкус сладкие. Я сохранила семена для посадки и в этом году.

Помидор «Космонавт Волков»

12 января 2020, 12:04

В 2019 году я также сажала «лохматый» томат, сорт Лохматый Кейн — он выглядит, как персик. Интересный сорт: в зеленом виде имеет баклажановый цвет, а при созревании становится темным с нежно-розовой мякотью. Этот сорт выделялся на грядке, так как и ствол, и листья имели фиолетовый оттенок. На вкус он был хорошо сбалансирован. При засолке показал себя хорошо, но урожайность подвела, не очень урожайный сорт. В этом году планирую сажать «лохматого» сорта Фокус-Покус от Аэлиты, надеюсь на хороший вкус и урожайность.

12 января 2020, 08:37

Я часто сталкивалась с тем, что семена «СЕДЕКа» подвели меня. Вместо сладкого перца вырастал горький, вместо баклажанов возникало что-то непонятное. С томатами тоже часто была путаница. Поэтому решила больше не покупать семена этой фирмы.

15 января 2020, 14:15

Согласна с вами на все 100%. Аэлита, Седек, Партнер разочаровали. Полный пересорт! И помидоры, и перцы — вместо красных огорчения желтые, вместо крупных — мелкие безвкусные и так далее.

12 января 2020, 17:54

Лариса, отличный рассказ! Спасибо!
Я сажаю семена от Седек, максимум укроп, хотя их семенной картофель просто отличный!

12 января 2020, 19:22

Лариса, я еще раз перечитал ваш рассказ.
В конце прошлого года мне очень захотелось попробовать высаживать томаты еще и в открытом грунте. Вскоре появились сомнения, стоит ли это делать. Но после второго чтения точно решил — надо сажать!
Спасибо вам!

12 января 2020, 21:48

Максим, спасибо за ваш интерес!)) Конечно, нужно сажать!)) Интересно попробовать новый способ выращивания. Можно также сравнить, как различаются вкусовые качества и урожайность одного сорта в открытом и защищенном грунте.))

14 января 2020, 14:00

Сейчас я как раз просматриваю свои запасы семян, готовлюсь к новому сезону — уже пора!))
У меня есть запасы до 2015-2016 годов, которые сейчас необходимо проверить — какие семена нужно обновить, а какие со временем потеряли актуальность…
Если кому-то интересно, я выбрала сорта томатов, которые несколько лет хорошо себя зарекомендовали в открытом грунте и которые мне очень понравились. К сожалению, фотографий у меня нет — в то время я не особо снимала и не писала на сайте.

Успешные сорта томатов для открытого грунта

Самурай — среднеранний, среднерослый сорт (до 1 м), весом около 160 г (у меня были и больше), розовые. Этот сорт хорошо переносил жару, не подвержен растрескиванию и достаточно плотный — подойдет как для салатов, так и для консервации. Крупные плоды я точно помню — резала и ставила на маринад в пряном растворе. Устойчив к фитофторе — как по мне, розовые томаты (плоды) легче переносят боль. Пятна фитофторы к ним пристают не так активно))

Амурский тигр — популярный сорт на Семидачье, у меня он выступает в роли надежного помощника, достаточно неприхотлив. В 2018 году он поспел одним из первых, в начале июля. Среднеранний, индетерминантный сорт, но у меня в открытом грунте он не был очень высоким, примерно 1,2-1,3 м.

Сибирский скороспелый — детерминантный томат, в среднем весом 100 г. Действительно быстро созревает, однако на жаре нужно хорошо поливать, иначе плоды могут мельчать. Мясистый, с классическим томатным вкусом.

Северная малютка — ультраскороспелый, детерминантный сорт, у меня он был среднерослым, до 1 метра. Кистя, как у черри, но плоды крупнее, в коктейльном размере; урожайный, использовался как для салатов, так и для консервирования целыми плодами. Позже подобрала еще сорта с небольшими плодами — Персик, Утенок, Серна, и в результате получилось симпатичное разноцветное ассорти в банках. Теперь к этому разнообразию можно добавить еще и зеленый Сибирский Малахит — красота!

Оранжевый гигант — среднеспелый детерминант, высокий до 1 м, с массой до 300 г. Исключительно вкусный, салатный томат, урожайный, легко переносит высокую влажность, не трескается.

Подарок Феи — раннеспелый детерминант, весом около 100 г (у меня были и крупнее), универсальный, с хорошим вкусом, неприхотливый и урожайный. Для любителей сердцевидных томатов этот сорт будет весьма удачным и надежным.

9 мая 2020, 00:50

Интересно, каждый раз, когда растет Амурский тигр, он получается разного цвета? Мы тестировали зелено-красные полоски с крупными плодами. У племянницы на упаковке тоже были такие же цвета, но плоды оказались средними. А у нас на упаковке желто-красные полосы.

9 мая 2020, 01:16

Светлана, у него действительно есть желтые полосы, хотя в реальности их видно только в начале, а затем они исчезают… На некоторых экземплярах их можно заметить только если очень внимательно рассмотреть. Я сама обратила на это внимание, когда изучала отчеты наших тестировщиков на сайте.

9 мая 2020, 01:23

Я вот и говорю — каждый год все по-разному. Интересно, какие у них вкусовые качества и почему особенности сортов почти одинаковые… В этом году я высадила последние семена, которые тестировала. Обязательно нужно будет собрать урожай.

15 января 2020, 12:40

Лариса, спасибо огромное за статью! Уверена, что урожайность и, возможно, вкусные свойства зависят от географического положения. Репьевка находится в Воронежской области, верно? А у нас Ивановская область, она более холодная и находится севернее. Делая сравнительный анализ по росту, урожайности и устойчивости к болезням как в теплице, так и на открытом грунте, я заметила, что одни и те же сорта у меня в открытом грунте вырастают лучше и здоровее. Возможно, у меня была неправильная агротехника в теплице. Расскажите, пожалуйста, о вашей технологии выращивания в открытом грунте, хоть у нас условия разные. Вы сажаете индетерминантные сорта отдельно или вместе с низкорослыми? У нас довольно ограниченное пространство участка.

15 января 2020, 20:13

Ольга, спасибо за интерес! Да, в Воронежской области) Лето у нас обычно жаркое, и овощи великолепно растут в открытом грунте. В этом случае стоит отдавать предпочтение детерминантным и среднерослым сортам. Это удобно, так как требует меньше усилий по подвязке, а также увеличивает урожайность.
При планировании посадок я обращаю внимание на два фактора: сроки созревания (выбираю ранние и среднеспелые сорта) и высоту растений (низкорослые и среднерослые).
Хотя если сорт мне очень нравится и вызывает желание посадить его, я все-таки сажаю индеты и среднепоздние сорта в открытом грунте.
Так как у вас есть теплица, вы понимаете, что для таких томатов это идеальное место — в теплице больше теплого времени, они защищены от дождей и растут, подобно лианам, предоставляя урожай с июня по октябрь.
В открытом грунте у них нет такой возможности. Они не успевают собрать урожай.
У меня грядки ориентированы с севера на юг, и когда планирую посадку, стараюсь разместить растения по высоте: низкие томаты на юге, а выше — на севере, чтобы они менее затеняли друг друга. Также важно учитывать, что чем больше куст и хуже почва, тем больше расстояния нужно оставлять между растениями (или решать нехватку площади питания с помощью удобрений).
Я прищипываю индеты в конце июля, то есть они растут как обычные высокие томаты. Не веду их в один стебель; на самом деле, я не уделяю особого внимания формированию. Моя техника заключается в том, чтобы «удалять лишнее», и это подразумевает индивидуальный подход к каждому растению. То есть индеты также растут в нескольких побегов.
В одном из сезонов я подсчитала количество плодов на среднерослых и высокорослых (включая индеты) крупноплодных сортах — у меня в открытом грунте они приносят 23-25 полностью созревших помидоров на куст.
Что касается укрытия, я укрываю растения в начале, во время адаптации рассады, пересаженной в открытый грунт. Это защищает от жары, а также от утренних заморозков в мае.
День, когда я, наконец, снимаю укрытие с томатов, перцев и баклажанов, для меня как праздник!)
Это обычно происходит в районе двадцатых чисел мая. Однажды за все время моего огородничества заморозки длились вплоть до 7 июня. К тому моменту одна грядка томатов уже значительно выросла, и я накрывала её, использовав колья и укрывала спанбондом.

Томаты на грядке превысили свои размеры и в высоту, и в ширину от дуг, и мне пришлось вбивать дополнительные колья по краям и вдоль грядки, на которые надевались пластиковые стаканы, защищая укрытие на ночь.

Однако от дождя я уже не укрываю, этого для меня слишком. Да, плоды могут трескаться, но не все пострадают. Такие потери качества отдельных плодов я компенсирую количеством кустов — площадь огорода это позволяет.
Если площади ограничены, и каждый плод на счету, возможно, стоит делать ставку на низкорослые помидоры, которые при необходимости можно укрыть.

Вот, к примеру, как выращивают свои помидоры в открытом грунте Танж и Ната из Брянской области, у них есть отдельный топик на эту тему.
Танж использует специальные стойки, которые помогают и подвязывать кусты, и обеспечивать им притенение, и укрытие:

Выращивание томатов в открытом грунте. Фото Tanjeen

А Валентина Гинзбург из Германии приобрела специальные стойки с навесами для защиты своих томатов от непогоды.

Стойки с навесом. Фото Валентины Гинзбург

В общем, наши дачники не стоят на месте и постоянно ищут новые способы для улучшения своих результатов в огородничестве)).

15 января 2020, 21:05

Лариса, искренне благодарю! Мне очень интересно и полезно, есть вещи, которые я никогда не делала. Обязательно воспользуюсь! Я купила семена всех низкорослых томатов, но не могу отказаться от черри, они у меня не заболели ни разу за несколько лет.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ